Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сначала — безопасность, потом — учеба

Зачем в киевскую школу №246 пригласили сотрудников Центра экстренной медицинской помощи?
24 апреля, 11:16
РЕЗИНОВЫЕ ПЛАЩИ, ПРОТИВОГАЗЫ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБУВЬ, ДОЗИМЕТРЫ — ВСЕ НАСТОЯЩЕЕ. УЧЕНИКАМ НРАВИТСЯ ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ — ВРОДЕ И РАЗВЛЕЧЕНИЕ, С ДРУГОЙ — ОНИ ДАЮТ СЕРЬЕЗНЫЕ НАВЫКИ

Человеку, который потерял сознание, обязательно нужно быстро запрокинуть голову, а затем, до приезда «скорой», положить пострадавшего на бок. Потому что лицом вверх он может задохнуться — от того, что язык перекроет верхние дыхательные пути. 180 детей, которые потеряли сознание от газа в «Норд-Осте» в Москве, и которых вынесли на улицу еще живыми, задохнулись именно из-за того, что лежали на спине. Поэтому с помощью такого способа можно спасти тысячи жизней.

Это и многое другое рассказал детям специализированной общеобразовательной школы Киева № 246 заведующий учебно-тренировочным отделом Киевского городского центра экстренной медицинской помощи службы медицины катастроф Александр ШВАБ.

А о том, что в этой школе проводились занятия по гражданской безопасности, по-видимому, знал весь Днепровский район. Разговариваем на лестнице с директором ООШ №246 Клавдией Кущаевой — идет педагог: «Была в магазине, а там покупатели: «Что это происходит на территории 246-й школы? Целый день выводят детей, три машины скорых стоит...?»

«Мы — как на ладони, — улыбается Клавдия Сергеевна. — Это и хорошо, и плохо. Школа — неподалеку от Днепра. Большая специализированная: с 1-го класса — английский, с 5-го — немецкий, в 10—11 классах детям читают спецпредметы. Школа работает с 1984 года, поэтому в следующем году — юбилей. Педагогический коллектив делает все, чтобы ученики были конкурентоспособными, креативными и приспособленными к современной жизни. И, конечно же, были осведомлены с навыками безопасности».

«В 1995 году, когда сообщили, что прорвало днепровскую дамбу, а это было после обеда, я ринулась останавливать автобус на улице, чтобы вывезти детей подальше. И водитель завернул!.. Потому что, сначала мой заместитель предложила вывести детей, которые остались на группе продленного дня, на крышу школы, но я же знаю, что волна смоет все за 20 минут... При этом еще и перестали работать телефоны (мой сын, который тогда ходил в 4-й класс, уже был дома, и я уже с ним «попрощалась»). К счастью, один из родителей подъехал на своей машине и сказал, что дали отбой», — вспоминает женщина экстремальный случай.

Такие часовые рамки — 20 минут — даются, чтобы эвакуировать детей в случае затопления. Кстати, за 15 минут вывели детей этой школы после аварии на ЧАЭС в 1986 году (правда, аж в мае), чтобы вывезти в Днепропетровскую область. Сам вывод 1100 детей из школы по команде «тревога» занял около четырех минуты. И это демонстрируют не работники МЧС, не бойцы Президентского полка, а наши с вами дети и учителя. Все тихо, дисциплинировано, согласованно — и 40 классов выходят на улицу.

УЧЕБА ДЛЯ МИЛИЦИИ, СБУ, ПОЖАРНИКОВ И... ШКОЛЬНИКОВ

В школьных коридорах стоят посты, где дети на протяжении дня знакомятся со средствами защиты органов дыхания. Каждый класс выходит в ватно-марлевых повязках, все — силами родителей и учителей. Ученики 9-го класса в противогазах, резиновых плащах и с дозиметром измеряют уровень радиации одежды каждого ученика. Дозиметр — настоящий. Детям весело!

«Посмотрите, сколько лет этим плащам и противогазам — а дети так радуются, когда одевают! Школу мы выводим два раза в год. Кроме того происходит обучение и педагогических работников», — рассказывает заместитель директора школы по воспитательной части Инна ЕРОХИНА.

«Для детей мы проводим учебу не часто, но когда обращаются — очень рады. Вообще наша учеба рассчитана на работников милиции, СБУ, пожарников, медицинских работников, которые должны уметь это делать, бортпроводников, водителей маршруток», — рассказывает Александр Шваб.

«Вы видели волонтеров в желтых жилетах, которые помогали медицинским бригадам во время трагедии в Бостоне? Они всего года на 2-3 старше вас», — подбадривает 9-классников Александр Шваб. За плечами этого молодого мужчины с казацкими усами, селедкой и сережкой в ухе — годы работы в отрасли медицины катастроф. О первой помощи он рассказывает спокойно, рассудительно, уверенно, но не без юмора.

«Если вы видите, что пострадавший человек не дышит, вы не имеете ни морального, ни юридического права оставлять его одного. Даже медсестра не имеет права делать вывод о смерти. Только — квалифицированный врач. За мою практику из 30 возвращений удалось оживить лишь одного человека. Но это не значит, что вы не должны постараться «бросить рыбку в море», — продолжает Александр Шваб.

«Бросить рыбку в море» — притча о девочке, которая шла по берегу моря, на котором лежали тысячи задыхающихся рыбин. Она брала в руки по одной и бросала в море. На замечание, что это не имеет смысла, потому что большинство рыбы все равно погибнет, она ответила: «Это имеет смысл для рыбки, которую вбрасывают в море».

ПРОСТЫЕ ЗНАНИЯ, СПАСАЮЩИЕ ЖИЗНЬ

«Дети, сможете это повторить?» — спрашивает Клавдия Сергеевна у класса, имея в виду реанимационные мероприятия.

«Сможем!»

К доске выходит ученик, который демонстрирует, как оказать первую помощь человеку, который потерял сознание и дышит (сначала проверить дыхание, потом запрокинуть голову, повернуть туловище человека на бок, попросить кого-то или самому вызвать скорую; на все — 20—30 секунд).

«Могу назвать не один случай, когда наши ученики спасали людей — несложными способами, их просто нужно знать. К сожалению, иногда взрослые этого не знают. Отец нашей ученицы поехал с друзьями на дачу. Во время обеда один мужчина поперхнулся, и четверо взрослых мужчин не могли сделать элементарные вещи, чтобы его спасти, — привела пример пани директор, — А прежде всего они должны помочь себе, своим близким, в том числе — в экстремальных ситуациях. Мы начинаем с техники безопасности на всех уроках. На физкультуре, на спецпредметах — химии, биологии, физике, — дети должны знать, каким образом защитить себя и не нарушать технику безопасности».

Также специалисты центра экстренной медицинской помощи учили учеников, как правильно вызывать 103 — какую информацию следует предоставлять (точный адрес, состояние пострадавшего; если это за городом, то дорогу). Например, ежесуточно в Киеве на 103 приходит 15 тысяч звонков, при этом осуществляется 1,5—2 тысячи выездов бригад. Причина — человек дает неполную информацию и кладет трубку.

ВЕК ЭКСТРИМА, ДРАЙВА И РИСКА

«Завтра Юра на мне продемонстрируешь все, что выучил и понял? — полусерьезно спрашивает у девятиклассника директор школы. — Сможешь?»

«Смогу!» — отвечает он.

Детям нравятся такие уроки, ведь они в возрасте экстрима, драйва, риска. Но в действительности, когда происходит беда, то, по словам Александра Шваба, даже работники медицины катастроф с опытом, в 80% не могут нащупать пульс — в таком стрессе находятся.

«Недавно я проходила контроль в аэропорту, и в этих переходах зигзагами почему-то вспомнила Чернобыль: так же в 1986 году нам нужно было развести детей в пространстве и времени — за один день вывезти их из Киева. Тысячу учеников! И мы очень хорошо с этим справились. Как директор школы и как физик я пережила не лучшие времена, понимая, что такое радиация. Но все было без паники, дети были спокойны. И родители, которые сначала вывезли детей в Ташкент, в Алма-Аты возвращались в Украину, чтобы отправить детей в Днепропетровскую область — так доверяли педагогам, — вспоминает Клавдия Сергеевна.

Кроме Чернобыля и угрозы наводнения, работники школы также вспомнили и смерч, который пронесся по району, повыбивал оконные стекла в домах, а с соседней школы снес крышу.

Наш разговор поддержали жители Радужного, которые завернули в школу то ли в родительских делах, то ли так — посмотреть, почему там стоят «скорые». Значит, с чрезвычайными ситуациями люди ознакомлены — на них жизнь не поскупилась. Еще бы знать правила поведения в экстремальных условиях....

А во дворе школы дети рисуют мелом сюжеты на тему техники безопасности. «Что они изображают?» — спрашиваю у заместителя директора по воспитательной части Инны Ерохиной.

«Солнце, небо, цветы — сколько уже можно всяких трагедий», — отвечает.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать