Таможня дала «добро» контрабандистам
Трудно поверить, что делалось это бескорыстноВ первом случае гражданин Литвы Михаил З. пытался незаконно вывезти за пределы Украины микроавтобус «Мерседес». Для чего прибег к помощи только что уволившегося из Черниговского погранотряда прапорщика Сергея К. Тот смог договориться с инспектором таможенного поста «Новые Яриловичи» Юрием С., который не только «не заметил» отсутствия декларации на «Мерседес», но и «забыл» внести сведения о нем в журнал регистрации. Микроавтобус благополучно миновал таможню, но был задержан сотрудниками спецподразделения УСБУ, и теперь квалифицируется как предмет контрабанды. К тому же у владельца «Мерседеса» Михаила З. изъято 4310 незадекларированных долларов, которые следствие также считает предметом контрабанды.
Михаилу З. и «вчерашнему» пограничнику Сергею К. инкриминируется контрабанда, а инспектору таможни Юрию С. — контрабанда и злоупотребление служебным положением.
Почти в то же время из Республики Беларусь на таможенный пост «Славутич», пройдя таможенное оформление, прибыл рефрижератор «MAN» из Литвы с 23 тоннами куриных окорочков. Сопровождающее окорочка лицо, следствием пока не установленное, смогло договориться со «славутичскими» таможенниками и пограничниками о беспрепятственном пропуске рефрижератора. В контрабанде подозреваются водитель авто Витаутас М. и инспектор таможни Сергей Ш. В «довесок» инспектор подозревается в злоупотреблении служебным положением, а пограничники Игорь Д. и Вадим Щ., несшие службу в то время, — в злоупотреблении властью.
А недавно Деснянский районный суд Чернигова закончил рассмотрение громкого уголовного дела по обвинению в контрабанде и использовании заведомо подложных документов Евгения Гришина («День» № 141, 28 июля). Он признан виновным и осужден к шести с половиной годам в ИТК усиленного режима с конфискацией. Кроме того, конфискации в качестве «орудия» преступления, подлежат семь автомобилей «Супер-МАЗ», на которых в Украину ввозились принадлежащие частным лицам товары народного потребления из Китая и ОАЭ (также конфискованные). Приговор еще не вступил в законную силу.
Но в этой судебной истории интерес представляет частное постановление, вынесенное судьей Владимиром Кравченко в адрес Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ). В ходе рассмотрения уголовного дела установлено, что с минувшего года в Черниговскую таможню из ГТСУ поступали телефонограммы с указанием проконтролировать автомашины в адрес киевского ООО «Галант-А» (после замены документов Гришиным, товары частных лиц не только «теряли» в весе и стоимости, но и «превращались» в товары, следующие в адрес ООО «Галант-А»).
«Если первоначально в телефонограммах шла речь о необходимости тщательного контроля за автомашинами, что не выполнялось инспекторами Черниговской таможни, то в последующем от сотрудников Черниговской таможни требовалось только сообщать в ГТСУ информацию о времени их заезда на таможенный пост и выезда, что добросовестно выполняли сотрудники дежурной службы Черниговской таможни», — отмечается в частном постановлении. А в некоторых телефонограммах речь шла о том, что информация о транспорте с товарами в адрес «Галанта-А» предназначалась для начальника отдела таможенной стражи ГТСУ А. Бережного и сотрудника таможенной стражи ГТСУ В. Лобастова.
Сам Е. Гришин был хорошо информирован о наличии подобных телефонограмм, и иногда даже выяснял у сотрудников таможенного поста «Новые Яриловичи» об их поступлении. Возможно, ответ кроется в наличии в записной книжке Гришина номера служебного телефона... начальника отдела таможенной стражи ГТСУ Александра Бережного.
Непонятна роль начальника таможенного поста «Новые Яриловичи» Анатолия Руднева, с которым накануне ввоза контрабанды контактировал Гришин и даже, как указано в частном постановлении, «ездил на его личном автомобиле».
Суд пришел к выводу, «что В ЗОНЕ ЧЕРНИГОВСКОЙ ТАМОЖНИ БЫЛ НАЛАЖЕН КАНАЛ ПО КОНТРАБАНДНОМУ ВВОЗУ НА ТЕРРИТОРИЮ УКРАИНЫ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ИЗ КИТАЯ И ОАЭ. Должностные лица ГТСУ, Киевской региональной и Черниговской таможен, несмотря на имеющуюся об этом информацию, каких-либо мер по пресечению нарушений статьи 9 Таможенного кодекса Украины не принимали, создавая таким образом условия, способствовавшие совершению преступления», — констатировал судья Владимир Кравченко.
Выпуск газеты №:
№192, (1998)Section
Общество