София нуждается в... новых открытиях
Последний археологический сезон на территории памятника ЮНЕСКО это ярко доказал![](/sites/default/files/main/articles/20012022/1_sofiia4.jpg)
София Киевская — наш духовный магнит и святыня. Эпитетов и сравнений можно приводить множество, каждый находит в ней что-то особенное, невероятное и вдохновляющее. Все это подкрепляется и ее историей, и атмосферой, и новыми открытиями. Собственно, о них дальше и пойдет речь.
САМЫЙ ДЛИННЫЙ ПЕРИОД РАСКОПОК
В прошлом году на территории Национального заповедника «София Киевская» велись археологические раскопки. Поскольку просто так заниматься поисковыми работами здесь не приходится, специалисты могут проводить такие исследования только по стечению определенных обстоятельств. В прошлом году на территории собора начали менять плитку (в ходе «Большой реставрации»), а предшествовать этим работам как раз должны археологические работы.
«В августе, когда «Большая реставрация» в Софии Киевской только начиналась, Александр Ганшин нашел в наслоениях XVIII века деталь какого-то древнего золотоэмалевого изделия. Мы долго думали, что бы это могло быть, но теперь знаем точно: софийская находка является накладной деталью большой золотоэмалевой иконы, изготовленной около XI века в мастерской, работавшей при дворе византийского императора в Константинополе. Аналогичных икон в мире сохранились единицы, в частности, икона святого архангела Михаила в сокровищнице венецианского собора Сан-Марко», — описывал в «Фейсбуке» Тимур БОБРОВСКИЙ, кандидат исторических наук, археолог, сотрудник Национального заповедника «София Киевская», руководивший раскопками. Вместе с ним в группе работали сотрудники Национального заповедника «София Киевская» Владимир Савицкий, Александр Ганшин и Вячеслав Гайдук и коллеги Виталий Козюба и Всеволод Ивакин из Института археологии НАН Украины. Также на помощь привлекали студентов.
Археолог время от времени делился в соцсети новостями о находках с места раскопок, среди которых — свинцовая печать ориентировочно XII века, «на одной стороне которой вытиснено изображение Пресвятой Богородицы Оранты, на другой — вероятно, св. пророка Царя Соломона». Среди находок — бронзовый энколпион (крест-реликварий), который может датироваться первой половиной XIII века, или же фрагмент венца керамического горшка второй-третьей четвертей XI века (был найден на дне фундаментного рва южной башни собора). А еще десятки других интересных артефактов, ставящих перед экспертами новые вызовы. Большое количество найденных бытовых вещей, медных и серебряных монет VI-XIX веков, кремневый запал для ружья XVII века, обломки стеклянных браслетов ХІІ-ХІІІ веков, бронзовые кольца и пуговицы, железные пряжки и ключи, костные игральные фишки Х -XVIII — были ли все эти предметы утеряны паломниками, или все это было пожертвованием в сокровищницу храма? Это вопросы, на которые ученым еще предстоит ответить.
Ценность последних исследований заключается не только в этих находках, позволяющих пополнить музейную коллекцию, но и в том, что некоторые открытия помогают уточнить хронологию строительства Софии и даже меняют наши представления о виде собора.
В настоящее время место раскопок законсервировано до весны. А специалисты, которые с лета без устали работали, мягко говоря, в исторической земле, сейчас подводят определенные итоги самого длинного в истории Софии археологического сезона (длился с августа по декабрь 2021-го). Недавно в Национальном художественном музее Украины состоялась встреча с археологами, работавшими на территории святыни. Разговор длился более четырех часов. Его «спрессованную» версию предлагаем дальше.
ЗАГАДОЧНАЯ АПСИДА
Видимо, посетители Софии в этом году обращали внимание на то, что у собора постоянно работали археологи. Что же здесь нашли, действительно удивительное.
Впервые специалистам удалось проследить остатки так называемых субструкций под фундаментами Софийского собора, в частности, деревянных кольев, которые забивались через каждые 15-20 см в дно фундаментного рва для укрепления, объясняет археолог. «До нас только Михаил Каргер (советский археолог) фиксировал систему кольев, забитых в дно фундаментного рва. Это была как основа для закладки фундамента из камней. Со временем эти деревянные конструкции истлевали. Но в нашем случае мы увидели отпечаток кола в нижней поверхности фундамента», — добавляет Бобровский.
Разумеется, доны сами деревянные элементы субструкций не сохранились. Археологи увидели только отпечатки древесного пороха в почве и полости в толще кладки. Если раньше археологам удавалось наталкиваться на остатки деревянных кольев, то сейчас впервые зафиксировали остатки лежней, то есть тех кольев, на которые опирались каменные фундаменты сооружений.
Пожалуй, наиболее знаковым считается открытие не известной ранее апсиды собора (это выступ в здании, имеющий полукруглую форму). «Во время работ по замене покрытия вокруг собора у его северо-восточного угла обнаружились остатки древнерусской кладки, — описывает историю обнаружения находки Тимур Бобровский. — После расчистки выяснилось, что здесь имеем фундаменты и части стен ранее не известной апсиды, построенной в той же технике и из того же материала, из которого построен основной массив собора. Почему она разрушилась — неизвестно. Стена этой абсиды в этом месте нас смутила, потому что во всем соборе толщина стен один метр, а здесь — 1,8 метра».
В ходе работ археологи выяснили, что стена таки имеет один метр. Оказалось, что с внутренней стороны к этой стене пристроена еще одна конструкция. Она сделана из плинфы, а пространство между стеной и плинфой засыпано строительным мусором и известково-цемянковым раствором. Далее специалисты выяснили, что это, скорее всего, остатки двухступенчатого синтрона, то есть специальной скамьи в церковном алтаре, предназначавшейся для церковных иерархов. Здесь могли сидеть митрополиты и епископы во время важных литургий. В Софийском соборе есть синтрон в его центральной апсиде. Так что эксперты нашли остатки еще одного синтрона, о котором раньше, возможно, и не догадывались. И теперь эта находка меняет представление о Софии. Во-первых, зачем в соборе два синтрона, а значит — два алтаря? Во-вторых, теперь, воспроизводя внешний вид собора времен Ярослава, придется вносить корректировки, добавляя еще и найденную апсиду.
«Еще лет 40 назад считалось, что здесь не было никакого апсидного выступа, теперь оказывается, это не так, — отмечает археолог. — Сейчас раскопанные остатки утеплены, гидроизолированы. Весной планируются дополнительные исследования, а затем и музеефикация».
ВРЕМЕННЫЕ ПОДСКАЗКИ
Во время летних раскопок впервые удалось увидеть стены Софийского собора в сечении — именно при исследовании остатков апсиды. Также у ее остатков нашли еще и два захоронения, датируемые XVIII веком. Кроме того, найдены остатки храма XI века.
В целом все эти открытия и находки наводят исследователей на мысль, что новые раскопки будут давать больше ответов на возникающие сейчас вопросы, а заодно будут ставить новые вызовы. Как отмечает Виталий КОЗЮБА, кандидат исторических наук, археолог, научный сотрудник Института археологии НАН Украины, последние раскопки подтверждают теорию, что на месте храма до сооружения территория была заселена.
Чтобы ответить на вопрос, а что же было раньше на территории, где стоит Софья, в течение длительного времени исследователи ориентировались на сообщение «Повести временных лет». В частности, на упоминание о том, что на месте битвы печенегов с русичами, при Ярославе, появилась позже София.
«Когда Ярослав задумывал строить большой город, думал, где будут расположены монументальные постройки. Вряд ли когда строилась София, застраивался и центр города, на котором через лет 10 должны были строить определенные храмы, — рассуждает Виталий Козюба. — Исследования 2021 года дали дополнительные аргументы для этой точки зрения. При обследовании периметра вокруг Софийского собора мы нашли в двух местах ограждение — у стен Софии. То есть эти ограждения существовали еще до того времени, когда собор построили. Одно ограждение было найдено с южного входа, этот древний объект расположен под фундаментами собора. К сожалению, его не смогли изучить. Возможно, когда-нибудь появится возможность изучить его уже изнутри собора. Но найденные изгороди подтверждают, что на месте Софии действительно существовали древние поселения».
С западной стороны собора были найдены остатки неизвестного здания, которые тоже подтверждают это мнение. Здание заходит под фундамент Софии, а его окончание ведет внутрь собора под башню. «Этот объект прямоугольной формы был почти пуст, нам встречались обломки обожженной глины, отдельные кости животных. Также было найдено несколько элементов строительного материала, активно использовавшегося в древнерусском строительстве с конца Х по ХV век. Можно предположить, что существование этого объекта было близко по времени со строительством Софии. Возможно, он мог обслуживать строительство Софии, ведь это большое сооружение, которое возводилось постепенно. Возможно, когда достраивалась внешняя часть, этот объект попал под стену Софии Киевской, — делится мыслями Виталий Козюба. — И именно здесь нам удалось найти вроде бы неприметное граффити, указывающее на дату возведения стены этого здания — 1039 год. Понятно, что этот объект относится к 1039 году. Это позволяет нам строить точнее хронологию строительства собора».
***
Если бы не зима, пожалуй, археологи продолжали бы исследовать каждый камень, трещину, оттиск и далее. Энтузиазма им хватает. Как отмечал Тимур Бобровский, казалось бы, все, что могли изучить в Софии археологи, уже изучили, в том числе и предыдущие исследователи. Ан нет. Новые раскопки свидетельствуют, что памятник нуждается в переоткрытиях.