Спасет ли нашу науку новый законопроект?
В 2012 году Украина потратит на эту отрасль примерно в 500 раз меньше, чем США, в 30 раз меньше, чем Россия, и в 5 раз меньше, чем ПольшаК сожалению, украинская наука уже давно почти отсутствует в наших электронных медиа и печатных таблоидах, главными героями которых являются политики, эстрадные звезды, спортсмены, персонажи «светских» тусовок и уголовники. Следовательно, у рядового гражданина может создаться впечатление, что ее, этой науки, уже давно и нет, что все украинские ученые давно умерли, а кто до сих пор не умер, тот выехал за границу.
К счастью, это еще не так. Украина остается одной из мощнейших научных держав европейского континента, украинские ученые по большому перечню направлений все еще находятся на передовых позициях в мировом научном поиске (примеров можно приводить много). Однако при этом украинская наука всегда находилась на задворках интересов власти. Причем нынешней — особенно. Финансирование науки в 2011 году впервые упало до уровня 0,29% ВВП, что является показателем слаборазвитых государств Африки. В этом году соответствующая цифра будет еще ниже. Украина потратит на свою науку приблизительно в 500 раз меньше, чем США, в 30 раз меньше, чем Россия, и в 5 раз меньше, чем Польша. А бюджет нашей Национальной академии (где работает 40 тысяч человек!) окажется меньше суммарного бюджета футбольных клубов «Шахтер» и «Динамо».
Вместо того, чтобы разрабатывать и внедрять новые технологии с использованием отечественного научного потенциала, нынешняя власть широко применяет закупки технологий (часто — устаревших) за рубежом. У всех на слуху история с безумно дорогими корейскими поездами, которые все время ломаются (это — при наличии своего современного локомотивного и вагонного производства). Все знают о закупленных за рубежом платформах для морской добычи углеводородов (и немногие — о том, что у нас еще работает мощное КБ по проектированию именно таких платформ). Газеты написали об установлении двух мощных солнечных электростанций на Юге. Но обошли вниманием, что собраны они из китайских батарей, а программу собственных исследований в той таки сфере в прошлом году правительство свернуло. И это при том, что здесь мы имеем огромные научные традиции, и даже так называемый p-n переход, который лежит в основе всей современной фотовольтаики, открыл в 1940 году в Киеве будущий академик Вадим Лашкарев, чье имя носит Институт физики полупроводников НАН Украины.
Почему так делается — понять несложно. Ведь закупки на огромные бюджетные средства открывают столько соблазнительных дополнительных возможностей... А о том, что такая политика убивает стратегическую перспективу государства, во властных коридорах предпочитают не вспоминать.
Следствием такого отношения государства является сокращение числа научных сотрудников (в 3,7 раза за годы независимости, особые потери понесли естественные и технические науки), общее падение престижа научного труда, «устаревание» науки ввиду невозможности привлечения к ней в достаточных объемах талантливой молодежи (нужно отличаться незаурядной жертвенностью, чтобы начать сегодня жизнь с 1600 гривен младшего научного сотрудника без степени, к тому же понимая, что «потолок» — это 4500 «грязными» у главного научного сотрудника — доктора наук). Вместе с тем усиливается процесс научной эмиграции, когда Украина фактически инвестирует своим интеллектом другие государства. Если бы автор захотел привести здесь перечень только ближайших своих коллег, навеки потерянных для Украины, список получился бы слишком длинный.
В особо тяжелое положение поставлена университетская наука, где огромное количество «горловых» часов и горы программ и планов, которые преподаватель должен написать, эти пары отчитав, фактически не оставляют ему времени на исследования. Похоже, что наше образовательное ведомство множит в последнее время перечень этих бумаг с особым садистическим наслаждением.
Следовательно, прогноз экспертов сегодня — грустный. Украинская наука все еще есть, но при «инерционном» сценарии (когда в отношении государства ничего не изменится) она неминуемо умрет через 10-15 лет, когда по биологическим причинам отойдет старшее поколение, на котором сегодня почти все держится. Она может погибнуть и значительно раньше — если будет дана «отмашка» тем, кто уже стоит на «низком старте», готовый включиться в борьбу за земли и здания Национальной академии наук в столице и центрах больших городов. А гибель академических институтов неминуемо будет означать не расцвет, а свертывание исследований в университетах: ну кому нужны будут физический и радиофизический факультеты столичного КНУ им. Т. Шевченко, когда перестанут существовать институты физики, физики полупроводников, ядерных исследований, металлофизики и т.п.
Проект Закона Украины «О принципах научной и научно-технической политики», разработанный по инициативе Объединенной оппозиции и представленный научной общественности на заседании традиционной «Элитарной светлицы» под председательством академика Ярослава Яцкова, имеет целью дать ответ на эти вызовы времени, остановить негативные процессы, способствовать утверждению статуса Украины как одной из ведущих научных держав мира, поставить потенциал украинской науки на службу неотложным потребностям государства и общества.
Проект исходит из необходимости обеспечения наследственности в развитии исторически сформированных научных школ с одной стороны и утверждения принципов государственно-общественного диалога при выработке и реализации научной политики — с другой. Поэтому проект впервые предусматривает создание ряда общественных органов управления по вопросам науки. Это — Национальный научный совет Украины, Национальная комиссия по регуляции в сфере образования и науки и Комитет по научной этике, которые, в соответствии с проектом, формируются согласно предложениям разных субъектов научной и образовательной деятельности (научных учреждений, высших учебных заведений, академий наук и общественных объединений ученых) Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой Украины и Президентом Украины соответственно.
Образованный из авторитетных представителей разных секторов украинской науки Национальный научный совет Украины, согласно проекту, ежегодно готовит, утверждает и обнародует доклад о состоянии развития науки в Украине и утверждает рекомендации для Верховной Рады, Президента и Правительства Украины относительно самых актуальных направлений научной политики государства, которые подлежат обязательному рассмотрению. Национальная комиссия по регуляции в сфере образования и науки будет заниматься вопросами аттестации научных работников и научных учреждений. Решения Комитета по научной этике относительно установления факта плагиата станут основанием для поднятия вопроса о лишении научной степени или ученого звания, досрочного прекращения полномочий ученого совета или специализированного ученого совета, который присудил соответствующее ученое звание или научную степень. Последнее чрезвычайно важно, ведь в течение последних лет происходит размывка критериев научной порядочности, особенно заметная в некоторых «модных» социогуманитарных отраслях (где все знают о существовании покупных диссертаций, «слепленных» научными «неграми»).
Проект предусматривает то, что государство принимает установленный Лиссабонскими критериями европейский уровень бюджетного финансирования научной, научно-технической деятельности и инноваций в 2% ВВП и будет стремиться на протяжении следующих десяти лет достичь этого уровня. Вместе с тем он устанавливает баланс между базовым финансированием научной сферы, что гарантирует сохранение имеющейся научной инфраструктуры и сформированных научных школ, и между конкурсным программно-целевым финансированием, которое будет позволять на грантовой основе поддерживать приоритетные исследования и разработки. Проект обстоятельно регламентирует деятельность государственных фондов, через которые осуществляется на конкурсной основе поддержка научной (научно-технической) и инновационной деятельности, делая всю процедуру конкурса максимально открытой и объективной.
По своей идеологии разработанный проект исходит из приоритета главного субъекта научной деятельности — ученого, аккумулируя широкий спектр его прав и социальных гарантий и вместе с тем определяя его обязанности как специалиста и гражданина. Установлено, что оплата труда и пенсионное обеспечение научного (научно-педагогического) работника должны гарантировать достойные материальные условия для эффективной творческой деятельности, высокий общественный престиж профессии научного работника, стимулировать привлечение талантливой молодежи в науку и повышение квалификации научных сотрудников. Проект устанавливает, что государство способствует привлечению молодежи к научной деятельности путем, в частности, установления специальных научных грантов для молодых научных сотрудников в возрасте до 35 лет и предоставления молодым научным сотрудникам служебных жилищных помещений.
Проект устанавливает действенные гарантии для научной (научно-технической) деятельности научных учреждений, к которым по вопросам осуществления такой деятельности приравнены высшие учебные заведения. При этом он предусматривает внесение необходимых изменений в бюджетное, налоговое и таможенное законодательство, снимая многочисленные бессмысленные ограничения, крайне усложняющие сегодня закупку лабораторного оборудования, реактивов и научной литературы в бумажном и электронном виде. Проект регламентирует работу разных типов научных учреждений — в том числе национальных научных центров и государственных ключевых лабораторий, создаваемых на определенный срок для обеспечения «прорывных» результатов по приоритетным направлениям.
Проект регулирует правовой статус Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, гарантируя сохранение их научного потенциала, защищая их имущество, здания и земли от попыток отчуждения и приватизации и одновременно стимулируя демократизационные процессы в рамках академий, привлечение к процессу управления не только академиков и членов-корреспондентов, но и выбранных представителей ученых высшей квалификации — докторов наук, которые получают треть голосов на Общих сборах НАН.
В то же время проект устанавливает реальные механизмы для содействия интеграции университетской и академической науки (через совместно осуществляемые программы подготовки аспирантов, через создание общих научно-учебных центров, центров коллективного использования лабораторного оборудования, через научное совместительство и т.п.). Проект отмечает равенство прав научных учреждений и учебных заведений при участии в конкурсах на получение государственных грантов для финансирования научных (научно-технических) программ и проектов. Наконец, он закладывает базовые правила игры в инновационной сфере — поскольку без современной инновационной системы украинская наука никогда не сможет раскрыть свой потенциал для укрепления национальной экономики.
Важно, что проект фиксирует цель обретения Украиной полноправного членства в Европейском исследовательском пространстве. Ведь мы были достаточно близки к этой цели еще четыре года назад, но с тех пор были отброшены далеко назад (иначе, по-видимому, и быть не могло для государства, которое в силу ошибок собственного руководства становится на мировой арене «парией»), и нас обогнали Россия и Молдова.
...Представленный на «Элитарной светлице» проект его авторы не позиционировали как альтернативный или конфронтационный относительно кого-то. Рабочая группа, где в роли экспертов выступали ведущие научные сотрудники, работающие в разных секторах украинской науки, пыталась учесть позитивные моменты действующего законодательства не только Украины, но и Польши, и России, идеи, которые возникали в дискуссиях относительно реорганизации науки середины прошлого десятилетия, наконец, наработки «официальной» рабочей группы, созданной Госнауки. Во время обсуждения на «Светлице» состоялся конструктивный обмен мнениями с заместителем председателя рабочей группы Госнауки Александром Поповичем. Свои мысли по поводу законопроекта устно или в письменном виде высказали академики НАН Украины Виктор Гринченко, Валерий Кухарь, Игорь Мрыглод, Николай Новиков, Ярослав Яцкив, члены-корреспонденты НАН Украины Сергей Рябченко (он был первым председателем госкомитета по науке независимой Украины) и президент Украинского физического общества Владимир Литовченко, президент АН высшей школы Украины Николай Дробноход, другие авторитетные ученые — за что автор при случае хотел бы выразить им глубокую благодарность.
Обсуждение законопроекта о принципах государственной научной и научно-технической политики, инициированного Объединенной оппозицией, с которым каждый может ознакомиться на сайте АН высшей школы Украины (anvsu.org.ua ), продолжается. Ведь только интегральное мнение научной среды может родить закон, в котором действительно нуждается украинская наука. Нужно только, чтобы политики не просто приняли, но и выполняли такой закон. Кандидат в народные депутаты по списку Объединенной оппозиции Лилия Гриневич, присутствующая на обсуждении, задекларировала серьезность намерений своей силы поддержать украинскую науку и высшее образование. Хотелось бы, чтобы об аналогичной позиции по этому вопросу объявили и другие партии, которые будут представлены в новом составе парламента. Ведь без современной науки серьезных цивилизационных шансов у нашего государства не будет.
Выпуск газеты №:
№171, (2012)Section
Общество