Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сомнительные опыты экономической политики

между Днями независимости: 1994–1999
21 августа, 00:00

Деятельность или, скорее, бездеятельность нынешнего Президента в экономической сфере вполне достойна занесения в учебники по экономической истории. Причем занесения с точки зрения скорее специфической: как удалось за годы полного президентского срока сделать все возможное, чтобы экономика страны осталась в почти принудительно замороженном не реформированном состоянии. Наверное, единственный качественный скачок сделала только технология празднования Дней независимости.

Что касается конкретной хронологии экономической политики в годовом исчислении (от праздника до праздника), то ее можно представить следующим образом:

День независимости 1994 года праздновался под знаменами состоявшихся президентских выборов. Избрание нынешнего Президента было положительно встречено в стране и в мире. В отличие от своего предшественника, вновь избранный Президент имел образ руководителя-практика, знакомого с экономической сферой не понаслышке. При этом Л.Кучме даже простили откровенно негативное для экономики, пребывание на посту Премьер-министра.

День независимости 1995 года прошел как первый год после провозглашения так называемого «Курса радикальных рыночных реформ». Тогда этот «курс» все еще позитивно воспринимался в стране и мире. Тогда никто не мог предположить, что провозглашением дело и ограничится и дальше ксерокопированного текста, который раздавался в Верховной Раде, дело не пойдет.

Кроме всего прочего, Президент внезапно обнаружил, что инфляцию можно подавить. Причем результаты такого подавления стали, судя по всему, открытием и для экономического окружения Президента, которое после этого просто остановилось в своем развитии. Набрал обороты извращенный отечественный монетаризм, когда обращают внимание только на один показатель, а макроэкономические процессы просто никого не интересуют.

День независимости 1996 года был связан с целым рядом событий. Осенние предложения 1995 года о смягчении жесткого монетарного курса и перенесении акцентов на развитие секторов национальной экономики, которые исходили от правительства Е.Марчука, не нашли понимания у Президента. Причем, именно вторая половина 1995 — первая половина 1996 годов, при условии коррекции экономического курса, могли бы заложить основу для быстрого выхода Украины на уровень нормальных европейских стран с реформируемой экономикой. Президентом начинает раскручивать непрерывный поиск причин для уклонения от занятия экономической сферой, равно как и явно мифических причин негативной экономической ситуации.

Смена премьер-министра и назначение П.Лазаренко расставили иные акценты во взаимоотношениях Президента с Кабинетом Министров, но реальная экономическая ситуация стала только усугубляться. Конституционный процесс, используемый как универсальная причина не заниматься экономикой, нашел завершение. При этом Президент как экономикой не занимался, так и не стал ею заниматься в дальнейшем.

День независимости 1997 года. Денежная реформа, проведенная в начале осени 1996 года, имела явно запоздалый и не комплексный характер. Она даже не ставила цели борьбы с криминальной экономикой, легализации теневых доходов и т. д. Фактически была проведена банальная деноминация — введены денежные купюры нового образца с меньшим количеством нолей. С 1997 года началась традиция официальных прогнозов экономического роста, которые стали делаться и во все последующие годы, но в конце года не сбывались.

Пожалуй, у Президента наконец-то появилось понимание того, что с экономикой все очень плохо. Очередная смена премьер- министра и назначение на эту должность В.Пустовойтенко не имели никакого ощутимого результата. По сложившейся традиции правительство рассматривают как временное зыбкое формирование. Продолжал усугубляться внешний фактор — от структуры экспорта до зависимости от внешнего финансирования дефицита государственного бюджета. Украина получает постоянную прописку в хвосте различных рейтингов.

День независимости 1998 года, праздновавшийся на фоне развертывания финансового кризиса в Украине стал кульминацией неспособности властей адекватно реагировать на события в стране. В этом году была найдена очередная причина, отвлекающая Президента от внимания к экономике — парламентские выборы. Причем завершение избирательной кампании так и не привело к изменению отношения Президента к экономической сфере.

В стране расцвела долговая пирамида, на которой фактически базируется государственный бюджет. Государство стало неспособным обслуживать свои долговые обязательства, иссяк ручеек желающих приобрести ОВГЗ. Причины всех экономических негативов в стране списывались на мировой финансовый кризис.

День независимости 1999 года скорее всего можно рассматривать как последний праздник нынешнего Президента в данной должности.

С начала текущего года Президент совершенно утратил интерес к экономической сфере. Избирательная кампания затмила все и вся, отменив даже традиционное послание к Верховной Раде. Президент снабдил страну серией указов, практическая польза, от которых сомнительна не только в экономическом, но и в популистском смысле. Разыгрывается образ «хорошего» Президента и «плохих» чиновников, не желающих проводить реформы.

Что касается социальной политики, то она лежала в русле борьбы с собственным народом. Фантастическая задолженность по заработной плате и другим социальным выплатам стала совершенно привычным делом, которое не вызывает никаких эмоций у руководства государства. Реальная зарплата в мае 1999 года составила лишь 30,1% от уровня 1990 года и, по сравнению с 1994 годом, уменьшилась. Единственный позитив в социальной сфере — отсутствие массовых акций гражданского неповиновения, скорее исходит из многотерпимого характера украинского народа, что является результатом социальной политики государства.

Сферы национальной экономики за 1994-1999 годы прошли путь фактически полного истощения, результаты которого будут сказываться еще длительное время. Порой создается впечатление, что если бы даже самые изысканные деструктивные силы мира попытались ввергнуть Украину в состояние экономической разрухи, им не удалось бы достичь результата, адекватного последствиям экономической политики действующего Президента. Страна, которая потеряла 2/3 своего ВВП за последние 10 лет, так и не смогла переломить ситуацию за годы правления нынешнего Президента. По зарубежным расчетам, ВВП Украины в 1999 году составит только 35% от уровня 1989 года, причем, из стран — бывших союзных республик, худшие показатели имеют только Грузия и Молдова.

Откровенно неквалифицированное экономическое окружение Президента уже давно продемонстрировало свою неспособность реально воздействовать на экономическую ситуацию в государстве. Да, можно наивно создавать внешний благоприятный образ Украины, пытаясь тем самым получить внешнее финансирование, и не обращать внимания на реальную ситуацию в стране. Да еще, можно рассказывать о «несомненных конкурентных преимуществах Украины» — наличии чернозема и очень душевных квалифицированных людях. Наконец, можно уверять, что единственное недостающее сейчас государству — это «новый этап административной реформы». К сожалению, все это грустно и очень далеко не то, что способно вывести страну из экономического кризиса.

Самая свежая «страшилка», запущенная буквально за две недели до Дня независимости — гарантии стабильности курса гривны и «другой стабильности», но только «при условии, что нынешний Президент будет избран на следующий срок и сохранится нынешний состав правительства». С таким же успехом можно было увязывать «гарантии стабильности» открытием месторождения нефти на Крещатике или с переносом на Оболонь Эйфелевой башни.

Ежедневная реальность, когда только теневая экономика в Украине помогает сводить концы с концами миллионам сограждан — это оскорбление для цивилизованного мирового сообщества. Ситуация, свойственная странам Европы, выходящим из послевоенной разрухи, стала повседневной украинской реальностью. То, что Украина является вполне обоснованным «дежурным примером» для материалов зарубежных средств массовой информации о коррупции и прочих экономических безобразиях, не должно оставаться без реакции. Страна, в которой культивируются уклонение от уплаты налогов, а потоки теневых капиталов пронизывают все мыслимые и немыслимые сферы социально-экономической жизни, должна как можно быстрее заменить не только экономическую политику, но и политическое руководство.

Очевидно, что сомнительные опыты экономической политики, проводимые над нашим государством, должны быть прекращены. И уже сама демократичность процесса прекращения опытов будет залогом успешного развития Украины в будущем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать