Свидание на полустанке любви
назначает певец, поэт и композитор Анатолий МатвийчукСегодня в столичном Дворце «Украина» состоится концерт «Полустанок любви-4» АнатолияМАТВИЙЧУКА. Сделать сольный концерт или бенефис на главной сцене страны — героический подвиг для украинских творческих личностей. Кто-тоиз известных и маститых имел по одному-два сольника за весь творческий период. Для АнатолияМатвийчука — это уже четвертое шоу за последниедесять лет, в котором кроме него будут выступатьпопулярные артисты — исполнители его песен.Очевидно, у него есть своя многочисленная публика, которая все эти годы оставалась ему верна. Авсе, по-видимому, потому, что артист находится впостоянном творческом процессе. К слову, накануне концерта вышел его новый (четвертый) поэтический сборник «Сповідь» и CD «Ключі від раю».В преддверие концерта из редакции «Дня» позвонили по телефону Анатолию Матвийчуку.
— Анатолий, почему концертную программу на главной сцене страны уже в четвертый раз называете «Полустанком любви»?
— Она — символична. Для меня «полустанок любви» — виртуальный мир, которого нет на карте, но он существует внутри каждого. И чрезвычайно важно открыть в себе тот воображаемый мир, куда человек время от времени должен отправляться, чтобы возвращаться к своим самым лучшим и самым приятным переживаниям, мыслям и мечтам, в конечном счете, заряжаться позитивом.
Традиционно первое отделение программы будет называться «Ночь на полустанке», в котором будут исполнены лирические песни, песни философского содержания. Во втором же, который мы назвали, соответственно, «Днем на полустанке» — веселые и шутливые песни. Будут выступать Светлана и Виталий Билоножки, Алла Кудлай, дуэт «Свитязь», Ирина Билык, балет «Созвездие Анико»...
— Расцвет украинской эстрады пришелся на 70—80-ые годы. Ваше же поколение, в частности, Павло Дворский, Виктор Шпортько, Билоножки, не видно и почти не слышно в эфире. Тем не менее у этих исполнителей есть своя публика и кто больше, а кто меньше гастролирует по Украине. Вместо этого появилось множество исполнителей, в которых вкладываются немалые деньги, но эти проекты, как правило, недолговременны. Ваши рассуждения по этому поводу?
— Может это и парадоксально, но любые потрясения вредят искусству. Выходит так, что творческие личности ассоциируются с определенной эпохой. Существовала плеяда успешных артистов, расцвет которых пришелся на конец 90-х. Тогда мы перелистали не только историческую страницу, но и культурную, чего не должно было случиться. В любой цивилизованной стране никому и в голову не придет называть Тину Тернер «нафталином». У нас же молодой журналист, который еще сам ничего не достиг, может наших известных артистов окрестить этим оскорбительным эпитетом... Кроме того, полагаю, что это разделение на традиционную эстраду и на современную поп-музыку — надуманный способ отстранения украинских исполнителей от эфира. Нет традиционной эстрады. Вместо этого есть традиция в культуре, на которой зиждется весь цивилизованный мир. Ведь если человек придерживается традиций, то он культурно воспитан и с пониманием относится к предыдущим поколениям. Я это назвал по- другому: есть попса, которая, как вы отметили, недолговременна, и есть эстрада в ее классическом варианте.
У нас, к сожалению, не существует плюрализма. Как это можно вычеркнуть целое поколение артистов, у которых есть своя многочисленная публика?! Сегодня классическая эстрада стала андеграундом. Нас, можно сказать, загнали в очень узкие резервации Украинского радио и Первого Национального канала... Но не в этом дело. Формат — это значительно больше, чем просто эстетика и зарабатывание денег. Формат сегодня — это попытка подмены традиционной украинской культуры и связей поколений на сегментированную разрозненную субкультуру, которая существует недолго, и на смену которой приходит еще одна и еще одна субкультура.
— Украина в пятый раз будет выступать на Евровидении. Судя по всему, в этом году опять акцентируется внимание на вокальных данных и популярности имени. Но это все-таки конкурс песни. Где же тогда соревнование поэтов и композиторов? И необходимо ли нам вообще участие в Евровидении?
— Мне кажется, что даже в Европе уже позабыли, что — это конкурс песни. Я думал об этом. Проанализирую ситуацию на основании главных претендентов. Если хотим, так сказать, «приколоться», то, безусловно, должна ехать Верка Сердючка. Евгения Власова же — певица с прекрасным тембром голоса, внешностью и пластикой, но совсем неизвестно, она ли получит какую-то огласку в Европе и будет ли там оценена. Я абсолютно не уверен. Но, во всяком случае, это, как по мне, определенный европейский уровень. Кого выбирать — неизвестно. Сама Европа уже настолько всем пресытилась! И, вообще, нужно говорить о глобальных культурных тенденциях. На мой взгляд, вся культура движется в сторону эстетики извращения. И пример тому — победа «монстров» «Lordi» на Евровидении. Возможно, у нас остается единственный выход — настойчиво оставаться самими собой — культурно-мыслящей нацией.