Перейти к основному содержанию

«Советский» отпечаток на институте семьи

Украина унаследовала советскую систему семейной политики, признаки которой сохраняются по сей день
23 июня, 14:28

Продолжается реформирование интернатной системы в Украине. Ребенок должен воспитываться в семье - это ключевая задача будущих изменений. Для этого нужно изменить правовое поле, а также работать с обществом, усиливая роль ответственного отцовства. Если сейчас политика многих государств направлена на то, чтобы семья считалась и реально была лучшей средой для воспитания ребенка, то еще сотню лет назад семья считалась буржуазным институтом, который скоро отойдет в прошлое. Такая позиция годами жила на территории Российской империи, впоследствии Советского Союза, в том числе и Украины. Время несколько изменило приоритеты, но неизученные уроки остались.

РАЗВИТИЮ ИНТЕРНАТОВ В РОССИИ И УКРАИНЕ СПОСОБСТВОВАЛА АРМИЯ

Как свидетельствуют исторические данные, одни из первых приютов были созданы священнослужителями для брошенных и подброшенных детей в Константинополе в 335 году. Для борьбы с детоубийством в средневековой Европе церковью создаются приюты. Первое такое заведение возникло в Милане в 787 году, а в 1212 году появляются госпитали в городах Санто-Спирито и Риме. Впоследствии подобные учреждения открылись и в других городах Италии. Итальянский опыт борьбы с детоубийством со временем получил свое распространение и во Франции, откуда его переняла и Россия.

В Российской Империи впервые вопрос устройства детей-сирот был поднят во время правления царя Михаила Федоровича (XVII в.). Архимандрит Никон открыл сиротский дом в Новгороде. В 1706 году был открыт первый приют для незаконнорожденных или «срамных» детей в Холмово-Успенском монастыре. В 1715 году Петр I издал указ об открытии новых госпиталей для детей, в Москве - каменных, в других городах - деревянных.

В начале XVIII в. во времена Екатерины II реформатором Иваном Бецким были построены два приюта для брошенных детей - в Москве в 1764 году и в Санкт-Петербурге в 1770 году. В этих заведениях были школы, которые давали начальное образование детям, воспитывали просветительскую мораль, рабочую этику и уважение к конституционным особам.

В период развития капитализма в России значительно возросло количество детей, рожденных вне брака, от которых отказывались матери. Как правило, такими матерями были молодые крестьянки, которые приезжали в города и работали служанками.

Дальнейшему развитию интернатных учреждений в России и Украине способствовала армия. В начале XIX века российская армия не была похожа ни на одну армию в Европе. Обычного солдата призывали на 25 лет. Как правило, в таких условиях семья и друзья вычеркивали призывника из своей жизни. Если работающие матери не могли самостоятельно ухаживать за детьми, родители которых были призваны в армию, то этих детей отправляли в военные интернатные учреждения. Несмотря на ужасные условия пребывания в этих учреждениях (только две трети детей доживали до взрослого возраста), такая система действовала до Первой мировой войны.

После октябрьского переворота 1917 года с приходом к власти большевиков ситуация меняется. Идеология большевиков основывалась на философии Ф. Энгельса о взаимосвязи между собственностью, товаропроизводством, гендером и классом.

 СОВЕТСКИЕ ИНТЕРНАТЫ ВОСПИТЫВАЛИ «НОВЫХ ПАТРИОТОВ»

Семья рассматривалась как полностью буржуазный институт, и до 1930-х годов считалось, что она отомрет как таковая. Поэтому уже с первых дней существования Советского государства наряду с историческими декретами, которые закрепляли новые общественные отношения, появилось и новое брачно-семейное законодательство РСФСР и УССР.

Разработчик советского законодательства по вопросам брака и семьи Гойхберг в 1918 году говорил: «Наш государственный институт (интернаты. - Прим. автора) опеки должен показать родителям, что социальная опека над детьми дает гораздо лучшие результаты, чем частная, индивидуальная, неквалифицированная и иррациональная семейная форма, которая предоставляется родителями, которые являются «любящими», но неосведомленными в вопросах воспитания». Такая идеология большевистской партии способствовала созданию целой системы учреждений для коллективного воспитания «новых советских патриотов» и побудила родителей отдавать туда детей.

Следует отметить, что на определенном этапе интернаты сыграли и положительную роль в поддержке значительного количества детей-сирот, детей улиц, страдающих от последствий Первой мировой войны, гражданской войны, эпидемий и Голодомора. Большую популярность в 1920-е годы XX века получили идеи советника Ленина по вопросам воспитания А. Макаренко. Он верил в коллективные формы воспитания и создал коммуны для беспризорных детей, где они учились, занимались трудовым воспитанием и даже практиковали детское самоуправление.

Следующие волны сирот появились в результате сталинской кампании борьбы с кулаками и после Второй мировой войны. Здесь снова пригодилась система интернатных заведений, которая помогала выживать детям.

«ПО РАСЧЕТАМ, К 1980 ГОДУ ВСЕ СОВЕТСКИЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ УЧИТЬСЯ В ИНТЕРНАТАХ»

Несмотря на все перипетии тех бурных времен, институт семьи все-таки сохранился, но в сознании многих людей осталось ощущение, что институциональная опека является приемлемой, а иногда и идеальной формой устройства детей, лишенных родительской опеки. Кроме того, большевики считали семью не в состоянии самостоятельно воспитывать детей, в сознании общественности бытует почти общепризнанное мнение, что специалист знает лучше. Особое значение этот термин приобретает относительно мнения врачей или же когда речь идет о детях с особыми потребностями.

Интересно, что идея развития системы интернатных учреждений в СССР возродилась в 1950-х годах, когда на международной арене шли дебаты о правах детей и была принята Декларация ООН о правах детей. В ответ на это в 1956 году на XX съезде КПСС было принято решение о создании в Советском Союзе школ-интернатов нового типа. Одним из первых таких заведений в Украине была школа-интернат в селе Львово Бериславского района Херсонской области. В то время даже существовали расчеты, что к 1980 году все советские дети будут получать образование в школах-интернатах.

Еще одним следствием доминирования чрезмерного доверия к институциональному воспитанию детей стал тот факт, что социальная работа как наука и вид деятельности полностью не одобрялась, а психология и социология считалась псевдонауками. Ситуация была подобной и в других странах Варшавского договора. Как правило, социальную работу заменяли социальным обеспечением и финансовой поддержкой, а какая-либо социальная защита полностью зависела от места работы. Неработающие люди или те, которые имели другие социальные проблемы, считались девиантными, к ним применялись принудительные меры.

ОБ ИСКУССТВЕННОСТИ НАПОЛНЕНИЯ ИНТЕРНАТОВ

Таким образом, получив независимость в 1991 году, Украина унаследовала систему «бюрократического государственного коллективизма» в области детской и семейной политики, основные признаки которого (большие интернаты) сохраняются и по сей день.

Глубокий экономический кризис, охвативший Украину в 1990-е годы в результате шоковой терапии и перехода на новые условия хозяйствования, привел к повышению уровня бедности, которая вновь, как в послевоенные годы, стала главным фактором передачи детей на воспитание в интернатные учреждения. Как свидетельствует статистика, с 1989 года по настоящее время доля детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях всех типов в Украине, неуклонно росла.

Интересно также анализировать кривую графика, отражающую количественные показатели детей в интернатных учреждениях. Уменьшение количества детей в интернатах наблюдается, как правило, в следующий год после принятия важных политических решений по деинституциализации, к примеру: в 2007 году принята Государственная программа по реформированию интернатных учреждений, поэтому наблюдаем спад в 2008 году. Утверждение в 2012 году Национальной стратегии профилактики социального сиротства сопровождается спадом уже в 2013 году количества воспитанников в интернатах. Приведенные примеры свидетельствуют об искусственности наполнения интернатов, а также о зависимости этого процесса от политических решений.

Жесткая критика общественности воспитания детей в интернатных заведениях, а также большая стоимость содержания институциональных учреждений были главными факторами, которые заставили правительства многих европейских стран встать на путь деинституализации.

Институциональные заведения - это рабочие места, источник дохода и тому подобное. Однако, как свидетельствует история, те страны, которые ставили интересы детей в основу своей стратегии развития, прошли этот путь и имеют высокие стандарты жизни. Поэтому нам есть чему у них поучиться, ведь жизнь показывает, что самое лучшее - это инвестиции в детей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать