Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Служение Богу происходит не в церкви, а когда мы идем к людям»

Главный баптист Украины о благотворительности, вере и Майдане
07 февраля, 20:30
ГРИГОРИЙ КОМЕНДАНТ / ФОТО АВТОРА

Сегодня мы предлагаем нашим читателям встречу с руководителем одной из многочисленных церквей Украины — председателем Всеукраинского союза объединений евангельских христиан- баптистов (ВСОЕХБ) Григорием Комендантом. Наше внимание эта церковь привлекла, в частности, тем, что ее члены — граждане Украины — активно поддерживали происходившее на Майдане, хотя руководство церкви твердо стояло на позициях невмешательства в политические дела — в соответствии с Конституцией Украины.

— Уважаемый господин Комендант, расскажите, пожалуйста, о вашей Церкви.

— В состав нашей церкви входят объединения верующих как в Украине, так и за ее пределами. В Украине находятся 25 объединений (епархий) — в каждой области. Три объединения зарубежные (Америка и Австралия). Таким образом, наш Союз состоит из 28 объединений; это почти 3000 церквей. Подавляющее большинство членов церкви живут в Украине — сегодня здесь находится 2775 церквей и конфессионных групп. С 1990 года наша церковь увеличилась в три раза и сейчас объединяет около 500 тысяч украинцев. Отмечу, что по количеству баптистских верующих и церквей Украина занимает первое место в Европе (до недавних пор это была Великобритания).

Больше всего верующих нашей церкви — в Западной Украине, которая всегда была очень религиозной. Довольно сильный и активный регион — Донбасс, в частности, Донецкая область (здесь более 20 тысяч наших верующих, объединенных в 150 общин). В Черновицкой области в каждом третьем селе (150 сел из 450) евангельские христиане-баптисты составляют большинство; в некоторых селах их более 80% жителей. Особенно это заметно в воскресенье утром и в праздники, когда все село, все поколения идут в церковь, как это обычно можно видеть на Западе.

Мы очень рады тому, что в 1994 году в нашу украинскую церковь добровольно вошла диаспора. Представители зарубежных украинцев-баптистов приехали на наш съезд и подали заявление — с тех пор мы хорошо работаем вместе. У меня есть заместитель в Америке и два заместителя в Канаде — руководители объединений, в состав которых входит около 150 церквей. Самые крупные общины находятся в Чикаго, Сакраменто, Сиэтле; это преимущественно украинцы последней эмиграции.

«АМЕРИКАНЦЫ УЕЗЖАЮТ И РАДУЮТСЯ, ЧТО У НИХ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С УКРАИНЦАМИ»

— Какова социальная политика вашей Церкви?

— Помощь тем, кому она необходима — это наша святая обязанность перед Богом и людьми. Хотелось бы особо подчеркнуть, что помощь обычно предоставляется не только членам нашей церкви. Соотношение между нашими верующими и другими людьми, получающими помощь, как правило 50 на 50. Особенно это касается детских лагерей и других оздоровительных, а также медицинских учреждений и организаций. Естественно, мы заинтересованы и в том, чтобы, скажем, в летних лагерях дети общались с нашими детьми, узнавали об их ценностях, хотя никогда никому не навязываем своих взглядов.

У нашей церкви развитая сеть благотворительных заведений. Вот только некоторые из них. В Остроге у нас работает постоянно действующий Центр реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью на 30 человек; там получены довольно неплохие результаты лечения. Был даже случай, когда один киевлянин — очень уважаемый человек — обратился к нам и попросил взять на лечение своего сына. Через полгода это был другой человек — парень начал учиться в Острожской академии, сейчас сам преподает. А был безнадежным потерянным ребенком — наркоманом. Подобные центры есть и в Луганской области, в Запорожье, на Западе страны (Ровенская область), в Донецке. Все эти центры официально зарегистрированы; есть и незарегистрированные небольшие центры, которые поддерживаются региональными объединениями; там также работают высококвалифицированные врачи. Кроме того, верующие женщины добровольно работают медсестрами в больницах — дежурят, помогают ухаживать за больными.

Устраиваем так называемые «мини-поликлиники», особенно там, где не хватает медицинского обслуживания, в частности, на Винниччине. Есть возможность предоставлять бесплатные услуги — у нас много друзей, в частности в Германии, Швеции, которые через нас помогают украинским людям. Не все они обязательно баптисты, скажем, в Германии большинство протестантов — лютеране. В социальных делах это не имеет значения. Вот сейчас я принимал группу людей из Америки — даже не спросил, к какой церкви они принадлежат.

Постоянно работаем в местах лишения свободы; так, в Черкассах на территории колонии построена наша церковь, у которой сейчас много молодых прихожан (заключенных). А три года назад членом нашей церкви стал сам начальник колонии. Но мы заранее не планируем ничего подобного; наша цель — помочь. Опекаем и другие колонии; этим занимается ассоциация Тюремного служения — наши пастыри идут в тюрьмы, работают. Благодарим Бога, что это стало возможно — нести помощь.

Наши братья из штата Миннесота (США) много лет работают, например, в Черкасской области; каждый год туда приезжает 450- 500 человек разных профессий — медики, учителя, сельскохозяйственные работники, спортивные коллективы. Кстати, это необязательно баптисты и необязательно украинцы. Чаще всего приезжают американцы, которые ради этого жертвуют своими отпусками, вкладывают в поездку немалые собственные средства (они никогда не приезжают с пустыми руками). Каждый из них сотрудничает в Украине со своими коллегами по профессии — врачи работают с врачами, агрономы с агрономами и т.п. За несколько лет сформировалась также группа из 150 местных переводчиков для контактов с гостями. Сначала переводчики были неверующими, но сейчас значительная их часть стали членами нашей церкви. Это результат совместного труда и личного примера.

Подобное сотрудничество не является чем-то эпизодическим — уже 10 лет мы работаем также в Киевской, Ровенской, Полтавской и других областях. Вот сейчас приехали представители из Канады, которые предлагают нам прислать группу из 75 врачей и совершить «тур» по селам, где не хватает удовлетворительного медобслуживания.

Знаменательно, что наши друзья-американцы никогда не живут в гостиницах — врачи хотят жить в домах украинских врачей, учителя — в учителей и т.п. Они знакомятся с людьми, с условиями, налаживают контакты. А если бы вы увидели, какой духовный заряд получают американские гости от общения с нашими людьми! Как сильно влияет на них наша простота, гостеприимство — они уезжают в приподнятом настроении и радуются, что имели уникальную возможность познакомиться с украинцами.

Я был в штате Миннесота, когда эти люди праздновали 10-летие своего служения в Украине и устроили по этому поводу большой банкет. Как хорошо они представили Украину, ее обычаи, ее народное искусство! Я такого и у себя дома не видел. Сколько желто- голубых флагов, писанок, рушников, детских рисунков и т.п. Они даже сварили для гостей 5000 (!) вареников. Правда, и гостей было немало — 500 человек; и это не только верующие, не только американские баптисты. В общем, на таких собраниях в Америке не говорят о конфессиональной принадлежности. Протестантский мир очень широкий, разноконфессионный, но он охотно объединяется в благотворительности.

— Можно ли считать, что благотворительная работа является основным долгом президента ВСОЕХБ, руководителя церкви?

— Моей основной работой, как каждого пастора, всегда является проповедь, распространение Евангелия. Мы хотим, чтобы человек знал, что он есть творение Божье, что есть Иисус Христос, наш Спаситель. А зная это, мы просто не можем оставаться безразличными к тому, что происходит вокруг нас. Христос сказал: «Когда я был голоден, вы накормили меня, испытывал жажду, вы напоили меня, был болен, вы проведали меня». Социальная работа является ответвлением служения Богу. Мы считаем, что богослужение — служение Богу — происходит не в церкви. Там мы общаемся, вместе молимся. А Богу служим, когда идем к людям. Есть разные способы свидетельствования веры.

На какие средства помогаем людям? Работаем мы, верующие нашей церкви, а средства, оборудование, аппаратура приходят с Запада. Так, недавно мы передали одному из киевских госпиталей 250 функциональных кроватей для тяжелобольных. Это очень сложные кровати-устройства, каждое из которых стоит 20 тыс. грн. Нам их подарили зарубежные братья.

— Какое место в Союзе объединений евангельских христиан-баптистов занимает образование? Каков уровень образованности в ваших общинах?

— В структуру нашего Союза входят сегодня 40 духовных учебных заведений (на территории Украины). Среди них — 7 высших учебных заведений и 5 семинарий. Это Киевская богословская, Одесская международная баптистская, Львовская, Донецкая и другие семинарии. Есть два христианских университета — Киевский и Донецкий. Дальше идут 19 библейских колледжей и институтов. В общем, в каждой области обязательно есть учебное заведение. Пока что это только духовное образование. К сожалению, наши учебные заведения не аккредитованы государством, не имеют лицензий. Это довольно актуальный вопрос для всех церквей Украины: давно ведутся переговоры с Министерством образования, создана специальная комиссия, которая занимается этой проблемой. Но это дело, которое должно решаться на уровне Конституции.

Многие наши молодые верующие либо идут после окончания духовных заведений в светские институты, либо учатся параллельно в обоих. Процент молодых христиан-баптистов, получающих высшее образование, — очень высок, а общий уровень образования украинских баптистов — выше среднего в стране. И произошло это в течение последних 8-10 лет. При советской власти таких возможностей не было — существовали официальные запреты. Очень и очень редко баптист мог поступить в высшее учебное заведение. Сейчас мы сами удивляемся тому, сколько молодых верующих пошли учиться в университеты и институты. К слову, в общинах нашего Союза молодежь составляет более 60% всех верующих. Ведь мы ведем проповедь Евангелия в доступной форме, и к тому же, верующие у нас не просто «прихожане» (те, кто приходит в храм), а включены в активную и многогранную жизнь общины. Здесь есть хорошие возможности для людей всех возрастов — воскресные школы, молодежные клубы, другие разнообразные мероприятия.

— Насколько Церковь контролирует светскую жизнь верующих? Не ограничивает ли она нормальный ритм жизни молодого человека — его развлечения, знакомства, свободное время и тому подобное?

— Внешне может показаться, что ограничивает, — у нас нельзя курить, пить, вести легкомысленную жизнь. Но когда человек знакомится с христианской жизнью, он открывает множество новых возможностей, которые дают ему полное удовлетворение. Не временное, как, например, то, которое дает алкоголь или подобные «развлечения». Мы следуем идеалу чистой моральной жизни. Это и отношения между девушками и юношами, защищенность от тех современных пороков, которые терзают сегодня жизнь общества (алкоголь, наркотики, курение и т.п.). Запретов здесь недостаточно, ведь, знаете, запретный плод всегда сладок. Мы работаем над тем, чтобы это воспринималось сознательно. Проводим конгрессы, конференции, фестивали, спортивные соревнования — в общем, все, что присуще молодежи. У них богатая, интересная, насыщенная радостью и смыслом жизнь.

ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА

— Как вы относитесь к тем последним месяцам нашей общественной жизни, которые, можно сказать, «перевернули и потрясли» Украину и мир? Считаете ли вы, что это может привести к значительным переменам в жизни людей?

— Думаю, что 12 лет свободы Украины, распространения здесь христианских ценностей, какими бы дорогами они ни шли — через разные церкви, даже бессознательно — привели к тому, что люди изменились. Они бывают в церкви, читают Библию, Книгу, слова которой влияют на человека, потому что за этими словами стоит Бог. Поэтому я верю, что произошедшее в последнее время в Украине, особенно присутствие той благожелательной хорошей общественной ауры, является проявлением не только позитивного славянского менталитета украинского народа, но и тех изменений, которые произошли в последние годы. Одно из важнейших — люди стали добрее.

— Какое участие принимали члены вашей церкви в политических событиях Украины в последнее время? Не оказывалось ли на церковь давление с той или другой стороны противостояния?

— Я уверен — к тому, что произошло, привели свобода, даже относительная, которая у нас была последние годы, а также проповедование христианства в стране. На улицы вышли совсем не те люди, какими они были 13 лет назад. Мы гордимся своими братьями и сестрами, которые в эти дни действовали как дети Божьи. Мы благодарны Богу за это особенное время в истории Украины — время, когда рождается сознательность народа. Бог не делает ошибок, и Его последнее слово будет за Ним!

Наша церковь была, в общем, на правильной позиции относительно выбора кандидата. Но указаний верующим мы не давали. В самом начале избирательной кампании в нашем журнале было опубликовано обращение, которое призывало людей к толерантности, взвешенности, спокойствию. Но ни в одном храме не звучали политические призывы голосовать за того или иного кандидата. Агитация — это не миссия церкви. Каждый верующий имел полную свободу выбора, что не стало причиной какой бы то ни было вражды внутри церкви. Многие люди звонили в Киев, выражали солидарность. От пасторов на Востоке страны я знаю также о случаях внешнего давления на верующих — приезжали политики, заставляли ставить подписи под обязательством голосовать за провластного кандидата и угрожали поджогом церкви. К сожалению, в Луганской области один храм действительно подожгли. Я тогда объехал много церквей — успокаивал людей.

Все время противостояния на Майдане стояла особая палатка, обозначенная простым деревянных крестом. Это был наш «Центр молитвы» — импровизированный молитвенный центр церкви евангельских христиан-баптистов. Мы понимали, что должны быть с народом, которому нужна как духовная, так и материальная поддержка. И помогали — одеждой, едой, молитвой. На Майдане функционировала палатка-столовая нашей Дарницкой церкви, братья и сестры приносили жителям палаток теплые вещи, лекарства, матрасы и др. Одна молодая семья, в которой растет трое детей, сделала и отнесла на Майдан 800 бутербродов. Очень порадовало нас то, что на Майдане произошло единение духовенства различных конфессий — православных, греко-католиков, католиков, протестантов разных церквей, а также — иудеев. Все молились вместе. Это была фактически революция по-христиански.

«НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ НА 50 ПРОЦЕНТОВ»

— Со времен Макса Уэбера распространено мнение, что основателями индустриального (а значит — и постиндустриального) западного общества с рыночной экономикой были либо протестантские страны, либо те, где протестанты составляли большую часть населения. Не случайно один из основателей протестантства Кальвин стал мэром Женевы и говорил, что «труд, бережливость и расчет являются главными добродетелями верующего человека». Тогда как православие является, якобы, «носителем антиреформаторских принципом» в деловой деятельности. Что вы думаете по этому поводу? В частности, как повлияли украинские протестанты на становление рыночных отношений в нашей стране?

— Однозначно скажу, что бизнес не имеет ничего общего с конфессией человека. Но он, бизнес, неразрывно связан с правдой и честностью. Убежден, что тот экономический успех, который в течение долгого времени сопутствует таким протестантским странам, как Соединенные Штаты, Германия, Швейцария, связан с протестантскими моральными принципами. Уверен также, что Бог благословляет честный бизнес и имеет к нему свои «требования». Так, за успех в бизнесе нужно обязательно делать что-то хорошее и нужное людям. Между тем, в нашей стране есть много бизнесменов, которые думают, что в бизнесе можно делать все что угодно. А потом пойти в церковь, поставить свечку и после этого считать, что все проблемы с Богом улажены. Они глубоко ошибаются!

Среди украинских протестантов бизнесменов мало. Начнем с того, что наши люди не были готовы к такому повороту событий (у них был «не тот» опыт прошлого, потому что они никогда не жили под лозунгом «цель оправдывает средства»). Многие начинали бизнес-деятельность, но увидев, что там творится, быстро отошли от этого, считая, что не место честному богобоязненному человеку там, где ничего не делается по закону. Ведь сложно быть честным «на 50% процентов». В бизнесе остались только отдельные люди. Мы потеряли немало возможностей сотрудничать с нашими друзьями из-за границы, которые были готовы к участию в совместных предприятиях. Это потеря не только для церкви, но и для всей страны. Но я верю, что сейчас мы стоим на пороге совсем другой жизни и — бизнеса. Всем, в том числе и нашим людям, будет лучше и легче.

— Вы человек опытный, работаете с людьми по всей Украине, можете сравнивать нас с заграницей. Как вы думаете, изменится ли ситуация в Украине после всего, что произошло? Ведь люди остаются такими же, как раньше?

— Обязательно изменится, хотя не стоит надеяться, что это произойдет очень быстро. Но мы не только избрали дорогу, но и уже пошли по этой дороге. Какие у меня основания для веры? Первое то, что украинцы — очень способный народ. К тому же Украина стала сейчас известна во всем мире. Мы и раньше делали для этого все, что могли, в частности, наша церковь хорошо представлена в духовном международном мире — нас цитируют, с нами сравнивают других. Теперь это произошло на уровне государства. Уверен, что потенциал наших людей будет, в конечном счете, реализован, и для общества откроются доселе недоступные возможности. Это промысел Божий. Хотя я понимаю, сколько будет трудностей — люди в одно мгновение не меняются. Будем жить, будем поддерживать того руководителя государства, которого дал нам Господь — через выбор народа. Как говорит Святое писание, «Сердце царя в руке Бога».

СПРАВКА «Дня»

Председатель ВСОЕХБ Григорий Комендант родился в 1946 году на Хмельнитчине. Его отец и его дед (репрессирован в 1939 году) также были пасторами баптистских общин. Григорий Комендант учился на Заочных библейских курсах в Москве — единственном протестантском учебном заведении Советского Союза, и стал пастором в 25 лет. Богословское образование повысил в 70-е годы в Духовной семинарии Гамбурга. Вскоре господин Комендант стал старшим пресвитером Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, а в 1990 году возглавил Союз баптистов бывшего СССР, которым руководил 4 года, а позже — Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов — крупнейшее протестантское сообщество на территории бывшего СССР. В 1995 году Григорий Комендант был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов, общины которого существуют в 214 странах мира.

Баптизм (греческое — «крещение погружением в воду») — христианская конфессия, которая принадлежит к протестантской церкви. Возник в Великобритании в ХVII в. Последователи баптизма исповедуют учение Кальвина о заранее — до рождения — определенной Богом судьбе каждого человека. Крещение баптистов осуществляется не сразу после рождения, а во взрослом возрасте, по сознательному выбору и после тщательной подготовки. В своей жизни — как церковной так и внецерковной — христиане-баптисты руководствуются только Библией, отвергая другие, в том числе обрядовые, законы и предписания, такие как постановления Вселенских соборов, учения Отцов церкви, каноническое церковное право и тому подобное; они отрицают также исключительные прерогативы духовенства в общении с Богом, не признают святых, мощей, икон, монашества; празднуют только те христианские праздники, которые непосредственно связаны с Иисусом и Новым Заветом. Вместо 7 таинств почитают 2 обряда — водного крещения и причастия (хлебопреломления). Иноверцы упрекают баптистских пасторов в чрезмерном вмешательстве в жизнь своих верующих.

Сегодня в мире существует несколько направлений религиозного баптистского движения. Их общины существуют во многих странах Европы и мира. В Украине первые баптисты появились в 1864 году в Херсонской губернии — это были немецкие поселенцы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать