СТИЛЬ НАСТОЯЩИХ ЛЕДИ В УКРАИНСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В седьмой раз прошла отечественная неделя прет-а-порте
И все же, в чем их отличительная черта? Ну например, в том, что они освободились от некой замкнутости (надо отдать должное, местечково-провинциальной робостью они никогда и не грешили) от всего остального мира моды, который существовал сам по себе, а то, что делают и показывают наши дизайнеры — порой совершенно отдельно. Впрочем, можно ли их винить, когда приходилось существовать в неком вакууме: без реальной индустрии моды, без клиентов, то есть того самого спроса. Именно нынешние «Сезоны» ясно показали: ситуация изменилась. И хотя индустрии как не было так и нет, но ведущие украинские дизайнеры сегодня в родных пенатах востребованы: у них открываются магазины, их вещи раскупают, появляется своя постоянная клиентура. Правда, здесь появляется небольшой нюанс: те, кто предпочитает одеваться у дизайнеров, ценя их самобытность и авторскую фантазию, при этом хочет ощущать себя и в контексте мировой моды. А значит на первое место выходит пресловутый «тренд». Иными словами, ну не может себе дизайнер позволить отринуть, не учитывать, не соответствовать, наконец, последним течениям, направлениям, тенденциям моды. Иначе — все это попросту не будет носиться. Тогда — зачем все это стоило шить? Особенно, если речь идет о прет-а-порте, одежде, которая создается не для утоления авторских амбиций, а для носки.
Так вот, как показали «Сезоны», с трендовостью у нас все нормально. Уж если в осенне- зимней моде господствует стиль ladilike — стиль настоящих леди, то никакой небрежности хиппи- шика, никаких бисерных браслетов и этнических украшений, никакой спортивной аскетичности, никаких минималистских мини вы не увидите и на киевском подиуме. Даже «растрепанные» прически и ароматы «унисекс» безнадежно устарели. Не случайно же, на «Сезонах» состоялась, кстати, в один день с Парижем и Москвой, презентация нового аромата от «Живанши» «Hot Couture» — цветочно-пряного и сдержанно-чувственного, каким и пристало благоухать настоящей леди.
Что же пришло на смену и, в частности, на подиум «Сезонов»?
Классика. Трикотажным кардиганам — жакеты; мини (его вы не встретите ни
в одной коллекции) — новая длина, до середины икры или на ладонь ниже колена
(и это как раз в каждой коллекции); большим шарфам — уютные накидки с прорезями
для рук вместо рукавов (их очень остроумно использует Виктор Анисимов);
расслабленному комфорту — прямые юбки с идеально приталенными жакетами;
плоским башмакам — туфельки- лодочки. Желательно — шляпа (в коллекции Сергея
Бызова, сшитые из той же ткани, что и костюм, они смотрятся великолепно)
и перчатки (можно, как у Александра Гапчука, атласные варежки — очень оригинальное
дополнение).
Значит ли это, что стиль настоящих леди, диктует дизайнерам, а значит и нам полное единообразие? Конечно, и к счастью, нет. Не надо забывать, что нынешний сезон — последний в уходящем веке, а значит он позволил устроить некую ретроспективу моды за последние сто лет. Впрочем, дизайнеры всегда цитируют моды былых времен. Но если в последние сезоны лидировали тридцатые и семидесятые, то нынче сам Бог велел — вспомнить все, что, согласитесь, открывает неоценимые возможности перед дизайнерами. Не обязательно цитировать прошедшие эпохи дословно, вполне допустим вольный пересказ. А при этом и о трендовости не забывать, и дать волю своему авторскому темпераменту. Вот с последним, мне кажется, далеко не у всех украинских дизайнеров сложилось. Неслучайно, ключевой фразой «Сезонов» для меня лично стала одна, оброненная мэтром отечественной моды Ириной Ткаченко, много лет возглавляющей Дом моды «Крещатик», после показа коллекции донецкого дизайнера Виктора Анисимова: «Пока все молятся на тренды, Виктор дает идеи». Конечно-конечно, в этом есть определенное, может, даже значительное преувеличение, излишняя эмоциональность, но все же она очень симптоматична.
Поскольку на «Сезонах» не раз возникало ощущение, что некоторые дизайнеры не хотят (или не могут?) сделать шаг в сторону от «генеральной линии». Скажем, если моден твид (он, действительно, любимчик сезона, из которого все — пальто, платье, костюмы — может и должно быть), а еще орнаменты, нарочито необработанные швы, оторочка мехом, то Анна Бабенко со школярской старательностью собрала все это вместе да еще в таком немыслимом количестве, что дешевым это, может, и не покажется, но вот к подлинной роскоши, которая как раз диктует нынешнюю моду, никакого отношения не имеет. Или другой пример. Многообещающий показ итальянской торговой марки Dolcedonna, коллекции для которой создает украинский дизайнер Елена Голец. Все, как говорится, вроде правильно: качественные ткани (непременное условие модной одежды), натуральная кожа (в том числе экзотических рептилий), преобладание узких, прямых силуэтов, обилие золотых поясов, широкие гофрированные брюки (актуальное напоминание об эпохе джаза), много сочного красного цвета (агрессивного фаворита нынешнего сезона), но парадокс заключается в том, что коллекция в целом производит впечатление скучной вторичности. Нет подлинного шика элегантности. Но в коллекции Dolcedonna хотя бы портновское искусство (это основное понятие осенне-зимнего сезона) на очень пристойном уровне. А вот коллекция «Громова-дизайн», словно созданная для жен нэпманов средней руки, в отношении качества выполнения удивила небрежностью. Так что, выходит, вовсе не тренд всему виной. Иногда, напротив, стремление «соответствовать» явно идет на пользу.
Скажем, нетрудно было заметить, что новая коллекция признанного
бунтаря от моды Алексея Залевского оказалась весьма респектабельной, хотя
он и назвал ее по привычке эпатажно — «Уроды 7345». Впрочем, расшифровывается
это название весьма безобидно. Цифры это всего лишь год, который мог бы
сейчас быть, случись у нас иное летосчисление. А уроды — лишь в том смысле,
что, глядя на моду прошедшего века, мы иной раз думаем, дескать, какую
уродливую одежду они носили, и быть может, так же будут воспринимать нас
наши потомки. Но думается, в этих размышлениях дизайнера немалая доля лукавства.
Сам он не без удовольствия создает своеобразный коктейль из моды прошедших
лет.
Что, конечно же, в своем неповторимом стиле, делает и Лилия Пустовит. Ее костюмы, в том числе и брючные, сшитые из ткани «по косой» — верх элегантности. Они — некий парафраз моды 40-х, о которой уже давно никто не вспоминал. И тут же — пышные многослойные юбки — напоминание 50-х — очень женственные и праздничные. И оригинальное сочетание юбок, напоминающих небрежно повязанные платки с рисунком в этнографическом стиле с нежными пушистыми свитерами — смелая смесь культур и стилей жизни. Поистине, эклектичность у нее становится образцом высокого стиля. Стиля от Пустовит, который ни с кем не перепутаешь.
Как и львовянку Оксану Караванскую, чьи коллекции всегда в столице воспринимаются на «ура». Она, кстати, тоже соединила, кажется, несоединимое: сбитый войлок с капроном, ручную работу с тканями современных технологий, рваные линии, асимметрию и т. д. Все, как всегда у Караванской, весьма своеобразно, а получается — еще один парадокс — в тему.
Например, коллекцию Виктора Анисимова многие также склонны рассматривать как некую альтернативу засилью буржуазной классики. Действительно, из всего уходящего века он выбрал эпоху революционно-романтическую: свитера с изображением Ленина и Че Гевары, демократичные трансформеры, когда легким движением руки рюкзак превращается в накидку, стилизованные бронежилеты и прочие элементы стиля милитари, галоши, наконец. Утверждает, что использует их по бедности, но, пожалуй, кокетничает. Галоши-то также к хитам сезона относят. Да и если присмотреться, то в его коллекции еще немало самых, что ни на есть, трендовых штучек. Те же аппликации, например, тот же красный цвет в сочетании с черным. Правда, вместо золотых украшений он использует значки советских времен. Зато как стильно!
А вот Александр Гапчук для своей коллекции избрал совсем иной, однако очень точный, символ уходящего века — штрих- код, да-да, тот самый, который мы ежедневно видим, покупая самые разные товары и который, оказывается, может служить визуальным образцом конца ХХ века с его новыми формами дизайна, новыми технологиями, компьютерной графикой и т. д. Отсюда и решение коллекции — в бело-черно-бордовых цветах с оттенками серого, стального, вишневого. Отсюда опять-таки соединение, вроде бы, несоединимого: вполне куртуазные строгие костюмы (женские и мужские) из болоньевой ткани для экстремальных условий; респектабельные мужские костюмы, скажем, из черной джинсовой ткани.
Если абсолютно по-новому поданный мужской костюм стал ударным моментом коллекции Александра Гапчука и Дома быта «Столичный», то у Александра Монюка — серия нарядов из шитой золотом парчи, этакая своеобразная дань золотой лихорадке, поразившей мировые подиумы. Коллекция Моняка называется «Ловушка для Золушки», чем подразумевается трудность поиска своего стиля при нынешнем многообразии моды. Впрочем, следует признать, дизайнер такой выбор дает: от сдержанно элегантных костюмов и пальто в стиле Одри Хебер до роскошной прозрачности вечерних туалетов.
Завершились «Сезоны» показом коллекции Сергея Бызова в гостинице «Национальная» (все остальные проходили в галерее «Лавра»). Прет-а-порте она лишь в том смысле, что каждую вещь можно (и я бы добавила — очень хочется) одеть. Данную коллекцию de luxe можно смело назвать «от кутюр»: все вещи сделаны практически вручную в единственном экземпляре и не подлежат тиражированию. В ней ощущается легкий намек на нео-панк — основную тенденцию 80-х, и она поражает, как это ни странно, разнообразием сдержанности. Кожа, мех, шелк — вот, пожалуй, и все. Но зато кожа в бызовской коллекции предстает в самых разных обличиях: тончайшая лайка, из которой можно шить даже утонченное вечернее платье, имитация страусиной, из которой он создает благородные костюмы для настоящих леди с идеально подогнанными по фигуре жакетами, узкими, ниже колен, юбками, широкими и длинными брюками со стрелками (это из кожи-то), строгие прямые пальто. Он комбинирует кожу с шерстью, жатой шелковой тканью, джинсовой. Цветовая палитра — от черного и жемчужно-серого до всех оттенков пастельных тонов. Так же разнообразен в его коллекции мех: крашеный и натуральных цветов, естественный и стриженый. Это уже не просто меховые пальто и манто — это символ роскоши и красивой жизни, которая снова в моде. На подиум она уже пришла.
Подождем и мы...