Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Свет, на который нужно ориентироваться»

Как дети из вальдорфских классов учатся заботиться об окружающих на Празднике фонариков
14 ноября, 11:16

«Дети, вы так красиво пели, что прогнали дождь», — говорит ученикам младших классов киевской специализированной авиационно-технологической школы №203 учительница Полина Викторова. — Складывайте зонтики и отдавайте их родителям».

Малышне сразу стало легче, ведь в руках, помимо зонтиков, — собственноручно изготовленные фонарики. Теперь можно полностью сконцентрироваться на этом удовольствии: держать фонарь на деревянной палке и наблюдать, как он покачивается при ходьбе. Несмотря на ненастье и вечернее время, лишь единицы не приехали на этот праздник: вход в Сырецкий дендропарк, где происходило событие, напоминал улей.

«МЫ ЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ЭТО КАК РАДОСТЬ»

Первый, второй и третий классы вальдорфской параллели «Явор» САТШ №203 вместе с учителями пошли вглубь дендропарка искать свет. В полной темноте с песнями. В этом состоит задача праздника и его суть: в темноте найти свет (фонари на полянке, куда направлялись дети, зажгли учителя),  пережить опыт, когда среди мрака, неизвестности, холода и сырости вдруг возникает радость.

«Маленькие дети воспринимают мир буквально, предметно: все должно иметь понятное проявление. Для детей очевидными являются простые вещи, и фонарик, который пылает во тьме, — это лучшее доказательство существования света, к которому нужно идти, на который нужно ориентироваться. А песня, которая раздается в темноте, является лучшим примером того, как можно поддерживать себя морально и психологически — общим пением, — объясняет учительница 1-В класса киевской САТШ №203 Леся МУЗЫКА. — Сейчас ребенок должен получить глубокое переживание, что это — правда: свет есть,  беспокойство людей друг о друге есть, и в общем кругу это очень хорошо чувствуется и переживается».

На полянке взрослые зажигают детям их фонарики, и это очень красиво. В темном холодном парке вдруг загорается больше сотни фонариков — больших, маленьких, бумажных, в стеклянных баночках или просто свечи. Их держат родители и педагоги.

«Когда мы шли в темноте, было видно, что дети немножко напряжены. Но они пели, даже шумели, потом утихли. А после того как нашли огоньки, стали очень спокойными и ждали, чтобы им зажгли фонари, — делится наблюдениями вальдорфский педагог, учительница 2-В класса Полина ВИКТОРОВА. — Дети не могут это сказать, но мы чувствовали, что они переживают это как радость, особенно когда мы шли со своими фонариками и видели, что там, впереди,  также есть кто-то с таким же светом».

ПОДГОТОВКА ДЛИЛАСЬ НЕДЕЛЮ

После того как зажгли фонари и спели песни, печенье, приготовленное учениками накануне в школе и завернутое в фольгу, взрослые раздают детям. «Разломайте его и  отдайте тем, у кого его нет. Это должны быть люди из другой семьи», — просят учителя детей. Это тоже интересно: найти взрослого человека без печенья, поделиться, сказать что-то приятное, и, возможно, познакомиться.  Между прочим, в течение предшествовавшей празднику недели дети изучали песни, знакомились с историей праздника, делали фонарики и пекли печенье.

«Традиционно, начиная со второго класса, мы в школе готовим печенье. Дети замешивают тесто, формируют печенье, делая посередине бороздку  — чтобы легче было  разломать и поделиться. Это связано с историей о святом Мартине, который, будучи римским военачальником, разрубил свой плащ — символ власти — чтобы согреть нищего, — продолжает пани Полина.          — В целом на празднике дети получают переживания и впечатления, которые остаются с ними на всю жизнь. Когда будет трудная минута, это воспоминание может поддержать их и согреть».

В ЧЕСТЬ ПОКРОВИТЕЛЯ КАПЕЛЛАНОВ

Праздник фонариков, или День  святого Мартина — любимый и традиционный в вальдорфских школах. Отмечают его 11 ноября. Святой Мартин (Мартин Турский, 317—397 гг. н.э.) — римский военачальник, священник, епископ. История, которую рассказывают детям, — о том, как он, офицер конницы, однажды встретил нищего, разрубил мечом свой плащ (его называли «капа») и согрел несчастного. Потом во сне будущий святой увидел Христа, который сказал ему, что этим плащом он согрел, собственно, его. Также святого Мартина считают основателем института капеланства. Поэтому впоследствии вторая часть плаща святого стала предметом поклонения во французской армии: для капы создали походный храм, который назвали «капеллой», а священника, который служил в нем, — капелланом.

«У взрослого этот праздник вызывает желание почувствовать свой внутренний свет, и если  он не сильный, то нужно его усилить, а кому-то, может, и зажечь... Ведь впереди нелегкие времена: холод, темнота, зима. Человек должен нести этот свет и чувствовать, что на нем лежит ответственность за то, что будет происходить. И когда внешнее и внутреннее — время года и внутреннее состояние — дополняют друг друга, появляется искреннее ощущение, что я могу согревать своим теплом, могу заботиться об окружающих, могу быть тем, кто поддерживает», — говорит Наталья ЗАМБРИБОР, вальдорфский педагог, учительница 3-В класса.

Пани Наталья рассказала, что в украинской традиции тоже есть подобные ритуалы зажжения и поддержания огня. В частности, зажигать осенью посвит, то есть лучину. Сосуд с огоньком размещали под потолком в доме, огонь постоянно поддерживался, так как считалось, что когда он погаснет, случится несчастье. Посвит имел не только бытовое, но и сакральное значение — поддержание традиций семьи, такой оберег.

Фонарик или посвит — кому как нравится, а суть праздника проста: принимайте свет и тепло, которые вам дарят, и делитесь своими. Так темноты станет меньше.

СПРАВКА «Дня»

Вальдорфская педагогика — концепция воспитания и обучения детей согласно учению ее основателя, австрийского ученого и философа Рудольфа Штайнера. По мнению сторонников, вальдорфская методика создает предпосылки для всестороннего и гармоничного развития личности, сохранения и развития скрытых способностей ребенка. Также она ставит целью воспитать ребенка как часть социума, готовую к сотрудничеству с другими, умеющую найти свое место в обществе.

Программы учебы вальдорфских школ строятся на индивидуальных потребностях каждого ученика и предлагают такой метод познания мира, когда ребенок чувствует свою причастность ко всему, что происходит вокруг. Междисциплинарность и широта подхода — особенность программ в вальдорфских классах. Это дает ученикам возможность осваивать определенные области знаний и самостоятельно отслеживать сложные связи между событиями и явлениями. Данный подход применяется при изучении всех предметов, при этом учитываются возрастные особенности детей.

В школе пытаются придерживаться баланса между обучением практическим навыкам, например, работой в саду или мастерской, и занятиями разными видами искусств: театром, ритмикой, музыкой, живописью и скульптурой.

Первую вальдорфскую школу открыли в Штутгарте в 1919 году. Сегодня в мире действует 1092 таких заведения, в Украине — 16.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать