Спасти «душу Крыма»
Что можно сделать для защиты культурного наследия мирового значения, которое находится на полуострове
С первых дней аннексии Крыма под угрозой разрушения оказалась материальное и нематериальное культурное наследие полуострова: напрасно ожидать, что российская оккупационная власть будет заниматься им. События 2014-2017 годов уже фактами подтвердили это. По данным искусствоведов, историков, представителей власти - участников международной конференции «Крым 2014-2017: аннексированная культура» - сейчас под угрозой разрушения находится ряд памятников культурного наследия крымскотатарского народа. В частности, это Ханский дворец в Бахчисарае, который готовился к внесению в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
«РОССИЙСКИЕ ЗАКОНЫ ПОДГОНЯЮТСЯ ПОД РАЗВОРОВЫВАНИЕ АРТЕФАКТОВ»
По данным Министерства культуры Украины, сегодня в Старом Херсонесе Таврическом происходят раскопки, в которых участвуют организации с сомнительной репутацией. Есть информация о том, что на части прилегающей территории, которая входит в буферные зоны культурного памятника, осуществляются строительные работы. Также бесконтрольные археологические раскопки проводятся на территории мечети хана Узбека в Старом Крыму. Специалисты говорят, что в такой ситуации - практически каждая историческая достопримечательность. Сейчас Украина не имеет эффективных инструментов, чтобы отслеживать ситуацию по всем памятникам культуры - не только крымскотатарским. К сожалению, и авторитетные международные организации, как, например, ЮНЕСКО и ИКОМ, которые занимаются культурным наследием, не имеют рычагов влияния на ситуацию.
«С момента незаконной аннексии Автономной Республики Крым наше ведомство неоднократно обращалось в международные организации, в частности в штаб-квартиру ЮНЕСКО и ИКОМ, о нарушениях Российской Федерацией норм международного и украинского законодательства на временно оккупированной территории полуострова, - утверждает министр культуры Украины Евгений НИЩУК. - В частности, Минкультуры имеет окументальные подтверждения и фотофиксацию проведения масштабных незаконных работ на территории памятника национального значения «Ханский дворец», который относится к исторической среде столицы крымских ханов в городе Бахчисарай и в 2013 году внесен от Украины в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас к проведению работ привлекаются компании, которые не имеют опыта и соответствующих лицензий на проведение такого уровня работ в сфере реставрации и к тому же осуществляют это скандальным рейдерским способом. То, что должно сохранить аутентичный вид, просто заливают бетоном. Повреждены росписи XVIII века, старинные дубовые балки из Великой Ханской мечети, сам Ханский дворец находится под угрозой».
«Нам известно, что российская законодательная база умышленно подгоняется под разворовывание артефактов, - отмечает Евгений Нищук. - Например, сейчас действует упрощенная система так называемой выставочной деятельности относительно коллекций из Херсонеса, Ханского дворца и других культурных объектов. А, согласно международному праву, такая деятельность запрещена там, где есть вооруженный конфликт».
Украинские специалисты утверждают, что в ответ на их обращение в ЮНЕСКО эта организация делает то, что может: рекомендует создать мониторинговую группу для поездки в оккупированный Крым. Но российская позиция - делать это можно только через Министерство иностранных дел РФ. ЮНЕСКО не может этого сделать, так как считает Крым частью Украины. При этом специалисты отмечают, что очень благодарны жителям полуострова, которые дают важную информацию о том, что там происходит.
ВМЕСТО РЕСТАВРАЦИИ - «ОТКРОВЕННОЕ РАЗРУШЕНИЕ»
Председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров убежден, что почва нынешней ситуации готовилась задолго до аннексии Крыма. Ведь жители полуострова десятилетиями спасали крохи крымскотатарской культуры, тогда как власть ставила памятники чужой культуре: в 2013 году - российскому фельдмаршалу Ласси, который устроил кровавый поход по полуострову, затем - Сталину (хотя якобы тройке - плюс Черчилль и Рузвельт). Были попытки сделать памятник и Екатерине II.
«Для нас, крымских татар, возвращение на свою землю было связано с попыткой возродить последние памятники, сохранившиеся за более чем сто лет колонизации Крыма. Мы пытались создать условия, чтобы сохранившиеся памятники стали заметными для всех людей, потому что это часть нашей души, нашей культуры, - говорит Рефат ЧУБАРОВ. - В 1500 году на территории Крыма открылся один из первых университетов Зынджирлы-медресе. Когда мы вернулись в Крым, от него оставались только стены и колонны, поскольку в советское время там был психоневрологический диспансер, а на месте могилы выдающегося просветителя Исмаила Гаспринского построили свинарник. Мы это спасали - почти силой, потому что власть была равнодушна. Возродили, потому пригласили настоящих реставраторов, и могилу Гаспринского, и захоронения почти 30 ханов. Это стало жемчужиной Бахчисарая. За ситуацией в Крыму мы следим с 2014 года и видим много подмен реставрационных работ откровенным разрушением. В частности, это касается Ханского дворца, ведь если происходят какие-либо вмешательства без специальных методов сохранения оригинальности отдельных элементов при физическом сохранении самого памятника - это ее убийство».
ЗАЩИТИТЬ СОКРОВИЩА НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПОДВОДНЫЕ
Эксперты отмечают, что наследие - это не только артефакты, которые находятся в крымских музеях, это и культура нематериальная. Существует инициатива по созданию в Киеве музея истории крымскотатарского народа. Это могло бы поддержать крымских татар и дать возможность всем желающим познакомиться с их историей.
«Что касается охраны материального наследия, то мы обратились в организацию «Голубой щит», которая занимается сохранением культурных активов в странах, где происходят военные конфликты. Ее возглавляет глава дома Габсбургов, бывший депутат Европарламента Карл Габсбург, который поддерживает украинскую культуру. Надеемся на его поддержку, - отмечает Николай КНЯЖИЦКИЙ, глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности. - Еще один аспект - это сохранение подводного наследия. Ведь в акватории Крыма, в том числе недалеко от Одесской области, есть огромное количество сокровищ. Мы подготовили законопроект о защите этого наследия, ведь там «работает» очень много черных археологов, которые рыщут и в водах, которые не находятся под нашим контролем, и в водах, контролируемых Украиной. Надеюсь, в январе-феврале 2018 года мы примем этот закон».
Наши возможности ограничены, но то, что Украина сегодня может делать, - это привлекать внимание международного сообщества к катастрофической ситуации, пытаться спасти крохи, создав музей крымскотатарского народа в Киеве. Также эксперты работают над полным реестром памятников культуры и истории Крыма, поскольку все существующие реестры остались там.
Section
Общество