«Тайна Нетаджи»
Что и зачем скрывают индийские и российские архивы? Справедливо ли считать Индию «нацией Ганди» и как отказ от декоммунизации на постсоветском пространстве отзывается в реальности, казалось бы, далекой Индии? Все это — в истории жизни и исчезновения Субхаса Чандра БосаНа прошедшей неделе в одной из индийских ежедневных газет, TheTimesofIndia, появился материал под заголовком «Документы Нетаджи похищены из России». Автор ссылается на слова одного из монахов Миссии Рамакришны в Москве, который утверждает, что правительственная индийская комиссия Мукерджи, изучавшая в российских архивах следы присутствия в СССР одного из лидеров национально-освободительного движения Индии Субхаса Чандра Боса, пренебрегла доказательствами, свидетельствующими о том, что Бос все таки был в стране Советов. А сами документы якобы загадочным образом исчезли... История с привкусом шпионских страстей и, как это бывало в ХХ веке, лишенная однозначности, связывает засекреченные папки индийского правительства с архивами КГБ-ФСБ в России. Даже сейчас, по прошествии 68 лет после объявленной гибели индийского героя, в ней больше вопросов, чем ответов. Более того, загадка из пепла Второй мировой неожиданно оказывается живым геополитическим нервом. Так же, как, скажем, дело Валленберга и Катынская трагедия. Правительство Индии отказывается рассекречивать определенные документы, ссылаясь на то, что они могут негативно отразиться на отношениях с иностранными государствами. Между тем «тайна Нетаджи» не сходит со страниц индийской прессы.
18 августа 1945 года, как утверждает официальная версия, в тайваньском Тайпее произошла авиакатастрофа, унесшая жизнь одного из лидеров антиколониального движения Индии Субхаса Чандра Боса. С тех пор в течение почти семи десятилетий под давлением разных политических сил и общественности правительство Индии одну за одной создавало комиссии для расследования подробностей. Впрочем, ни время, ни выводы правительственных комиссий не стали достаточно убедительными. Многие в современной Индии склонны считать, что история с авиакатастрофой служила лишь прикрытием для побега Боса той августовской ночью. И хотя убедительных доказательств в подтверждение этой теории найти не удалось, она находит отклик в сердцах и умах достаточно большого количества индейцев. И это закономерно, ведь речь идет об одной из наиболее ярких фигур в движении за освобождение страны. Создатель Индийской Национальной Армии (INA). Президент «Конгресса», чей портрет сегодня украшает индийский парламент. Человек с кембриджским образованием и, судя по экспозиции калькуттского музея его имени, с исключительно хорошим вкусом и даже сдержанным эстетством. Вместе с тем — политик, который пожимал руку Гитлеру и Сталину и пытался заручиться их поддержкой. Следовательно, герой, но — герой контроверсионный. Как, в конце концов, и многие из тех, которые в аду Второй мировой пытались выбить-выторговать независимость для своих народов.
РАСКРЫТИЕ
«ТАЙНЫ НЕТАДЖИ» — ВОПРОС ПРОЗРАЧНОСТИ
Загадке исчезновения Нетаджи (на языке бенгали — «почтенный лидер», это слово часто добавляют к имени С.Ч. Боса в Индии) посвящено немало книг. Одна из самых свежих — «Крупнейшее индийское разоблачение» («India’s biggest cover-up», Нью-Дели, 2012 год) Ануджа Дхара, индийского журналиста, который уже больше десяти лет изучает эту тему. С Ануджем мы встретились в самом центре Нью-Дели, у пышной колониальной застройки. По словам исследователя, «история начинается именно здесь». «Где-то в подвалах Северного Блока есть секретная архивная комната Правительства Индии, которая называется T-Banch», — говорит он. Эти архивы, уверяет журналист, содержат, в частности, документы, которые могут пролить свет на «тайну Нетаджи».
Правда, не все в Индии верят в существование «тайны Нетаджи». Например, экс-посол Индии в Украине господин Видья Бхушан Сони на вопрос, верит ли он в альтернативные версии относительно судьбы С.Ч. Боса, реагирует с оттенком снисходительности. Говорит, что в молодые годы Нетаджи был для него кумиром, а после объявленной авиакатастрофы в Тайпее будущий дипломат еще долгое время верил, что лидер вернется в Индию. Но впоследствии выводы правительственных комиссий, которые одна за другой подтверждали теорию авиакатастрофы, убедили господина Сони в том, что версия побега Боса не имеет достаточных оснований, а вера в нее — прерогатива романтиков.
«Если бы С.Ч. Бос действительно умер в 1945 году в объявленной авиакатастрофе в Тайпее, этот вопрос также «умер» бы в течение следующих нескольких лет. Нет дыма без огня. Здесь что-то не так», — говорит Анудж, отрицая скепсис, существующий в обществе. Собственно, именно этому «что-то не так» и посвящена его книга. Она построена на документах, фотографиях, устных свидетельствах и пристальном анализе деятельности правительственных комиссий. Результат десятилетнего труда — эта книга выглядит достаточно убедительной. Хотя и не предлагает окончательных ответов.
«Сегодня «тайна Нетаджи» — это преимущественно вопрос прозрачности, рассекречивания тайных файлов, — говорит Анудж.
— Существует ли, по вашему мнению, шанс, что эти записи будут рассекречены?
— Времена изменились. Если бы мы встретились в эпоху премьер-министра Индиры Ганди, я бы не смог вот так просто с вами здесь беседовать. Демократия в Индии — вещь не естественная. Она была привнесена сюда британцами. Конечно, Индия — не безупречная демократия, но все же это демократия. Шанс на то, что Правительство Индии будет вынуждено рассекретить эти файлы, — есть, и он достаточно большой. Нам просто необходима поддержка СМИ и политических партий. Я, со своей стороны, пытаюсь объяснить людям, что эти файлы принадлежат не правительству, а обществу. И придет день, когда правительство больше не сможет противостоять давлению общества.
— Возможно, Рауль Ганди (сын Сони Ганди, нынешней главы правящей партии «Конгресса», и Раджива Ганди; внук Индиры Ганди. — Авт.), которому прочат премьерское кресло со следующего года, сделает это?
— Если упомянутый вами прогноз окажется верным, то дело обречено. Боюсь, что в «тайне Нетаджи» есть элемент политический. С самого начала правительства, возглавляемые партией «Конгресс», были враждебно настроены относительно С.Ч. Боса. Даже детям известно об этом, — утверждает журналист.
Сегодня в Индии — очередная волна интереса к «тайне Нетаджи». 23 января в день рождения С.Ч. Боса в Калькутте прошел «Марш свечей» — акция чествования памяти Боса и очередное настойчивое требование обнародовать архивные файлы, к которому в этот раз присоединилась и семья Боса.
В ПОИСКАХ ПОДДЕРЖКИ СТАЛИНА И ГИТЛЕРА
«Тайна Нетаджи» действительно имеет выразительный политический оттенок. В нем намешаны история индийского освободительного движения, «азиатская» политика Советского Союза и история семьи Неру-Ганди, являющейся главным создателем современного образа Индии.
Возможно, решающую роль в биографии С.Ч. Боса сыграло то, что он был откровенным идеологическим оппонентом Махатмы Ганди. Недаром недавно изданная книга его внучатого племянника Сугата Боса называется «Его величество Оппонент». Бос не воспринимал «пацифистские» методы борьбы, которые предлагал Ганди. Он был сторонником применения военной силы и считал, что ослабления Британской империи в результате войны — это шанс для освобождения Индии от колониального господства, который непростительно упускать. Компромисс так и не был найден, и в «Конгрессе», который Бос возглавил в 1937 году, в 1939-ом происходит раскол. Позже Бос попадает под домашний арест за свою деятельность. А вскоре, в начале 1941-го, скрупулезно разработав план, совершает побег и отправляется на Запад. Сначала — в сталинский СССР, где в военном содействии ему отказали, а дальше — в гитлеровскую Германию, руководство которой оказалось сговорчивее. В течение двух лет, находясь в другой стране Оси — Японии, он формирует на ее территории Индийскую Национальную Армию, которая ведет боевые действия, но в конечном итоге терпит поражение. Босс вынужден бежать. Так началось его последнее из доподлинно известных и документально подтвержденных путешествий.
Собственно, если вы изучите рассекреченные британские архивы, вам может показаться, что роль С.Ч. Боса в освобождении Индии была даже большей, чем роль Ганди... На момент завершения Второй мировой войны Уинстон Черчилль не имел намерений освобождать Индию, хотя было много британцев, которые выступали «за» завершение колонизации. Почему же британцы вдруг ушли в 1947 году? Ведь Движение за освобождение Индии, которое Ганди развернул в 1942 году, до конца 1943-го угасло...
В предисловии к книге «Крупнейшее индийское разоблачение» Анудж Дхар публикует фотографии из архива «Deutsches Bundesarchiv», где С.Ч. Бос пожимает руку Гитлеру и, улыбаясь, беседует с Гиммлером. Эти фотографии и, собственно, сам факт такого общения дают повод называть его «оппортунистом». В то же время, критики, судя по всему, не считают провокационным тот факт, что Бос пытался договориться о поддержке и со Сталиным. Несмотря на то, что нацизм и коммунизм признаны Братьями-Близнецами на уровне ОБСЕ (не говоря уже об обнародованных фактах преступлений советской системы, которые свидетельствуют сами за себя), пропаганда уже не существующей страны до сих пор остается сильнее языка фактов.
БОС И КУЛЬТ ГАНДИ
Но какой смысл сегодня скрывать документы, связанные с этим человеком?
Из книги Ануджа Дхара вытекает, что «тайна Нетаджи», помимо прочего, прямо связана с культом Махатмы Ганди. А современному индийскому истеблишменту, позиционирующему себя как «прямого потомка» всемирно известного политического и морального лидера, он гарантирует ореол абсолютной исторической правоты. Справедливо ли это? Здесь мнения расходятся. Например, один из самых известных в мире исследователей жизни и деятельности М. Ганди оксфордский профессор Джудит М. Браун, выступая осенью с публичной лекцией в Нью-Дели, на вопрос, как, с ее точки зрения, Ганди оценил бы современную Индию, сказала: это не та Индия, о которой мечтал Ганди. По мнению профессора, прежде всего, легендарного лидера потряс бы уровень коррумпированности.
«Собственно, если вы изучите рассекреченные британские архивы, вам может показаться, что роль С.Ч. Боса в освобождении Индии была даже большей, чем роль Ганди, — эти слова Ануджа Дхара, как по мне, звучат сенсационно. — На момент завершения Второй мировой войны Уинстон Черчилль не имел намерений освобождать Индию, хотя было много британцев, которые выступали «за» завершение колонизации. Почему же британцы вдруг ушли в 1947 году? Ведь Движение за освобождение Индии, которое Ганди развернул в 1942 году, до конца 1943-го угасло. Официальная точка зрения заключается в том, что Индия получила свободу исключительно благодаря Махатме Ганди. Детей в школах учат, что пришел Ганди и сотворил чудо — Индия стала независимой. Извините, но это достаточно фантазийная интерпретация истории. Конечно, роль и значение Ганди не могут быть поставлены под сомнение, но надо говорить о том, что было немало других людей, о которых незаслуженно забыли. С.Ч. Бос — один из них. С 1943 по 1947 гг. в Индии не было ни одного национально-освободительного движения, заслуживающего внимания. Только С.Ч. Бос продолжал борьбу за пределами страны. Именно его борьба прокладывала путь к передаче власти в 1947 году. Поэтому для огромного количества индийцев, в том числе и для меня, он также является отцом нации», — говорит журналист. Кстати, интересно, что именно Бос первым употребил относительно Ганди высказывание «отец нации» — титул, закрепившийся за ним исторически.
«Если бы Бос вернулся в страну, именно он, а не Дж. Неру стал бы лидером Индии. Именно потому те, кто стал бенефициаром передачи власти в 1947 году, были враждебно настроены относительно него по политическим причинам. Пожалуйста, поймите мои слова правильно. Я не являюсь человеком, которому присущи настроения анти-истеблишмента. Я поддерживаю свое правительство. Но я не доверяю ему в том, что касается С.Ч. Боса», — объясняет Анудж Дхар.
СТРАНА АХИМСЫ ИЛИ МИЛИТАРИЗМА?
Из биографии Нетаджи проступает образ совсем иной Индии — государства, которое руководствуется не Ахимсой (принцип ненасилия), которую проповедовал М.Ганди, а геополитическим прагматизмом и realpolitic.
«Несмотря на впечатление, созданное для всего мира, Индия не является нацией Махатмы Ганди. Индия никогда не руководствовалась принципами Ганди. Для Ахимсы нет места в индийской системе координат. И никогда не было. Если вы зайдете в офис министра обороны, вы увидите фото Махатмы Ганди над его головой. Сидя под этим портретом, министр одновременно занимается импортом в свою страну самого большого в мире количества оружия! В действиях правительства я вижу С.Ч. Боса. Что делал он? Сначала поехал к Сталину, а затем в нацистскую Германию, а затем — в Японию. Ради Индии. Что же еще в течение всех этих лет делало Правительство Индии? Фидель Кастро приезжал в нашу страну. Саддам Хусейн был союзником нашего правительства так же, как Роберт Мугабе. Это то, что влечет за собой национальный интерес. Они называют действия Боса «оппортунизмом», одновременно определяя заговор Индии с бирманской хунтой как «прагматизм», — возмущается журналист.
Был ли тот путь, который предлагал Бос, оптимальным? Этот вопрос в Индии, судя по всему, остается дискурсивным. Профессора, бывшего члена парламента от партии «Конгресса» Б.Б. Дутта цитирует ежедневная газета The Times of India: «Давайте не будем считать, что наши лидеры были ответственны за исчезновение Нетаджи. Существует достаточно фактов в архивах США, Британии и Индии, чтобы раскрыть эту тайну. Но проблема заключается в другом. Нетаджи противопоставил свои взгляды принципам Ганди и создал Индийскую Национальную Армию. Он возглавил Азад Хинд в изгнании («Временное правительство свободной Индии», основанное в 1943 году в Сингапуре. — Авт.). В определенной влиятельной среде сложилось ощущение, что, если бы Нетаджи добился своего, независимость Индии была бы значительно хуже, чем британское господство; было ощущение, что, если Нетаджи был прав, Ганди ошибался. Пришло время прекратить эти разговоры и выяснить истину», — публикует издание слова экс-парламентария.
Автор книги «Крупнейшее индийское разоблачение» избегает исторических проекций и не желает комментировать предположения, что было бы, если бы Босу, к примеру, удалось привлечь СССР в качестве союзника, и осознавал ли он, с кем имеет дело. Вместе с тем достаточно красноречивым в этом смысле является письмо профессору Луи Фишеру, написанное по просьбе М. Ганди и датированное летом 1946 года. Дхар цитирует отрывок из этого послания в своей книге: «Индийская Армия (колониальная, та, которой руководили британцы. — Авт.) уже не та, какой была во времена Первой мировой. Кроме недовольства среди офицеров, в недрах армии работают революционные группы — и они пророссийские. Если Бос вернется, заручившись поддержкой России, ни Ганди, ни «Конгресс» не смогут справиться со страной....». Возможно, такие опасения были небезосновательными, и вместо британской Индия могла получить советскую оккупацию...
«РОССИЙСКИЙ УГОЛ»
Но вернемся к интригующей «тайне Нетаджи». Многие в Индии склонны считать, что без СССР в ней не обошлось. Согласно одной из версий, после своего исчезновения С.Ч. Бос попал в Сибирь, где встретил свою смерть в сталинском ГУЛАГе. Хотя Дхар эту версию не поддерживает, он уверен, что «российский угол» в этой истории есть, а опасения индийского правительства испортить отношения с иностранным государством касаются как раз России. Именно поэтому документы, которые могут пролить свет на «тайну Нетаджи», не спешат рассекречивать.
«Многие люди в этой стране верят, что после объявленной авиакатастрофы С.Ч. Бос находился в СССР, где был убит Сталиным по заказу Неру. Лично я не соглашаюсь с этой теорией полностью. Я должен руководствоваться доказательствами. И я вижу непрямые доказательства того, что С.Ч. Босс был в СССР. Но я не вижу никаких доказательств того, что Сталин его убил. Более того, в этом не было смысла, поскольку Сталин не любил Неру, — утверждает журналист. — Впрочем, если окажется, что этот человек действительно, как говорят люди, был убит в СССР, это весьма негативно отразится на отношениях Индии и России.
— Какие именно последствия может повлечь за собой рассекречивание «архива Боса» для Индии и России?
— Так же, как во времена СССР, Индия поддерживает с Россией мощные связи в военной и других отраслях. Достойно удивления то, что в то время, как в течение десятилетий мы могли говорить с россиянами на любые темы, вопрос Субхаса никогда не затрагивался адекватно. Я считаю, что Правительству Индии известно о том, что Бос был в СССР, но власть предержащие не признают этого публично. Для россиян такое признание может иметь последствия и на других фронтах. Например, они могут столкнуться с давлением относительно окончательного выяснения судьбы Валленберга после его объявленной смерти в Лубянской тюрьме в 1947 году (Рауль Валленберг — шведский дипломат, который во времена Второй мировой войны спас десятки тысяч евреев и, вероятно, погиб в Лубянской тюрьме, хотя этот факт остается под сомнением. — Авт.). Я общался со многими важными персонами, и все выражают уверенность в том, что Бос был в России. В Индии это что-то вроде широко известной тайны. Но люди у власти не хотят поднимать шумиху относительно такого «просроченного» вопроса».
Попытка добраться до засекреченных российских архивов все-таки была. В книге Дхара этому посвящен целый раздел. Но журналист не считает эти попытки адекватными. И признает, что, прежде чем обращаться к России, Правительство Индии должно рассекретить собственные архивы.
«Оба, президент и премьер-министр, утверждают, что они являются приверженцами Боса. Так почему бы им не спросить россиян о Босе более эффективным образом? В этом смысле Индия должна быть такой же активной, какой была Швеция в деле Рауля Валленберга, а Польша — в деле Катынской трагедии», — считает Дхар.
Правда, если упомянутые в начале текста заявления монаха Миссии Рамакришны в Москве небезосновательны, искать в российских архивах, возможно, уже нечего...
У автора «Крупнейшего индийского разоблачения» своя версия относительно того, как сложилась судьба Боса. Это теория на первый взгляд кажется довольно фантастической, но в своей книге (которая, кстати, доступна в интернет-магазине Amazon.com; правда, только на языке оригинала — английском) автор приводит довольно убедительные аргументы в ее подтверждение. Дхар признает: «железных» доказательств у него пока нет, но анонсирует, что вскоре, возможно, получит безапелляционные свидетельства об истинности своих предположений. Тогда, возможно, еще одна загадка прошлого века будет раскрыта.
Выпуск газеты №:
№33, (2013)Section
Общество