«Талибан по-русски»
О несмешных симптомах карикатурной речи одного из террористов «ЛНР»«Сиди дома, вышивай крестиком», — эти слова относительно женщин одного из лидеров террористической «ЛНР» Алексея Мозгового сотрясли интернет-пространство. Однако кто-то трясется от смеха, кто-то — от ужаса.
На скандальном видео сообщник боевика мечтательно добавляет: «Насиловать их всех (женщин, которые ходят в кафе. — Авт.) надо». Смех в зале сменился обеспокоенным: «А если она с мужчиной?». Но «потомственный казак» Мозговой прекратил дискуссию беспрекословным: «Пора вспомнить, что вы русские!».
На следующий день вожак «ЛНР» в эфире радио «Говорит Москва» заявил, что только призывал к нравственности во время «суда» над насильниками, никто никого не будет арестовывать. Но боевики имеют оружие и, возможно, кто-то воспримет приказ Мозгового как инструкцию к действиям. «Перегибы» в бурные времена — естественная вещь.
«К заявлениям о запрещении ходить в кафе надо относиться чрезвычайно серьезно, — убеждена активистка движения за права женщин, эксперт проекта «Уважение. Кампания против сексизма в украинских СМИ и политике» Ольга ВЕСНЯНКА. — Для боевиков «ЛНР» не работает ни один закон. Как бы вы ни относились к человеку, если он имеет оружие и угрожает, только от его неадекватного поведения зависят ваши неприкосновенность и жизнь. Это — крайне опасная тенденция, за свободу женщин взялись открыто. Причем речь идет не о политических врагах, а о женщинах вообще».
Руководитель общественной организации «Луганская правозащитная группа» Наталья ЦЕЛОВАЛЬНИЧЕНКО признается, что на оккупированных боевиками территориях участились изнасилования женщин, есть случаи сексуального рабства. Такие преступления не всегда фиксируются: во-первых, «ЛНР» и «ДНР» не контролируются украинскими правоохранителями, во-вторых, не все пострадавшие обращаются за помощью из-за стыда.
«Что касается статистики таких нападений, люди, которые выезжают из зоны АТО, говорят просто: «Много». Конечно, есть и слухи, когда информацию узнают в очередях за водой, здесь работает фактор запугивания. Но относительно сексуального рабства сомневаться не приходится», — подчеркнула Наталья Целовальниченко.
Что стоит за таким симптоматическим выступлением? Это — православный фундаментализм? Ведь боевики часто говорят о любви к церкви, существует так называемая «Русская православная армия», которая славится жестокостью. Или это— некий «талибан по-русски», по аналогии с радикальным исламистским движением, которое борется с образованием женщин? Возможно, террористы на Луганщине чувствуют свою слабость и «закручивают гайки» населению, чтобы люди их боялись и терпели?
«День» побеседовал с экспертами с Востока относительно этого явления. Часто первая реакция опрошенных — «Ничего себе!» и смех. А затем становится немножко жутко.
Татьяна ЕРЕСКОВА, социолог, кандидат социологических наук:
— Если в «ЛНР» самая большая проблема — женщины, которые ходят к кафе, то я их поздравляю. Как социолог я не могу относиться к этому серьезно. Не думаю, что это какой-то идеологический курс. Вероятно, лидеры боевиков пытаются самоутвердиться, закрепиться на определенной территории, показать свою значимость. Однако опыт подсказывает: если не относиться к этому серьезно, угрозы могут воплотиться в жизнь.
Представители «ЛНР» пытаются сформулировать какие-то нормы жизни на захваченных территориях. Может, их основной принцип, чтобы эти правила отличались от существующих в Украине и странах Евросоюза. Это — странное местное изобретение, проявление жесткого контроля над территорией и местными жителями. Уже было такое во времена Советского Союза, когда социум контролировал частную жизнь человека.
Раньше на востоке Украины не было тенденции к такой политике. Роль женщины была активной и в Луганской, и в Донецкой, и в Одесской областях — по всей стране. Это не наше. А если чужое — то чье? Если люди в очередной раз смолчат, еще увидим много интересных абсурдных вещей. С одной стороны, тот же комендантский час в Донецкой области выполняется, потому что люди боятся — а если схватят и заберут? С другой стороны, против массового неудовлетворения никто не попрет.
Сложно дать однозначный комментарий относительно ситуации. Надо следить, что будет дальше.
Наталья ЦЕЛОВАЛЬНИЧЕНКО, руководитель общественной организации «Луганская правозащитная группа»:
— Заявления Мозгового — не анекдот. Все это серьезно воспринимается ораторами и слушателями. Люди должны будут считаться с такими требованиями, ведь их озвучивают люди с оружием. Какие-то отрицания будут приравниваться к сопротивлению.
Лица, которые называют себя лидерами «ЛНР» и «ДНР», полностью вышли за пределы правого и морально-этического полей. Это — отход к рабовладельческому сознанию. Женщина воспринимается не как человек, а как вещь, с которой можно делать что угодно. Насилие против женщин, в свою очередь, сильно унижает мужчин, которые вынуждены на это смотреть и с этим соглашаться.
Вообще, во времена любых вооруженных конфликтов наблюдается рост преступлений против женщин. Скорее, это — ментальная жестокость. Такое явление не вытекает из культуры, например, жителей Донбасса. Это — общие аспекты, связанные с определенной категорией людей и событиями вокруг. Женщины на оккупированных территориях могут только как можно меньше контактировать с агрессорами и не провоцировать конфликты.
На территории «ЛНР» пытаются установить нормы морали, которые вроде бы диктует православная церковь. Однако сомневаюсь, что в окружении Мозгового есть сторонники православия в привычном для большинства понимании. Вероятно, они своеобразно воспринимают определенные идеи ввиду собственной эмоциональной неподготовленности. Кроме того, когда преступник ищет себе оправдание, он обвиняет жертву в своем поведении. Поэтому это — и попытка выставить женщин виновными в преступлениях против них.
Другой аспект — патернализм, свойственный жителям Востока. Люди стремятся иметь сильного лидера, который расскажет, как надо жить. Впрочем, если перегнуть палку, люди будут вынуждены протестовать. Тем более что женщины Донецкой и Луганской областей всегда отличались сильным характером и сегодня часто становятся общественными деятелями, отстаивают права своих родных.
Ольга ЧИСТОКЛЕТОВА, руководитель донецкой театральной студии «Жуки»:
— В Донецке и Луганске присутствуют подразделения российских казаков. Может, причина странных приказов — в этом? Второй вариант — на востоке Украины сегодня есть чеченцы и представители других кавказских национальностей. Насколько понимаю, у них женщины по социальному статусу значительно ниже мужчин, поэтому есть соответствующее отношение. Впрочем, это мои догадки.
Важно, что у местных мужчин и ребят таких мыслей нет. В «ополчение» в основном вступают безработные, бывшие наркоманы и заключенные — то есть проблемные люди. Да и на Донетчине не было склонности к таким запрещениям, не могу сказать, что женщины в нашем обществе обделены правами.
Хотя теперь сложно говорить о жителях регионов, где продолжается конфликт. Многие адекватные граждане выехали оттуда, остались прежде всего сторонники этого ужаса. Не удивлюсь, если они нормально воспримут такое.
Также мы обратились за комментарием к женщинам с активной гражданской позицией из других регионов страны:
«В ПОЭМЕ ЛЕСИ УКРАИНКИ «БОЯРЫНЯ» ВСЕ РАЗЛОЖЕНО ПО ПОЛОЧКАМ»
Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ, директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника»:
— Честно сказать, меня эта тенденция вовсе не удивила. Тяжело комментировать что-то, если имеешь дело с, условно говоря, страной кривых зеркал, где все искажено и трансформировано. Я думаю, что та ментальность, которая пришла на часть нашей Украины, Донетчину и Луганщину, это на самом деле не ново: она была все время, веками. Обратимся к поэме Леси Украинки «Боярыня» — там все разложено по полочкам. Цитирую: «Степане, та куди ж се ми попались? Та се ж якась неволя бусурманська». Еще раз прочитайте диалог Оксаны с Анной, которая выросла в условиях московской действительности и олицетворяет уже московскую культуру, московское восприятие, потому что именно в этом диалоге раскрывается глубокая пропасть не только между бытовым положением и статусом женщины-украинки и женщины-московитянки, но и их способом думанья, их способом действовать. То есть, повторяю, ничего нового нет, кроме унижения, которое сознательно принесли на украинскую землю — во всех аспектах, в том числе и для женщины-украинки. Но это, собственно, есть в традициях Московии, которая всегда унижала своих женщин, в отличие от Украины, где женщина всегда занимала достойное место и в семье, и в общественной жизни. И еще хочу процитировать Лесю: «Якби таких було між нами менше, що, дома чесний статок протесавши, понадились на соболі московські та руки простягали до тієї «казни», як кажуть москалі...» То есть если бы меньше их было, таких, на Донетчине и Луганщине, то меньше бы мы имели той ситуации, которую имеем теперь, во всех ее аспектах.
«ЭТО ПАТЕРНАЛИСТСКИЙ ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ДИСКУРС...»
Ирина РЕД, социальный психолог, волонтер, Харьков:
— Мозговой говорит для своего слушателя, зал его полностью поддерживает. Да, средневековье. Это патерналистский патриархальный дискурс, который стал возможен в условиях социальной катастрофы на Донбассе. «ЛНР» и «ДНР», где состоялась разновидность социального Чернобыля. Об этом говорили первые переселенцы, которые прибыли летом из Славянска и Краматорска. У них тяжелая социальная ситуация издавна, никто не может справиться с валом наркомании и алкоголизма. И эти люди были в восторге, когда Стрелков принес «порядок» и «правильные семейные ценности». Мы наблюдали, что переселенцы с трудом контактировали со своими детьми и были рады, когда ответственность за их детей брал кто-то другой. Они будут стоять в очереди, если на Донбассе введут, например, порку по субботам. Будут активно приветствовать расстрел алкоголиков, наркоманов, наркодилеров. Террористы точно поняли, что нужно людям, родителям — посадить дома девочек, пусть вышивают крестиком, поскольку иначе они не могут их воспитать и контролировать. Такого много и у нас в Харькове, и это может взорваться в любой момент. Почему Харьков неустойчив? Мы же не занимаемся социальной темой. И появилось много педагогически запущенных детей, это массовое явление. Если у нас и дальше будут играться в социальную работу вместо того, чтобы ее делать, и дальше будут сваливать все на волонтеров, то общество окажется в опасности. Эта тема должна звучать и по телевизору. Нужно в первую очередь не детские площадки строить, а спортивные площадки, делать массово кружки для детей, которые сегодня платные и многим не по карману. Разрушаются стадионы, например, стадион университета Каразина в ужасном состоянии. Почему любят нашего мэра? Кернес использует такой же патерналистский дискурс, как и Мозговой, заполняет эту пустоту, потребность в социальной заботе.
СПРАВКА «Дня»
«Домострой» — памятник российской литературы в жанре «поучений», сборник правил и советов. В состав «Домостроя» входят советы по религиозным, общественным, семейным, хозяйственным и другим вопросам. В произведении четко подчеркнута иерархия в отношениях между людьми, в частности, регламентация личных отношений человека с близкими людьми и членами семьи. Наибольшее внимание привлекли места текста, где описывались рекомендации жестоких наказаний членов семьи: муж должен «быть грозой для жены», также рекомендовалось строго наказывать детей и жену за различные проступки, в том числе «ломать непокорным ребра», «кнутом стегать по вине смотря». Несмотря на это, московитки должны быть настоящими домодержицами, управлять заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывать работу всех членов семьи и прислуги. Все члены домохозяйства, кроме мужа-хозяина, должны были помогать «государыне дома», всецело подчиняясь ей.
Выпуск газеты №:
№209, (2014)Section
Общество