Перейти к основному содержанию

«Супермаркеты знаний»

Недовольна официальным образованием молодежь создает неформальные уличные университеты и делает акцент на самообразовании
13 ноября, 00:00
УЛИЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВО ЛЬВОВЕ ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА АКТУАЛЬНЫХ И ВАЖНЫХ ДЛЯ ГРАЖДАН ТЕМАХ. В ПРОШЛОМ СЕЗОНЕ ЗДЕСЬ ГОВОРИЛИ ОБ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ, МЕДИА, БИЗНЕСЕ И ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ. НА ФОТО: ЛЕКЦИЯ БЫВШЕГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА КОМПАНИИ МOTOROLA КЭРОЛА БЭЙЛИ ОБ УСПЕХЕ И ПОЗИТИВНОМ МЫШЛЕНИИ / ФОТО СО СТРАНИЦЫ FACEBOOK

 

В Украине стремительно завоевывают популярность «уличные университеты». Активной молодежи недостаточно тех знаний, которые им дает официальное образование, поэтому они ищут дополнительные источники полезной информации «из первых рук». Специалисты объясняют: в обществе растет запрос на практические знания и качественное образование — и это позитивная тенденция. Не менее позитивным является и то, что молодежь самоорганизовывается и самостоятельно создает все условия для интеллектуального обогащения и развития. И в этом Украина — не уникальна: во всем мире можно наблюдать повышенный интерес к неформальному образованию как оппозиционному или дополнительному к официальному. В своей колонке на сайте общественно-политического журнала «Огонек» Дмитрий Губин пишет о моде на интеллект, которая в настоящее время появилась и набирает оборотов в России. Молодежь, и не только, в качестве досуга выбирает разнообразные лекции, семинары, тренинги и курсы, отдавая за новые знания немалые деньги. Автор рассуждает, в чем причина такой моды, цитируя, в частности, и такую версию: «эпоха потребления исчерпала себя, и появился спрос на интеллектуальное удовлетворение». Специалисты в отрасли образования и сторонники альтернативных форм получения знаний называют среди причин несоответствие официального образования ожиданиям студентов и быстрое «старение» полученных знаний в условиях динамического глобализованного мира.

Наше издание не раз писало о важности самообразования в становлении гармоничного, интеллектуально гибкого и действительно современного человека. В частности, книги из «Библиотеки газеты «День» призваны максимально расширить интеллектуальные горизонты человека, жаждущего знаний. А первые читатели новой серии «Бронебійна публіцистика», среди которых немало молодых, отмечают, что эти книги незаменимы в процессе постоянного самообразования.

УЛИЦА... КАК УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

В 2010 году в Симферополе появился первый Уличный университет в Украине. За его основу инициаторы проекта взяли подобную практику в Санкт-Петербурге. В 2008 году там закрыли Европейский университет, лишив студентов возможности завершить обучение. Молодежь не растерялась и продолжила образование в буквальном смысле на улице — в парках и скверах. Проект оказался настолько удачным, что формат уличных университетов прижился и там, где университетам ничего не угрожает. «В Украине существует проблема с официальным образованием. И в этом контексте неформальное образование становится популярным, потому что это возможность получить новые практические знания, обменяться опытом и действительно полезной информацией, пообщаться с профессионалами в неформальном порядке», — рассказывает «Дню» основательница первого в Украине Уличного университета Екатерина СЕРГАЦКОВА. По ее словам, «это мировой, глобальный тренд — формат бесплатных публичных лекций развивается во всем мире, и нет ничего странного в том, что в Украине он тоже прижился и активно развивается». Здесь нет оценок, зачетов, экзаменов и обязательного посещения лекций. Как нет и самого здания университета, а лишь лекторы и слушатели. Занятия в уличных университетах проходят под открытым небом — в парках, скверах, на берегу моря. Атмосфера непринужденная и живая. «Сам формат уличного университета предусматривает, что это живая площадка, где аудитория самостоятельно формулирует темы», — объясняет Екатерина.

Сразу после Симферополя Уличные университеты начали появляться и в других городах Украины — в Феодосии, Херсоне, Черновцах, Львове, Ужгороде... Кроме того, рассказывает Екатерина, другие организации также начали проводить открытые лекции и дискуссии в формате неформального образования — по примеру УУ. Подобные инициативы сразу обрели популярность.

«Современное формальное образование, особенно украинское, является достаточно специфическим. В частности, слишком ощутим разрыв между теорией и практикой. Но для того, чтобы быть настоящим профессионалом, университетского образования недостаточно. Важно быть в курсе всех новых наработок по специализации и общаться с людьми, которые имеют много опыта в конкретном деле. Кроме того, технический прогресс позволяет учиться дистанционно, оперативно получать нужную информацию и учиться тогда и там, где удобно. Поэтому самообразование приобретает особенную актуальность и открывает новые интеллектуальные горизонты», — рассказывает «Дню» один из организаторов УУ во Львове Тарас ПРОКОПИШИН, где в целом на десяти лекциях побывало свыше тысячи человек. «Это свидетельствует об успешности проекта и о том, что у населения есть социальный запрос на общественные инициативы такого рода. Обычно на одной лекции присутствует 80 человек. Самыми массовыми были лекции Василия Шкляра и менеджера из США Кэрола Бейли — собиралось по две сотни слушателей. Основная аудитория — студенчество и молодежь», — рассказывает Тарас. В Симферополе подавляющее большинство слушателей — также молодежь, в частности люди, которые уже имеют высшее образование.

«Самообразование сегодня — это необходимость, — рассказывает инициатор Уличного университета в Ужгороде Юлия ДУБ. — Мне иногда кажется, что это сознательное решение государства — снизить уровень качества формального образования, потому что не совсем образованными людьми легче руководить. Активная молодежь понимает, насколько важно получать знания и уметь применить эти знания на практике. Чем больше ты думаешь, тем лучше ты осознаешь процессы в своей жизни, в государстве и в глобальном контексте».

Директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь ЛИКАРЧУК видит в росте спроса на самообразование и популярность неформального образования лишь позитив, ведь «у молодежи есть реальный запрос на знания». С другой стороны, такая тенденция демонстрирует ряд проблем официального высшего образования. «Первая — наша система высшего образования действительно не удовлетворяет растущие интересы студентов в получении знаний — как по содержанию, так и по форме. Потому что если бы у нас была форма свободного посещения лекций по тем темам, которые интересны студенту и полезны для развития (а именно так действуют УУ), то имели бы совсем другую систему высшего образования. Это касается и содержания образования: не секрет, что очень много учебных дисциплин, которые есть в государственном стандарте высшего образования, «притянуты за уши» и не являются важными для профессионального становления студента», — объясняет специалист.

ЗНАНИЯ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

25-летняя журналистка Елена Чуранова несколько лет назад получила диплом магистра Национального университета «Киево-Могилянская академия», но продолжает получать новые знания и сегодня — путем самообразования. «Я убеждена, что учиться никогда не поздно. А если ты работаешь журналистом, то получать новые знания нужно постоянно», — рассказывает «Дню» Елена. Кроме многочисленных лекций, семинаров, тренингов и мастер-классов, которые девушка посещает не только в Киеве, но и других городах, Елена интересуется и доступными онлайн-курсами. Сейчас она — среди миллиона слушателей бесплатных онлайн-курсов ведущих университетов мира Coursera. Проект завоевывает огромную популярность среди людей всего мира и призван обеспечить равный доступ к качественному образованию — независимо от проживания и материального положения. Здесь студенты смотрят видеолекции, выполняют домашние задания, читают дополнительную литературу, пишут эссе и сдают тесты. Сегодня количество слушателей Coursera в Украине достигает десяти тысяч.

«Проект Coursera импонирует мне тем, что он отображает суть современного образования — доступного каждому, глобального, не имеющего пределов. Например, изучая историю, я имею возможность посмотреть на любой ее эпизод с точки зрения других студентов, а их на курсе по мировой истории — свыше 80 000, буквально со всего мира. И здесь ценны даже не столько сами лекции известных профессоров, которые ты можешь пересматривать он-лайн, а дискуссии, общение и обмен опытом между всеми «слушателями» курса», — объясняет девушка.

Еще год назад проект мог предложить слушателям лишь несколько курсов от Стэнфордского университета, а уже сегодня количество вузов приближается до 20, а количество курсов превышает сотню. Все, кто прошел курс и успешно написал тесты, получают сертификат от университета.

Елена Чуранова сейчас изучает всемирную историю, но уже подписалась на ряд курсов, которые вскоре начнутся, — о женском движении, здоровом питании, игре на гитаре... «Можно подтянуть то, что недоучил в школе, или получить знания, которые всегда хотел получить, но не имел времени или возможностей», — говорит девушка и добавляет: «Самообразование обретает все большее значение в современном динамическом мире, и возможностей для него — бесчисленное количество, было бы желание».

«СУПЕРМАРКЕТ ЗНАНИЙ», ИЛИ ПОЛЕЗНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ПОСИДЕЛКАМ В КАФЕ

Общественный запрос на неформальное образование и практические знания в Украине почувствовали и организаторы вечерних курсов «Кругозор», создав тем самым новый тип «полезного и практического досуга». Сами они называют свой проект «супермаркетом знаний», где за два-три часа человек получает новые, максимально полезные практические знания и навыки по конкретной теме (а таких тем здесь свыше 300: от хобби, кулинарии, психологии до продвижения собственного бизнеса в соцсетях, организации поездок в Новую Зеландию, Европу и Азию, поиска образовательных программ за рубежом и т. д.).

«Сегодня есть потребность в короткий промежуток времени узнать как можно больше. Если человеку интересна определенная тема, ему не обязательно идти в университет на эту профессию. Курсы предоставляют человеку возможность развиваться в разных направлениях — сегодня вы слушаете лекцию о соцсетях, а завтра — о том, как организовать бюджетное путешествие», — рассказывает «Дню» Мирослава ПАВЛЫК, соосновательница «Кругозора».

Люди, посещающие лекции, рассказывает пани Мирослава, — это молодежь от 20 до 35 лет, которая предпочитает новые знания, общение и знакомства с интересными людьми, чем посиделки в кафе или поход в кино. Как и в Уличном университете, акцент здесь делается на непринужденную атмосферу и живую, интересную подачу материала. Лекторы — люди, которые живут своим делом и готовы поделиться профессиональными секретами с другими. Цены — более чем демократичны. «Мы действуем как лоу-косты: кто первый записался на лекцию, платит меньше, чем тот, кто записался позже. У нас собираются люди, которые заинтересованы в новых знаниях, но не могут на это тратить много времени и финансов. Безумный ритм жизни современного человека диктует спрос на формат самообразования», — подытоживает Мирослава Павлык.

«Это мировой, глобальный тренд — формат бесплатных публичных лекций развивается во всем мире, и нет ничего странного в том, что в Украине он тоже прижился и активно развивается»   «Формат уличного университета предусматривает, что это живая площадка, где аудитория самостоятельно формулирует темы»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать