Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Спиртовые реки, «зеленые» берега

Отечественная контрабанда водки процветает, не нуждаясь в «сухом законе»?
28 октября, 00:00

В это время на волынском Полесье резко выросла безработица. Ради куска хлеба люди были готовы заняться чем угодно. Поэтому новый промысел — разливание в бутылки «фермерского» спирта, разбавленного водой, — сразу получил массовое распространение...

Соответственно, рынки и коммерческие киоски Волыни заполонила фальсифицированная «левая» водка. В конкурентной борьбе за потребителя она, более дешевая, легко одолевала свою противницу — продукцию местных спиртзаводов. Те «затоваривались». Вместе с ними валился и госбюджет.

Впрочем, спиртоводочное наводнение на внутреннем рынке было только одним из «рукавов» общего потока. Свою продукцию «фермеры» отправляли еще в двух направлениях — на Польшу и Беларусь.

Что ж, выход на заграницу — дело хорошее, ибо это — расширение рынка для отечественной продукции. Вот только каждый раз нужно преодолевать пункты пропуска. А там хозяева — пограничники и таможенники. Могут пропустить, а могут и нет. Следовательно, за пересечение границы, согласно оперативным данным работников управления по борьбе с экономическими преступлениями Волынского УМВД, устанавливается такая такса: от $500 до $1500 с одной транспортной единицы в зависимости от тоннажа. Товар в дороге нужно, конечно, охранять — поэтому к торговле спиртом подключается, в частном порядке, милиция: плохо оплачиваемая милиция — коммерсантов бережет! Завязывается коммерческо-правоохранительный клубок, юридически называемый коррупцией. Прочность его невероятна, опасность для государства — очевидна.

В 1996 году и вводится положение о том, что идущий за границу спирт не облагается акцизом. Коммерсанты, как мухи, налетели на этот безакцизный спирт. И снова потянулись к границе автофургоны. Но если бы они действительно шли за границу!

На заводе спирт такого назначения получить мог не каждый. Главное, чтобы была бумага из налоговой инспекции о том, что ты — налогоплательщик. Конечно, еще главнее — чтобы на спиртзавод предоплатой поступили деньги от иностранной фирмы, которой и отпускается продукт. Он здесь же оформляется в таможенном отношении для вывоза за границу. Это делается без особых проблем, поскольку прямо на завод приезжают посредники с печатями инофирм, преимущественно несуществующих. Нередко они появляются за желанной продукцией уже с таможенными документами, заполненными и подписанными ответственными должностными лицами.

Итак, бумаги оформлены, продукция загружена — автофургон (а это 15—20 тонн груза) отправляется в путь. Перед водителем спиртофуры, по документам направляющейся в зарубежье, стоит задание: во что бы то ни стало НЕ ДОЕХАТЬ до границы с грузом. На Волынь транспорт прибывает запросто. В Ковеле к нему приставляется дополнительная охрана, определяется спецмаршрут — преимущественно в какой-то глухой лесной массив. Там спирт разольют в бочки и развезут грузовиками в подпольные цеха.

В пути транспорт имеет двойную охрану. Первый эшелон — «бригада» бритоголовых, «свои ребята». Второй эшелон — работники милиции и других правоохранительных органов.

Теперь еще об одном спиртовом потоке. Спирт поступает в Украину из-за границы, преимущественно из Польши. А в Польше порядок такой же: спирт, идущий за границу, акцизом не облагается и очень дешевый по сравнению с ценами внутреннего розничного рынка. Наши спиртовики закупают его там прямо с заводов.

Такса за единицу транспорта у нашей когорты контролирующих органов — 5 тысяч долларов.

СПИРТ — НЕ ВОДИЦА? НЕ СКАЖИТЕ!

В глухом закоулке железнодорожной станции Любомль украли вагон. Точнее, не сам вагон, а то, что в нем находилось, — 17 тонн спирта. Товар с документами прибыл из Голландии, направлялся транзитом в Молдову. После недельного простоя в Ягодине начальник этой станции Виктор Сахар, в нарушение существующих инструкций, распорядился переместить этот вагон из зоны таможенного контроля на станцию Любомль. На следующее утро работники СБУ обнаружили, что пломбы сорваны, а вагон уже наполнен не спиртом, а обычной водой.

Здесь бы немедленно возбудить уголовное дело. Но никто не спешит это делать. Тем временем руководство Волынской таможни пытается избавиться от этого злосчастного вагона — выпихать его назад в Польшу. Волынский транспортный прокурор Константин Титивалов охотно дает на это разрешение. Еще немного — и концы в воду. Но неожиданно заартачился начальник грузового сектора № 1 Волынской таможни Петр Евтушок. В. и. о. начальника таможни Виталий Кучман присылает ему свою резолюцию: оформить вагон в таможенном отношении и отправить за Буг. Евтушок и дальше упирается, а в то же время сообщает об инциденте руководству Западной региональной таможни, заявляя, что не имеет желания брать на себя ответственность за чей-то умысел. Ему звонят по телефону неизвестные, убедительно советуют выполнить указание сверху. В конце концов, так и не найдя общего языка с начальником грузового сектора, заинтересованные все-таки избавляются от вагона.

Между тем это дело получило огласку. Возбуждается уголовное дело... через восемь месяцев... против начальника станции Ягодин Виктора Сахара. Ему инкриминируется злоупотребление служебным положением, вследствие чего Львовской железной дороге причинены убытки на сумму... 255 грн. Последствий пока никаких.

Зато предостаточно последствий получил непокорный Петр Евтушок! На него компилируется коллективный донос с требованием провести служебное расследование. На письмо начальника Волынской таможни Алексея Чернышова начальник Западной региональной таможни Степан Крет, зная ситуацию, ответил, что расследование в отношении Евтушка считает нецелесообразным.

Тогда таможню принимаются проверять работники Государственной таможенной службы Украины. Был предлог: на таможенном терминале «Ягодин», недовольные медленным таможенным оформлением грузов и высокой платой за стоянку и обслуживание на терминале, забастовали иностранные водители. По итогам этой проверки в Ковеле проводится большое совещание. Участие в нем принимают председатель ГТС Юрий Соловков и заместитель председателя Волынской облгосадминистрации Николай Косенко. Начальник таможни Алексей Чернышов в своем выступлении подверг сокрушительной критике все подразделения своего «хозяйства», а своим заместителям, начальникам таможенных постов и их заместителям, начальникам оперативных отделов и секторов — практически всему руководящему составу таможни предложил написать заявления об увольнении с должностей. Никто ничего, разумеется, не писал и никому начальник больше об этом не напоминал.

Вскоре — очередное испытание для неугодных: зачет по профессиональной подготовке. Легко догадаться, что начальник грузового сектора получил «двойку» за незнание таможенного законодательства. После 17 лет успешного труда в таможенной системе!

«ВСЕ ЭТО — ДО ФЕНИ...»

На одном из последних своих совещаний председатель Волынской облгосадминистрации Борис Климчук произнес странную разгневанную речь.

Гнев хозяина области был благородным, но — бесплодным. Чтобы преодолевать мафию, которую правоохранители ищут «не там», пришлось бы развалить всю систему. Коммерсанты-подпольщики продолжают «крутить» свои дела, живут в трехэтажных особняках и разъезжают на дорогих иномарках. Но если бы только они! Такие же особняки строят, такие же дорогие автомобили покупают и работники милиции, прокуратуры, судов. Не говоря уже о таможенниках.

Суматоха вокруг украденного вагона спирта — убедительный тому пример. Все там было сделано показательно. Когда против начальника станции Виктора Сахара было возбуждено уголовное дело, у него немедленно «украли» раскошный белый «Мерседес». Не странно ли?

Упомянутый вагон контрабандного спирта, очевидно, кто-то просто «заложил». Возможно, Петра Евтушка и преследуют в связи с таким подозрением. Он — бывший «устраненный» начальник Волынской таможни, а следовательно — обиженный.

Ну что против этой грандиозной уголовной машины может губернатор области, кроме как стукнуть по столу безакцизной бутылкой? Ему ведь хорошо известно, куда тянутся нити, которые приводят в движение весь механизм.

КОММЕНТАРИЙ «ДНЯ»

Владимир Завируха, начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями Волынского УМВД:

— К сожалению, существует такая проблема. Возникла она давно и, на мой взгляд, из-за несовершенства нашего законодательства. Коммерцией спиртом не должны заниматься частные фирмы. Но в этом бизнесе задействованы большие деньги, поэтому кто-то заинтересован, чтобы все оставалось так, как есть. А есть в первую очередь заинтересованность в отсутствии контроля. Это проявилось еще во времена, когда так называемые фермеры сдавали на спиртзаводы не ими выращенное зерно и взамен получали спирт, который реализовали по собственному усмотрению. Ситуацией, несмотря ни на что, мы все же владеем. Поэтому сейчас имеем возможность не только отслеживать действия рядовых перевозчиков и реализаторов, но и выходить на самих организаторов этой подпольной коммерции. Однако проблемы остаются. Например, задерживаем партию спирта. Машина частная. Остановленный говорит: «Я ничего не знаю, меня попросили перевезти груз и заплатили за это. Кто владелец, где должен быть реализован товар — об этом мне неизвестно». И никаких санкций к остановленному мы применить не можем. Более того, не знаем даже, куда девать этот спирт. А перевозчик должен бы знать, что его ждет уголовная ответственность. На сегодняшний день этого нет. Так же и при перевозке спирта через границу. Мы не можем открывать каждую автомашину. Открываем только тогда, когда имеется оперативная информация о том, что следует контрабанда. Тем более, что подобный транспорт едет преимущественно под таможенным контролем и в запломбированном виде.

Задействованы ли в этом бизнесе работники правоохранительных органов? Такое бывает. Но доказать, что это так, очень тяжело. Милиционер говорит: «Я сел в эту машину, чтобы просто подъехать». И мы ничего не можем, хотя видим, что в определенном пункте он выходит, а его место занимает опять же кто-то из работников правоохранительных органов. То есть каждый из таких прикрывающих обслуживает свою территорию. Привлечь их к ответственности невозможно, поэтому мы только сообщаем в территориальные органы, что такой-то их сотрудник находился в транспорте, который затем был остановлен. А задерживаем транспорт, разгружаемый на нашей территории, хотя по документам он транзитный. Нередко бывает, что транспорт заезжает на таможню, там ставят печати на выбывание за границу, а разгружается он у нас.

Я уверен, что за простыми исполнителями этих операций кто-то стоит. Я далек от мысли, что этим сверхприбыльным делом занимаются только теневики. Вопрос стоит более масштабно. Эти деньги идут не просто в чьи-то карманы — они идут на какие-то большие дела. Ну кто, скажите, рядовому обывателю даст документы на 200—300 тонн спирта? Никто. По моему твердому убеждению эту проблему можно решить единственным способом: ввести государственную монополию на торговлю спиртом и изделиями из него, а всех доброхотов привлекать к строгой уголовной ответственности. Согласно закону, который обязательно нужно принять.

Когда номер готовился к печати

По поводу контрабанды спирта на Волыни у автора статьи состоялся такой разговор с начальником Волынской таможни Алексеем ЧЕРНЫШОВЫМ:— Можете ли вы подтвердить, что контрабанда спиртом на территории таможни имеет место?— Впервые слышу об этом от вас!— Так вы считаете, что такой контрабанды нет?— Контрабанда существует столько, сколько существуют границы.— Но речь идет о конкретном виде контрабанды.— Я вам могу сказать, сколько возбуждено уголовных дел по фактам контрабанды, а по спирту — такой статистики нет.— Так сколько возбуждено уголовных дел?— А почему я вам должен об этом говорить? Может, вы агент ЦРУ!На этом разговор пришлось прекратить...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать