Перейти к основному содержанию

Случайная экономия

Эксперт: Благодаря статье в «Дне» Государственное агентство экологических инвестиций опубликовало новую информацию об использовании Киотских денег. Вопросы остались
17 декабря, 12:33

После публикации в «Дне» статьи «Куда делись 470 миллионов евро?» (№213 от 21 ноября 2013 года) об использовании Киотских денег, Государственное агентство экологических инвестиций опубликовало на своем сайте опровержение. Главный его тезис — журналисты и экологи неверно растолковали общественности, почему так долго воплощаются в жизнь социальные проекты за средства, полученные Украиной от продажи квот. Агентство убеждает: ситуация под контролем, утепление школ и больниц происходит по плану, а о незаконном расходовании средств вообще речь не идет. Как раз наоборот — агентству даже удалось сэкономить средства еще на сотню социальных проектов. Каким образом?

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ПРОЕКТОВ НЕ 529, А... 703

В ГАЭИ объясняют, что сэкономить удалось почти случайно. «Сначала на утепление объектов закладывалась одна сумма, со временем выяснялось, что нужно гораздо меньше. Например, в одной школе хотели заменить 30 окон, а оказалось, что окон только 20. Таким образом образовались остатки, за которые можно провести теплосанацию еще на ста социальных объектах, то есть заменить окна, двери, утеплить фасады для экономии теплоэнергии», — рассказала «Дню» Екатерина КРАВЧЕНКО, начальник отдела связей с общественностью ГАЭИ.

Странно, но именно из-за нехватки средств количество социальных объектов из запланированных 900 уменьшилась до 529, сообщало ранее агентство.  Там говорят, что пошли на такие шаги из-за инфляции и роста стоимости строительных материалов. Теперь же делают акцент на экономии и на том, что список немного увеличился, — теперь содержит 703 школы и больницы. Его удалось увеличить после октябрьских переговоров агентства с японскими контрагентами. Тогда были заключены договора еще на 162 проекта в социальной сфере. Реализовать их планируют в течение 2014—2015 годов.

Но станет ли эта дата окончательной, эксперты не уверены, ведь агентство постоянно откладывает конечные сроки завершения работ — мол, из-за неподходящей погоды и некоторых технических моментов. «Некоторые работы нельзя проводить зимой, потому их откладывали на более теплый и благоприятный период, — комментирует Екатерина Кравченко. — Японская сторона приезжает к нам несколько раз в месяц, мы постоянно подписываем с ними дополнения относительно перенесений конечных сроков. Они слушают наши аргументы, соглашаются, но сами проверяют. Вот на этой неделе японская делегация поехала в Донецк, перед этим была в Луганске, то есть они прекрасно знают ситуацию».

Затягивание с завершением проектов здесь списывают и на то, что несвоевременно перечисляет деньги Государственная казначейская служба. Однако обещают, что в ближайшее время этот вопрос будет решен.

ОБ ЭКОНОМИИ, КАЧЕСТВЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Но нужна ли такая экономия, когда многие участники «зеленых» проектов жалуются на некачественный ремонт? Как уже рассказывал «Дню» главный врач Любешовской больницы Богдан Иванив, из-за недоделанным откосов на окнах в больнице стало еще холоднее, чем было. «Работа такая себе» — сказал врач.

Для сбора подобных фактов общественные экологические организации создали сайт «Зеленые инвестиции по-человечески». На нем уже появились первые сообщения о результатах  утепления социальных объектов. «Компаниевская школа на Кировоградщине. Выделены почти три миллиона гривен на утепление фасадов и замену окон и дверей. В сентябре 2013 года остановились работы. Не утеплен один из корпусов школы. Качество работ желает быть лучшим», —  это одно из сообщений сайта. Остальные — подобного содержания.

На это Екатерина Кравченко говорит, что многие люди обращаются к ним с письмами благодарности за выполненную работу. А о недостатках в агентстве знают, и часть сэкономленных средств направят на их устранение. «Украина впервые внедряла проекты за средства «зеленых инвестиций», и сразу речь идет о таком большом количестве проектов, — объясняет Кравченко. — Ответственность за качество работ прежде всего несет генеральный подрядчик, который не выполнил свои обязательства. Еще одна причина — большое количество проектов, очень сжатые сроки и малое количество людей. Но относительно некоторых объектов родители и учителя звонят по телефону нам, чтобы поблагодарить. Есть случаи, когда школе лет 70, поэтому нужно уже не теплосанацию, а реставрацию проводить. На некоторых объектах даже не начинали работ, потому что они были памятниками архитектуры».

Тогда зачем было включать такие здания в список? Кроме того, нам пообещали, что виновных привлекут к ответственности, а на некоторых объектах уже заменили подрядчика.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ РАЗРАБАТЫВАЮТ УЖЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ

В комментарии изданию эколог Ольга Мелень-Забрамная отмечала, что Украина до сих пор не выработала четкую позицию, как собирается сокращать выбросы и вообще хочет ли это делать.

В Госагентстве опровергают слова эколога. Как говорится в опровержении, «государственная политика Украины в сфере регуляции негативного антропогенного влияния на изменения климата опосредствованно определена рядом законов (дальше — перечень этих нормативных актов). Следует согласиться, что политика в сфере изменения климата находится в процессе выработки и пока еще имеет фрагментарный характер».

Этот «процесс выработки» тянется уже восемь лет, говорят в Национальном экологическом центре Украины. А обещанного плана действий относительно борьбы с последствиями климатических изменений — все нет. Почему так?

Екатерина Кравченко объясняет, что согласовать такие вещи на межведомственном уровне очень сложно, а речь идет о полной перезагрузке промышленности страны: «С 2010 года было пять законодательных попыток по созданию в Украине системы ограничений на выбросы и торговле квотами. Однако ни одна из этих попыток не получила поддержки в парламенте. Ныне наше агентство разработало проект Закона «О принципах организации и осуществления мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов». Когда закон заработает, предприятия начнут собирать эту информацию и будут смотреть, каким образом смогут регулировать выбросы. Следовательно, движение в этом направлении идет».

«МАШИНЫ КУПИЛИ, И ЕЩЕ КУПИМ»

Общая сумма, которую Украина получила от продажи квот, на данный момент составляет почти пять миллиардов гривен. На что пойдут средства, в ГАЭИ рассказали: до конца 2014 года, кроме утеплений школ и больниц, реализуют еще шесть крупномасштабных проектов. Это и новое оборудование для тепловых станций в Севастополе, ветроустановки на Днепровском машиностроительном заводе, сбор метана на нескольких шахтах, а в киевском метрополитене появятся новые 95 вагонов, двигатели которых работают по принципу энергоэкономии.

Что интересно, возможно, будут закуплены еще автомобили марки «ТойотаПриус» для МВД. «Эти автомобили-гибриды обеспечивают сокращение выбросов, гораздо меньше используется топлива (нужно лишь пять литров бензина на 100 километров по городу). Милиция этим очень довольна. Все слухи по поводу нецелесообразности их приобретения уже опровергнуты, мы даже делали мастер-классы для журналистов, чтобы они убедились в выгодности таких машин. А что, лучше, если бы ездили на старых «ГАЗах», которые загрязняют воздух?», — говорит Екатерина Кравченко.

Однако, по мнению экологов, «зеленые» средства должны тратиться по принципу — максимальная польза для значительного количества людей. Пока еще же такой механизм не до конца отработан.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина СТАВЧУК, эксперт по климатическим изменениям Национального экологического центра Украины:

— Благодаря  статье в «Дне» агентство опубликовало новую информацию, по поводу которой мы посылали им запрос еще 13 октября. Мы просили обновить перечень проектов и отметить в нем те, которые уже завершены. Также просили открыть доступ к результатам независимой аудиторской компании, которая также проверяет проекты. На это нам ответили, что эта информация относится к служебной.

 Заявление ГАЭИ относительно экономии средств представляется нам странным, потому что сначала агентство нарекало на задержку средств со стороны Госказначейства. Во-вторых, качество строительных материалов — очень низкое. Во многих проектах работы выполнены не полностью, поэтому говорить об экономии средств при наличии невыполненных работ — неубедительно. Еще одно замечание: как в перечне этих объектов оказались частные предприятия, в частности животноводческая ферма и Днепровский машиностроительный завод? Государство не должно финансировать модернизацию частных предприятий, потому что для этого у них есть другие возможности: кредиты, инвестиции и тому подобное. Направлять средства нужно на социальные объекты, на которые в бюджете средств не хватает. Это могут быть здания социального значения, развитие социального транспорта, создание велоинфраструктуры. Должен быть создан механизм отбора объектов. Сейчас же не понятно, почему выбраны именно эти предприятия, какая стоимость работ и какие планируются сокращения выбросов. Для получения информации мы будем готовить новые запросы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать