Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

СМЫСЛЫ

21 августа, 18:29

АНАТОЛИЙ

Стремление именно к духовной независимости у запорожцев всегда было очень ярко выражено. Интересен тут случай с епископом Анатолием (Анатолий Мелес, епископ одного из греческих монастырей на Афоне). В середине XVIII столетия он четыре раза посетил Украину. Во время последнего визита (1759 г.) он побывал и на запорожских землях, где вдруг... остался и насовсем по просьбе тогдашней казацкой старшины. Что он тут делал? А попробовал основать САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЕПАРХИЮ, не подчиненную никаким синодам, партиархиям и т.п. Однако в 1760 году, по приказу того же русского синода, А.Мелеса арестовали, лишили сана (хотя, какое право они имели сана лишать?) и отправили в Сибирь на покаяние... Известен тоже и более ранний Указ российской императрицы Елизаветы Петровны (дочки Петра І) от 27 октября 1759 года «про задержание в Сечи, пришедшего из Афонского монастыря, епископа Анатолия, и недопущение его (каково выражение! — С. Г.) до священнослужения». Чем же он провинился? Оказывается, он: «...здесь всероссийскою церковью терпим быть не может, чего ради требовать, дабы его, Анатолия, чтоб он у запорожцов яко простосердечных более продолжатца и каковых либо новостей причинить не мог (боялись, очень боялись ведь любой информированности нашего запорожского товарищества и любой гласности. — С.Г.), определено было, сыскав и отобрав у него имеющееся при нем все архирейское во оной Сечи зделанное и принадлежащим к тому прибором облачение, выпроводить за границу, и впредь ево не пропущать» (Цит. по Д. Яворницький. Твори том 1, стор. 157-158).

ВАРВАРСТВО С КОМПЬЮТЕРОМ

Любое наше время и место, без нравственного усовершенствования, всего лишь сплошное варварство и дикость, только уже с компьютером! Любое техническое усовершенствование — это просто движение. А любая моральность — это скорость и даже ускорение. Поэтому, всякое даже просто обращение к нравственному, двигает вперед жизнь семимильными шагами...

ПРО ЕДУ-3

Чем еда отличается от обжорства? Относительно животного такой вопрос ведь даже не возникает — оно прекращает есть, как только насытится. У человека к этому процессу всегда подключается и воображение (хотя, очень ограниченно и избирательно) — ему интересно еще и... как это готовится! Поэтому-то он всегда может съесть много-много больше своей потребности. При этом тайна процесса приготовления пищи хотя и приоткрывается, но ТАЙНА ЕЕ ОСВОЕНИЯ так и остается от него ведь скрытой. Скрыта она и от животного, но разве оно обладает воображением?

УРОВЕНЬ МЫСЛИ

Он обязательно должен существовать. А таковую этажность (объем) ей придает всегда только ЧЕСТНОСТЬ. Одномерные, плоскостные мысли нечестны ведь изначально. И изначально, тоже, им никто никогда не верит. Они, как пена на воде — вроде бы везде и надолго, а на самом деле — только ведь на миг и до следующей волны...

ДАРОВЫЕ ГРОБЫ

Из новостей: «Жители Цхинвали могут похоронить своих родственников в бесплатных гробах». Вот, оказывается, ЧТО получили жители, никем не признанной в цивилизованном мире республики Южной Осетии, от российских «миротворцев»...

УРОК

Всегда в трудных ситуациях и в особенности, когда хочется обвинить только других и окружающую обстановку, продуктивнее и лучше все-таки, обернуть эту самую (очень часто кажущуюся безвыходной) ситуацию... себе на пользу! Каким образом? А вот каким — спасибо за учебу, проверку, экзамен и урок. Лихтенберг, это же, немножко иначе когда-то выразил: «...люди — ученики, природа — учитель, ученики в состоянии понимать учителя, но они, вместо того, чтобы слушать учителя, просто СПИСЫВАЮТ друг у друга, уродуя все это еще и ошибками».

УБЕЖДЕНИЕ

Новая версия вторжения российских войск в Грузию. Зам. нач. российского генштаба Ноговицин:«Мы УБЕДИЛИСЬ (выделено мной. — С.Г.), на деле, что опасности для нас район Гори уже не представляет — словам грузин мы ведь давно уже не верим. Поэтому, только теперь мы отсюда выходим!» Исходя из всего этого, думается, если и дальше наши российские соседи собрались ТАК «убеждаться» (только на своем собственном опыте) в том, чего, собственно, никогда не было и нет, то что же произойдет когда оно будет, т.е. появятся-таки настоящие основания и подтверждения их беспокойств, страхов и подозрений?..

ИСПЫТАНИЕ

Запорожцы в свое товарищество принимали отнюдь не всех. Чтобы испытать желающего у них остаться, они не выдумывали ничего особенного — просто оставляли такого кандидата ненадолго одного, а сами прятались в камышах поблизости и наблюдали оттуда: что он поделывать будет? Если только посидит-посидит, да начнет причитать-плакаться: «И куда это поделись эти дурни-запорожцы. И зачем я к ним подался? Лучше бы я и дальше сидел под крылом отца-матери!» Тогда из камышей моментально слышалось: «Ну и ступай куда-подальше, нам таких не нужно!» Если же наш претендент посидит-посидит немного, да начнет варить кашу, сам наестся и другим оставит, да ударит затем на кургане гопака, то запорожцы сразу же из камышей повылазят, обнимут новоприбывшего и сразу принимают в свое товарищество. (См. Д. Яворницький. Iстория запорозьких казаків. У 3-х томах. Київ, «Наукова думка». 1990р.)

ТОЛСТОЙ

На книжном рынке рассматриваю роскошное, еще советское, издание «Войны и Мира» с прекраснейшими иллюстрациями Шмаринова. Рядом стоящая старушка бормочет:

— Вероотступник, окаянный!

Не выдерживаю, взрываюсь:

— Бабушка, да не было еще на свете человека (и долго еще не будет) моральнее, чище и истинно-верующей, чем этот русский граф! Сколько же еще десятилетий и столетий можно перемалывать всуе его отлучение от церкви православной?

Всмотримся внимательнее — да, вообще, было ли НА САМОМ ДЕЛЕ это отлучение? По признанию самих тогдашних иерархов всероссийской церкви, было ведь только «признание его от нашей Церкви отпадшим». А разве это одно и то же? Бездумье века прошлого просто перешло в век нынешний и мусируется и сегодня вовсю! А между тем крупнейший русский авантюрист всех времен и народов Григорий Распутин был похоронен ведь со всеми православными почестями и обрядами. А крупнейший русский писатель, мирового значения, Лев Толстой был просто закопан (без всяких особых церемоний) на месте своей детской «зеленой палочки»...

ПРОЩАНИЕ

А вот как интересно прощались запорожцы со своей активной жизнью в Сечи. Престарелый казак закупал несколько бочек «оковитої», щедро угощал своих подельников, затем грузил все недоеденное-недопитое на возы, садил туда же своих друзей-провожающих и развеселая компания отправлялась в путь-дорогу. И это был либо Киево-Межигорский, либо Самарско-Николаевский монастыри. А в конце пути разыгрывалась такая сценка: виновник торжества«допивал последнюю чарку, доедал последнее лакомство, прощался со своими друзьями-товарищами, слезал с воза и, в одиночку подходил к воротам обители и стучал:

— Кто там? (Это из-за ворот.)

— Запорожец!

— По какой такой надобности?

— Спасаться!

— Заходи!

Вот и все. Двери отворялись и навсегда затворялись за казаком. Товарищи же его разворачивались и уезжали обратно. (См. Д. Яворницький. Iсторiя запорозьких козакiв. В 3-х томах. Київ,«Наукова думка», 1990 р.)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать