Словно живые...
Изготовление чучел — сегодня почти утраченное искусство
Прямо на меня страшно оскалился большой серый волк. Неподалеку от него — озабоченно строят гать трудяги-бобры, рядом лиса играет со своими малышами, а над ними раскинул исполинские крылья белохвостый орлан. Все это — экспонаты уникального и едва ли не самого большого в Украине «Музея флоры и фауны» в Радомышле (Житомирщина), где хранится одна из лучших в Украине коллекция чучел животных.
В трех небольших залах музея разместились чучела десятков видов животных украинского Полесья. Зайцы и волки, енотовидные собаки, барсуки, дикие кабаны, олени, лоси... А еще — редкой красоты птицы, которых сейчас можно увидеть разве что на картинке.
«Музей учредил сорок лет тому назад тогдашний директор лесхоза Андрей Филипович — большой природолюб и подвижник, — рассказывает заведующая экспозицией Людмила Чепцова. — Все экспонаты изготовлены руками местных мастеров-самоучек. Специально этому никто не учился. Поэтому работникам приходилось постигать секреты создания чучел самостоятельно».
Больше сорока лет в музее работал таксидермистом (именно так называется профессия, связанная с изготовлением чучел) Сергей Марчук. Несколько лет назад он умер, и в лесхозе еле нашли нового специалиста — слишком редкая сегодня эта профессия. К тому же и неблагодарная. Ведь создание чучела — дело не из «аппетитных».
«Экспонатами нашего музея становятся по большей части подстреленные охотниками животные, — говорит пани Людмила. — Сначала таксидермист делает замеры мертвого животного: длина туловища, конечностей, пропорции и тому подобное. Потом с туши снимается кожа. Голову вываривают, оставляя только череп. Кожу необходимо постирать, просолить, пропитать специальными ядохимикатами. Новым «скелетом» чучела становится деревянный каркас, изготовить который довольно трудно: нужно точно подогнать все измеренные пропорции. Набивается чучело в большинстве случаев опилками — этого «добра» в лесхозе хватает».
Мысленно пытаюсь представить весь процесс изготовления чучела. Воистину — тяжелая работа! «И очень филигранная, — добавляет заведующая музеем, — ведь любая небрежность в работе вылезает наружу — в буквальном понимании: плохо сделанные чучела со временем «линяют», осыпаются, становятся «добычей» моли...
К счастью, экспонаты радомышльского музея сделаны профессионально — и с любовью. Например, украшение экспозиции — крымский олень. По словам Людмилы Чепцовой, больше четверти века тому двадцать восемь особей привезли из Крыма для разведения на Полесье. В пути один олень умер. А поэтому — обрел бессмертие, став экспонатом музея.
Другой заметный экспонат — гигантский лось. Это уже типичный «абориген» — обитатель окружающих лесов. Каждый рог такого великана весит больше двадцати килограмм, поэтому лосям трудно нагибать шею, чтобы достать травку с земли — они питаются листьями на кустах. Когда- то, еще в советские времена, мясо местных лосей поставляли на экспорт. После чернобыльской аварии об этом пришлось забыть...
В «царство фауны» на окраине Радомышля часто наведываются туристы. Для каждого из них увиденное становится большим открытием. «Словно живые!» — смотря на чучела, часто выкрикивают люди. На мой вопрос, не поступают ли частные заказы от туристов на изготовления чучел, директор музея улыбнулась: «Люди выходят из зала настолько очарованными красотой животных, что об этом никто даже не думает...»
Выпуск газеты №:
№99, (2006)Section
Общество