Сказка о баске
Нет-нет, я совсем не ошиблась. Хочется поболтать вовсе не о баксе, с навязаными ему опытными кукловодами истериками, и не о возможном в связи с этим косоглазием — обменники ведь так и притягивают взгляды. Если же все сбережения уже пару лет как сделали ноги с помощью неких ручек, можно и наслаждаться, рассуждать, к примеру, о более вечном — о женственности и ее верных подручных. Не вешать же нос, что здорово старит. К тому же вкус к жизни, пожалуй, крепче, чем тиски жестких обстоятельств. В той или иной степени всякие подножки будут всегда, а подпитывать женственность стоит сегодня, и делать это нужно, как следует, — и вчера, и, думаю, во все завтра, что на роду написаны.
Итак, породистая баска вернулась будто из долгой ссылки в женский костюм, платье, юбку. Будучи яркой цитатой моделей прошлых лет, она, как и должно быть, сегодня не повторяет прошлое дословно (ведь уже давно другие технологии, материалы, техника кроя), а звучит по-новому, играя этими оборками, воланами у талии, будоража воображение даже тех, кто не вылазит из хоть и многовариантных, но уже изрядно поднадоевших брюк.
У балетных есть такое определение — балерина абсолюта. Та, которая может все. Мне кажется, это о баске, которая с неизъяснимой вирутозностью способна подчеркнуть даже то, чего нет, нащупать и обозначить прелесть почти любой девочки — от 15 лет до бесконечности. И хотя говорят, чтобы изжить миф, нужно к нему прикоснуться вплотную, баски это не касается. Она вернулась из забытья триумфально, впрочем, ни с кем не заигрывая, как забытая старая актриса. Ее почувствовала даже та, что не склонна к элегантности — юная мода, где подчас живут только примитивно обтянутые ноги до самой талии. Все у них так просто, и придумывать ничего не надо, все одинаково сервировано и названо для понтов особой эстетикой. Так ведь продается лучше, а клонирование модное прикрытие давно крадет женственность и даже нечто более ценное — скажем, эмоциональную память.
Недавно, сидя на четырехметровой высоте в своем домашнем кабинете (затеяла генеральную уборку со снятием занавесок и прочее), невольно свысока смотрела в окно на спешащих на работу женщин. Почти у всех беззащитно торчат ножки из-под курток, почти никакого шарма, хорошо хоть шарфы разные, можно отличить одну от другой. Оно и понятно, сама всю жизнь мотаясь, подыскивала удобную одежду, но все же обязательно стоит не забывать о деталях, которые и освобождают от банальностей. Может, все нарядные дамочки нынче за рулем и, пролетая мимо, увозят от посторонних глаз свою элегантность. Улица-то, особенно осенью, скучновата. Впрочем, наша баска не для улицы.
Итак — из личной жизни баски или история, подобранная без всякого жеманства. О басках снова заговорили специалисты около двух лет назад, когда в моду вернулся new look. Впрочем, баска для истинных мастеров полностью не исчезала никогда. Например, у Dior жакет с баской (его кутюрье придумал в 1947 году) — настоящий хит. Он до сих пор появляется в каждой коллекции Дома — причем современная модель не отличается от того жакета Dior, в котором Марлен Дитрих приходила на показы на авеню Монтень, утверждают знатоки. С баской любил поиграть Ив Сен-Лоран в 1970-е, в своих знаменитых жакетах-сафари. Именно она отвечала за женственность. В максималистских восьмидесятых баска появлялась на подиуме не реже широких плеч, а потом о басках словно бы забыли на целых двадцать лет. Сейчас большинство дизайнеров снабжают басками (в оригинале слово означало «фалды на мундире») не жакеты, а платья и юбки.
Уверена, что баска очень добрая, ведь она любит почти всех женщин. Конечно, кроме тех, кто копит свой жир, как депо молодости на будущее: вдруг понадобится добавить жирка под бровь, или закачать в галифе, шею, не знаю, еще куда его можна пристроить в погоне за вечной молодостью. Взрослые женщины, которые выглядят свежо и обходятся без радикальных мук, просто ложатся спать в то же время, что и дети. Эффект гораздо сочнее и притягательнее.
Есть мудрый совет — не в свою пирамиду не ложись. Если сказать легко и с улыбкой — тебя услышат, если удручающе назидательно — могут и обидеться: видали таких, которые знают больше всех. Нет, конечно, не претендую, но, влюбившись в баску, понимаю, что женщину эта деталь определенно выпрямляет, причем не только фигуру. Она приподнимает самовосприятие уже хотя бы тем, что, имея юбочку, платье, костюмчик с баской, сразу же захочется пойти куда-нибудь, перестать учить наизусть новости по всем каналам, захочется умного общения, элегантного тоста. Тем, кто умеет шить, особенно повезло. Одной баской они могут решить все новогодние проблемы, связанные с обновками. Был и у меня коттоновый летний костюмчик с баской у талии. Никогда не забуду, как изменилась тогда походка, как выпрямилась спинка, как все диву давались — ну, что в ней такого в этой двойке. Всего-то ничего — юбка-карандаш и верх с оборочкой у талии. Наверное, чудный фасон и прибавлял женственности. Сейчас мне кажется, что, имея такой легкий летний костюмчик, можно было бы избавиться от нашего массового любимого вида спорта — вечного шоппинга. И это при том, что баска — деталь не транспортная. Она скромна, будто и сама не понимает, как прекрасна. Тот, кто ее придумал, видимо, очень любил женщин. Может, в этом и вся тайна — ведь такое прямое попадание хоть и за пределами простой анатомии, но определенно, автор знавал в ней толк. Эта мелочь не просто украшает, она придает женщине нечто, что заставляет многих смотреть ей вслед, а коллегам вздыхать — умеют же некоторые.
У баски, похоже, свое чувство времени, свой счет с ним, потому оно не властно над вечным обаянием, история одновременно и богемная, и доступная, так как всегда оставляет место для воображения. Есть вещи, которые вызывают желание дотронуться. Наверное, это и есть элегантная чувственность.
Любой может сказать: было бы о чем рассуждать, когда у большинства жизненная ноша и так непроста. Знаю точно — женщине любая подобная якобы чепуха поомгает нести свой груз легче и ярче.
Если вы пожелаете после шести вечера плотно поужинать — вспомните о баске. Вам ее, похоже, тогда не заполучить, деталь хоть и демократична, вернее, потому что по-настоящему демократична, она и обещает только то, что в силах выполнить. Кто знает, может быть, ей даже место в символическом парламенте.
И еще. Баска — не Золушка, скорее, аристократка, но такая, что хочет поделиться изысканностью. Грех не воспользоваться.
Выпуск газеты №:
№219, (2012)Section
Общество