«Стараемся не спорить, а переубеждать»
На харьковском Майдане пьют воду, которую приносят из храма, вынуждено загорают и меняют сознание соотечественников
Вчера на площади Свободы в Харькове напротив облгосадминистрации состоялся митинг протеста против подписанного Президентом 8 августа 2012 года Закона № 5029-VI «Об основах государственной языковой политики». Этот митинг — очередное мероприятие бессрочной акции протеста харьковчан. Ведь уже больше месяца, начиная с 3 июня, харьковский Майдан против нового закона о языках стоит на главной площади Харькова круглые сутки, напротив здания областного совета («День» писал о нем в № 119 от 12 июля). Пикетчики беседуют с прохожими и проводят дискуссии в формате «открытого микрофона», когда каждый может поделиться своим мнением. Иногда здесь проходят литературные и музыкальные концерты, конкурсы и соревнования для детей.
БЫТ
Люди собираются обычно ближе к вечеру, часам к семи. Основной «костяк» тех, кто днем и ночью поддерживает пикет, состоит из двух десятков человек. Им в среднем около тридцати, они убеждены, что новый закон нарушает права украинцев и целостность нации. Профессии у «майдановцев» самые разные. Например, один из активистов и соорганизаторов харьковского Майдана — Дмитрий Пилипец — работает патологоанатомом в больнице. Чтобы успевать работать и проводить круглосуточную акцию, активисты ведут дежурство на площади по двое или даже в одиночку. Иногда — до десяти часов подряд. Некоторое время плечом к плечу с пикетчиками стоял сорокадвухлетний гражданин Грузии, бизнесмен по имени Бадри. Сейчас он уехал домой, но и оттуда морально поддерживает участников акции по телефону.
Горожане приносят ребятам еду, а иногда и деньги, средства строго учитывают и вносят в общую кассу. Ребята говорят, что в начале акции жители города помогали больше, сейчас, наверное, многие уехали в отпуск. Активисты и сами бы не прочь съездить к реке или к морю — но этим летом вряд ли успеют. За водой «майдановцы» ходят к источнику Свято-Пантелеймоновского храма. Санузлами пользуются в ближайших кафе. Единственная из бытовых проблем, которая приносит пикетчикам немало беспокойства, — это их незащищенность от погодных условий. На площади запретили ставить палатки или хотя бы тенты от солнца и дождя. «Власти таким образом хотели заставить нас сдаться, ведь запрет относится только к нам, другие акции по Харькову проходят под навесами! Но мы с этим справляемся, защищаемся зонтами и накрываем вещи пленкой во время дождя. Хотя, если непогода настигает нас ночью, приходится тяжело», — говорит Дмитрий Пилипец. Днем же активисты вынуждены загорать. Они демонстрируют «майдановский» загар — ровно по рукава футболок.
ДЕНЬ С ПИКЕТЧИКАМИ
Полдень, жара невыносимая, солнце нещадно палит, превращая площадь Свободы в раскаленную сковородку. На солнцепеке — два ряда стульев, четыре флага Украины и два молодых человека — один в ковбойской шляпе, другой — с зонтиком в горошек. С ними беседует прохожий, пожилой мужчина. С интонациями учителя младших классов он утверждает, что молодые люди зря тратят свое время на пустой площади. «Смотрите, вас тут всего двое! Где же ваши соратники?» — аргументирует он. «Как это, где соратники? Вот уже полторы тысячи людей подписались в поддержку акции! — ребята показывают листки с подписями. — А то, что нас — мало... Вот вы сами сколько бы выстояли на жаре? А мы тут ежедневно и еженощно!» — «И что, говорите, никто вам не платит? Не верю!» — убежденно завершает дискуссию мужчина и уходит. Под солнцем остаются Игорь Алексеев и Сергей Котляр. Игорю 25 лет, он аспирант и преподаватель философии. Дежурит на Майдане со второго дня его существования практически ежедневно, но только в утреннюю смену. «Когда приняли этот закон, я был в Киеве. Тогда я сразу сел в поезд и вернулся в Харьков. И на второй день уже был на площади», — вспоминает Игорь. Сначала он стоял на площади ежедневно с восьми утра, в первую смену. Но уже через пару недель Игорь «навербовал» единомышленников, которые заступили «на вахту» вместо него, и теперь дежурит лишь пару раз в неделю. «Мы постоянно ведем разговоры с людьми, стараемся не спорить с оппонентами, а переубеждать. Это иногда получается. Хотя и среди нас, и среди оппонентов есть такие, кто может «взорваться» в любой момент. Но мы стараемся налаживать отношения мирно и по-доброму, чтобы прийти к общему мнению. Ведь ценности, ради которых мы тут стоим, общие для всех — усиление нашего государства, улучшение жизни, борьба с коррупцией, с преступной властью и воспитание патриотизма».
Противостояние закону о языке — это борьба за сохранение национальной культуры, говорят ребята. Они ведут сбор подписей под двумя воззваниями — против языкового закона и под акцией «Украина против Януковича».
Второй дежурный по Майдану, Сергей Котляр, уверен, что эта акция помогает менять сознание харьковчан. Сергею 44 года, он женат и у него есть дочь. Жена с пониманием относится к его участию в акции. Раньше он занимался бизнесом, сейчас — член правозащитной группы «Прорвемся». О Майдане узнал случайно — позвонил товарищу, и тот сообщил о задержании Пилипца в первый же день акции. Сергей присоединился на второй день. Он здесь бывает в основном по ночам, спит между стульями на каремате в спальнике через сутки. Хотя ему случалось ночевать на площади и несколько суток подряд.
«Большинство людей плывет по течению, не задумывается о происходящем, — уверен Сергей. — Но я — оптимист и надеюсь, что все изменится. Я понимаю, что, увидев меня на этой площади, ни Янукович, ни Кернес не испугаются. Но мне важно расшевелить сознание обычных людей, и я пытаюсь это делать в меру своих сил. Если получается убедить в день хотя бы двух-трех человек, заставить их задуматься — это уже хорошо!». Самой главной угрозой нового закона Сергей считает скрытую русификацию и возврат к «совку». Вспоминает забавные случаи из жизни «языкового Майдана». Однажды ночью пьяная компания пыталась сломать флаги, под которыми спали активисты, после чего один парень схватил стул пикетчиков и попытался с ним убежать. Пока Сергей выбирался из спальника, парня остановили милиционеры. Пойманный гуляка сообщил, что хотел взять стул или флаг себе «на память», и попытался предложить за «сувениры» деньги.
После обеда ребят сменяют «свежие» активисты. Сергей Липко и Дмитрий Пилипец, один из идейных вдохновителей акции. Сергей — 24-летний инженер из городка Долина под Иваново-Франковском. Он приехал в Харьков два года назад, снимает здесь квартиру, работает и ездит к родителям на Рождество и другие праздники несколько раз в год. Стоит на площади в основном по вечерам, после работы. Говорит, что старается избегать конфликтных ситуаций, которые то и дело возникают на акции. «Как-то к нам подошли агрессивные молодые люди и стали кричать, что мы против русского языка. Мы попытались пояснить им свои мотивы, говорили, что в едином государстве должен быть единый язык. Беседовали так около часа, и драки не случилось».
На прощание я желаю харьковскому Майдану дождя. К вечеру небо действительно затягивает тучами, становится прохладнее, сверху начинает капать. Если бы так просто исполнялись все добрые пожелания и надежды!
Выпуск газеты №:
№140, (2012)Section
Общество