Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Светличник» на Чоколовке

В Киеве оригинально отметили день рождения Ивана Светличного
22 сентября, 16:40

В начале 2016 года улица Петровского в Соломенском районе Киева была переименована в улицу Светличного. Григорий Петровский — один из идеологов и организаторов большевистского «красного террора» и Голодомора. Иван Светличный — поэт, диссидент, один из лидеров и идеологов украинского национально-демократического движения 60—70-х годов.

Декоммунизация отдельно взятой улицы, расположенной недалеко от телеканала «Эспрессо», кинотеатра «Спутник» и железнодорожной станции Караваевы Дачи, прошла без особого шума. Петровского никто защищать не стал, но и громких торжеств по поводу появления на карте столичного района Чоколовка фамилии Светличного тоже не было. Событие прошло настолько незаметно для местных жителей, что подавляющее большинство из них узнали о переименовании после появления новых табличек. Но увидев новое название, далеко не все чоколовцы и «гости района» смогли уверенно ответить на вопрос: кто этот Светличный и почему именно Чкаловскую улицу назвали его именем?

Частично этот пробел в знаниях пока попытались заполнить активисты.

В этом году в день рождения Ивана Светличного, 20 сентября, Центр урбанистических исследований и творческая Платформа Остров организовали перформанс недалеко от переименованной улице. Дело в том, что диссидент жил на соседней, Уманской, в доме номер 35.

Светличный получил эту квартиру в 1960 году. Однокомнатная «хрущевка» сразу стала своеобразным «хабом» для проукраински настроенных философов, художников, писателей и поэтов, которых потом назовут шестидесятниками.

Выдающийся мыслитель, поэт, диссидент-политзаключенный Евген Сверстюк, которого с нами нет уже почти 6 лет, в свое время вспоминал о Светличном так: «Он был добрым духом шестидесятых годов. Знакомя нас между собой, играл огромную роль в создании среды. Имел квартиру, и это, несомненно, был его козырь. Мы молодые, почти все были бездомные, а он всегда был готов пригласить нас к себе».

«В той квартире была одна кровать, холодильник был полупустой. Однако тот дом на Уманской до сих пор вспоминают шестидесятники, там всегда находился кусок хлеба для голодных, возможность переночевать или даже пожить некоторое время, книги и хозяин для жаждущих истины», — цитирует воспоминания жены Светличного, Леониды, Украинский институт национальной памяти.

«У него была одна из лучших частных библиотек в Киеве, он был не просто книголюб, а книгоман. Его библиотека могла соперничать, например, с Кочуровой, еще с несколькими. Это была отборная библиотека. Он был знаком с букинистами, каждый вторник и каждую пятницу шел в книжный магазин «Сяйво», ему там из-под прилавка и не из-под прилавка доставали, что его интересовало», — так рассказывает о тех временах сестра Ивана, Надежда, которая тогда жила со Светличными. Ее рассказ «Общественное радио» привело в недавнем материале о поэте-диссиденте.

Светличному удалось собрать большую и уникальную библиотеку — «запрещенные» книги там тоже были. А еще он записал на магнитофон стихи молодых поэтов, которые читали сами авторы. Записи стали уникальными артефактами, документальной летописью нового украинского возрождения.

Надежда Светличная вспоминает: «Окружение брата было чрезвычайным, просто редкостным на то время. К нему приходили молодые, старики, собирались вокруг него. Были такие «субботы Светличного». Он приобрел себе магнитофон «Весна». В то время это не было так широко распространено, тогда не ходили по улице с магнитофонами через плечо. Но он имел эту «Весну» и многих записывал — тех, кого он хотел».

Среди молодых поэтов, голоса которых записал Светличный, был и Василь Симоненко. Чувствовали себя как дома на Уманской, 35, и Алла Горская, Афанасий Заливаха, Иван Дзюба, Юрий Бадзьо, Василь Стус... Стус посвятил Светличному стихотворение «Не можу я без посмышки Івана». Светличный — Стусу. Стихотворение начиналось с эпиграфа: «У нас нема зерна неправди за собою» Т. Шевченко».

Спустя почти шесть десятилетий несколько десятков человек собрались у дома на Уманский, 35, чтобы вспомнить или, наоборот, — узнать, чем жили тогда, те, кого сейчас считают символами сугубо мирного, творческого сопротивления советизации, деукраинизации Украины.

Художественную акцию под открытым небом в день рождения диссидента организаторы назвали «Светличник». Событие должно  было погрузить посетителей в атмосферу знаменитой квартиры Светличного и «Чоколовки —эпицентра «украинского шестидесятничества» в целом. Было прослушивания записей стихов украинских поэтов 1960—1970-х годов в исполнении авторов, был обмен книгами, стенд с материалами об истории района с «картой Чоколовки шестидесятников», ковры, угощение крепким чаем и винегретом, фигурирующих в воспоминаниях друзей Светличного. После ареста в 65-м Иван уже не мог устроиться на работу, и только его жена получала зарплату. Но семья все же не отказывалась от гостеприимства. Блюда к столу были, как сейчас бы сказали, бюджетными, и винегрет в этом смысле очень выручал — вспоминает в своих воспоминаниях участница украинского правозащитного движения Светлана Кириченко.

Идея организовать теплый ламповый «Светличник» в стиле 60-х годов прошлого века принадлежит Светлане Довгань, которая исследовала историю местного шестидесятничества в рамках практики «(не) комфортная (не) окраина Чоколовка», организованной Центром урбанистических исследований при поддержке Представительства Фонда им. Генриха Белля в Украине. «Я занималась историей шестидесятников на Чоколовке и обнаружила, что на Уманский, 35 жил Иван Светличный. Рядом расположена улица, названная его именем, однако проблема в том, что местные в основном не знают, кто такой Иван Светличный и почему эта улица вообще здесь. Поэтому мы напоминаем ласково району о его истории и рассказываем здесь и сейчас об И.Светличном», — рассказала Светлана «Дню».

В планах активистов — установление мемориальной доски на доме №35 по улице Уманской. Возможно, будут и новые культурно-просветительские мероприятия, потому что организаторы «Светличника» убедились — чоколовцы интересуются историей своего района. И если говорить об исторических личностях неординарно и искренне, можно «зацепить» и вполне неожиданную аудиторию.

«Послушайте, тут такой чувак жил...», — подросток на велосипеде проезжал мимо, остановился выпить чаю, но, послушав рассказы и почитав информационные стенды, позвонил и пригласил на «Светличник» друзей. Когда тинейджеры-велосипедисты приехали, он немедленно рассказал им историю жизни Ивана Светличного. Парень явно гордился, что когда-то именно в его районе жил такой знаменитый человек.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать