СМИ: воспитывать или информировать?

По предложению редакции («День» от 02.04.2004 г.) хочу поделиться своим видением влияния СМИ на имидж страны.
Вряд ли сегодня кто-либо станет отрицать воздействие средств массовой информации на основные политические и социальные составляющие жизни и развития государства. Наиболее остро такое влияние, пожалуй, проявляется в так называемых неблагополучных странах с обостренными социальными, экономическими и политическими проблемами. В таких странах СМИ запросто могут усугубить ситуацию, подтолкнув массы на акции протеста, либо наоборот — с помощью искусных РR-технологий создать атмосферу толерантности, покоя и благодушия.
По существу, СМИ могут без особых проблем влиять на создание позитивного или негативного имиджа своего государства. Степень и тональность этого влияния напрямую зависит от наличия или отсутствия у представителей СМИ чувства личной ответственности и патриотизма. А эти чувства не даются нам с рождения, они приобретаются в процессе роста, развития и воспитания. Далеко не последнюю роль в процессе их формирования традиционно играют средства массовой информации, и в этом, пожалуй, состоит феномен всеобщего социального заблуждения. Почему-то случилось так, что в большинстве стран СМИ взяли на себя тонкую и деликатную функцию воспитания населения и усердно «тачают сапоги» вместо того, чтобы качественно готовить собственный информационный продукт. Ведь именно информацию, а не назойливое навязывание чужого мнения и «промывание мозгов», рассчитывают получить от СМИ большинство читателей газет, радиослушателей и телезрителей. Журналист, «заряженный» экстремизмом, шовинизмом или национализмом, равно как и радикальным патриотизмом, вряд ли сможет объективно подавать информацию, что, в свою очередь, вызовет недоверие у многих требовательных и взыскательных читателей.
А что касается воспитания патриотизма, героизма и других положительных гражданских качеств, то делать это, наверно, следует путем публикации в СМИ лучших, наиболее значимых, познавательных, обстоятельных, высокохудожественных, но совсем не обязательно многотомных работ достойных и уважаемых авторов, способных вызвать у читателей положительные эмоции и добрые человеческие чувства.
Полагаю, что разделять журналистов на пишущих («дезу») для зарубежных СМИ и на работающих (честно) для внутреннего потребления в эпоху Интернета — затея бесполезная. В любой информации должна главенствовать правда, которую, как известно, в мешке не утаишь (примеров тому — уйма). Пока еще не существует страны, о которой не стыдно писать правду, так же как и такой, чей имидж безупречный. А каждый пишущий «на них» или «на нас» не должен забывать, что пишет он о себе. Честь и достоинство всегда были в цене.
Выпуск газеты №:
№68, (2004)Section
Общество