Перейти к основному содержанию

«Стравоспис» счастливых эмоций

31 марта, 19:51

Несколько лет, проходя мимо этого шикарного здания неподалеку от Андреевского спуска, наблюдала, как шла его реконструкция. Мысленно отмечала — похоже, дом выйдет шикарным. Потом привыкла, как всегда бывает, к его новому облику, будто он вечно тут стоял. И вот в один из последних мартовских злых дней, проходя мимо, буквально наткнулась на деревянного бычка у входа в ресторан в цоколе этого здания. Идет бычок, качается — инстинктивно откликнулась память, и стало любопытно, что он тут делает. Правда, и раньше обращала внимание на другую дивную скульптуру — дубовую корягу, украшающую вход (потом узнала — работа народного мастера Мыколы Оцуна). Да все мимо-мимо, только успевала подумать удовлетворенно: вкус у кого-то отменный.

Наконец, мартовский снежный день достал меня, и решила посмотреть, что же охраняет или кого приглашает этот сказочный бычок, что там внутри, не войдет ли в противоречие платежеспособность с предложением. Место-то бойкое.

Уже при входе слегка замерла. Открыв первую дверь, оказалась между зеркалами и деревянными панелями. Пришлось слегка повертеться, чтобы сориентироваться, что там за второй дверью, в зазеркалье. Настрой на загадочность возник как бы сам собой.

Нынче и по-европейски шикарных ресторанов, и с этномотивами, сталинских стилизованных коммуналок-купе, кантри-избушечных уютов, согласитесь, достаточно. И все же всегда маловато, если нет особого наполнения, атмосферы эмоций, будоражащих запахов, редких рецептов, музыки, которой не слышал давно. Всего сдобренного настоящей бережностью к каждой детали.

Когда-то Сальвадор Дали сказал о себе приблизительно так: «От сюрреалистов я отличаюсь тем, что я сюрреалист». Почему-то эти слова, не знаю, уместно ли, помогли обозначить первое впечатление от увиденного. Поняла, что тут ничего не копировали, а создавали свое пространство настоящие мастера. Интерьер и меню (в ходу другой, старинный, вариант — «стравоспис») так сдружились, что сразу захотелось познакомиться с генеральным директором.

Разговорилась с Александром Вавриком — элегантным, молодым, с выстриженным на стародавний манер чубом, специалистом с двумя высшими экономическими образованиями, в прошлом занимавшимся книгоиздательством. Свежее впечатление только укрупнилось. Первая фраза Александра мне здорово понравилась, показалась такой необычно вкусной и программной, пусть и немного самоуверенной — к счастью, в той бережной дозе, когда присутствует и самоирония, и серьезность знаний, и молодая игра. Мгновенно передается солнечность восприятия авторов проекта — создать ресторан-клуб, пространство-эмоцию, где проходят дебюты украинских писателей и музыкантов, диспуты и угощения по древним рецептам. Так вот, при встрече он сказал: мы берем на работу только счастливых. И добавил, что давно пришел к выводу: все, что нам нужно, находится в нас самих. Мы у себя не реконструируем конкретный исторический период, добавил, а берем определенные символы, знаковые вещи с тех времен, которые нам нравятся, и показываем, что это часть нашей культуры, нашего прошлого, соответственно — часть нас.

Трудно не согласиться с такими его словами — если заходишь, например, в узбекский или еще какой ресторан, а тебе подают пиццу, китайский чай и суши, то впечатление от проведенного времени тускнеет от неискренности. А тут сознательно и целенаправленно создавали украинскую атмосферу, где звучит мова и нет внешнего антуража копирования. Все подлинное.

Идея создать пространство, наполненное духом, захватила всех. И главное, авторы договорились — не идти по привычным схемам (поняла так — за быстрыми деньгами), а все делать честно. От начала до конца только ручная работа с использованием всего украинского в оформлении стен, мебели, светильников, скульптур — обошлись без иностранных технологий. Мастера рассчитывали на собственные силы и знания. Например, скульптор, художник, преподающий изобразительное искусство в сельской винницкой школе, Алексей Алешкин создал дизайн почти всего внутреннего оформления в Руськом клубе «Культ Ра».

— Духовность духовностью, но как же со стравосписом — он в том же контексте? — напомнила я собеседнику.

— Вы удивитесь, но у нас даже не подают картофель, — слышу уточнение. — Во-первых, его не было в древности, а во-вторых, нынче картошка настолько химизована, а часто и модифицирована, что нам с ней не по пути. Помните выражение: проще пареной репы? Наверное, оно тоже пришло с тех времен. Ведь когда-то этот корнеплод был в большом почете. Энергетичность особого места Святых холмов подкрепляем всеми нашими блюдами и напитками. Молочное сырье для киселей, кисляков с травами и чесноком, завдаванок (ряжанок) — везем из проверенного фермерского хозяйства. По давним рецептам угощаем уткой в вине, форелью из горных речек, запеченными карасиками. Особенно гордимся своими чаями, которые возвращают силы так быстро — буквально с первых глотков.

В этом убедилась сама — сбитень из иван-чая (короля чаев), по-моему, потянул на тройное эспрессо из отборных зерен. Только вот драматургия напитка была неожиданно звонкой — играли пряности, чудная многосильная травка, вовремя введенный мед. Да, при таких чаях хмурость тут не засидится, даже если и пришел кто-нибудь не в духе.

Вскоре тут будут гулять украинские свадьбы со всеми ритуалами, но без пафоса и нарочитости, станут регулярными камерные воскресные встречи с артистами, фестивали, концерты. Конечно, мне бы не простили читатели, если бы ушла без рецепта. Нет, его попросила сразу, и вот он, напиток силы.

На 1 литр воды — 250 г меда, по 1 столовой ложке перетертых сушеных трав шалфея, душицы, девясила, чабра, 1 столовая ложка корицы, полстакана ягодного сока (смородины, черники, ежевики...), 1 чайная ложка перетертого корневища имбиря. Мед перетереть с шалфеем и девясилом, настоять несколько часов. В кипяток добавить душицу и чабер, подержать на маленьком огне минуток десять. Добавить имбирь, ягодный сок, корицу. Когда немного остынет — добавить мед, перетертый с травами. Теплый напиток налить в горшочек, поблагодарить все вокруг за то, что происходит, осознать, что жизнь прекрасна, глубоко вдохнуть аромат, улыбнуться — и глоток за глотком насладиться напитком силы, красоты и любви!

Звучит как программный тост, согласитесь, но это чай, всего-навсего чай, но зато какой! Счастливый, одним словом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать