Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тело«в законе»

Легкое поведение грозит тяжелыми последствиями
17 мая, 00:00

Актуальную, известную всем, а многим — в деталях, знакомую проблему подняли в понедельник на презентации книги «Секс-бизнес в Украине: попытка социального анализа» сотрудники Украинского института социальных исследований (УИСИ) во главе с кандидатом социологических наук Ольгой Балакиревой. Речь шла о правовых, экономических, социальных и некоторых других особенностях работы представительниц самой древней профессии в нашей стране. Исследование, которое провели отечественные социологи совместно с UNAIDS (Программой ООН- СПИД в Украине) при поддержке правительства Германии, без преувеличения можно назвать первой в Украине и удачной попыткой научного подхода к рассмотрению столь неоднозначной и дискуссионной темы, как проституция. В рамках проекта УИСИ был проведен социологических опрос 636 женщин, занимающихся секс-бизнесом, в 12 крупных городах нашей страны, подкрепленный фундаментальным анализом законодательного поля деятельности «жриц-любви».

«Есть ли в Украине проституция?» — «Нет...» — «А проститутки?» — «Да!» Популярный в советские времена анекдот сегодня может вызвать смех разве что сквозь слезы. Точных, достоверных данных о количестве проституток у нас в стране, естественно, нет. Однако, по мнению социологов, это не является препятствием для подробного изучения этой темы. «Этого требуют реалии», сказала «Дню» О. Балакирева. Чтобы убедиться в этом, даже не нужно выходить на улицу. Страницы газет, телевизионные сюжеты, сводки правоохранительных органов, погранвойск и МИД полны неутешительной информации. Проституция в Украине приобретает нешуточный размах, а с развалом СССР украинские женщины «без виз», но «по вызову» широко «зарекомендовали» себя на рынке сексуальных услуг во всех точках земного шара.

КАК ПРОДАЮТ СЕБЯ «У НИХ»

На сегодняшний день действует ряд международных соглашений, задающих тон законодательству секс- индустрии практически всех стран. Главное из них — Конвенция ООН 1949 года «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами». Согласно документу, сутенерство и организация проституции считаются противозаконными действиями и влекут за собой уголовную ответственность. Украина присоединилась к Конвенции 15 ноября 1954 года.

Между тем «в законодательных системах разных стран мира секс- индустрия трактуется по-разному», пишут специалисты УИСИ, подтверждая этот очевидный факт на довольно интересных примерах. Условно их можно разделить на три основные группы: страны, проповедующие легализацию торговли телом (декриминационная модель), модель ограниченной легализации и аболиционизм проституции. Наиболее примечательной представляется первая.

Голландия, Германия, Австралия, Греция, Швейцария, Израиль, Турция, Перу, Эквадор и др. давно придерживаются курса толерантного отношения к проституции. «Внедрив эту систему, государство пытается регистрировать секс-работниц, обязуя их постоянно иметь при себе соответствующие медицинские свидетельства», — говорят наши социологи, подчеркивая, что в этих странах доходы от торговли телом облагаются налогами.

Например, в Турции женщина, вышедшая «на дорогу», лишается гражданского удостоверения, взамен которого власти выдают ей удостоверение проститутки и медицинский сертификат, в который каждую неделю вносятся пометки о состоянии ее здоровья («розовая карточка»). В Греции незарегистрированные проститутки считаются нелегальными и в случае задержания несут уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения. В Германии прибыли от торговли телом облагаются налогами под графой «другие». Ставки при этом «являются гораздо более высокими, чем обычные», говорится в исследовании УИСИ. Кстати, прав на снижение тяжелого налогового бремени, пенсионное и социальное обеспечение в старости немецкие женщины «легкого поведения» не имеют (согласно гражданскому кодексу Германии, секс-индустрия не относится к сфере бизнеса). Во Франции государство облагает налогами собственников «домов терпимости» и проституток- одиночек, включая эти прибыли в бюджет государства...

Подобную законодательную мозаику можно складывать довольно долго. Важно другое. Легализация проституции в странах декриминации не только дает возможность государству осуществлять медицинский, финансовый и правоохранительный контроль за рынком сексуальных услуг, но и автоматически переводит сексуальные отношения «вне дома» в режим деловой саморегуляции. Во-первых, несложно предположить, что «желающий» клиент с большей охотой воспользуется услугами «розового дома», а не бесконтрольной «одиночки». А во-вторых, логичная борьба за рынок спроса в секс-индустрии автоматически упорядочивает предложение. По данным экспертов УИСД, 80% проституток Голландии работают в клубах, «освещенных окнах» небезызвестного квартала «Красных фонарей» или агентствах «по заказу». Подобная структуризация, понятно, выгодна и государству. С одной стороны, она упрощает процедуру администрирования налогов, с другой — обеспечивает элементарный порядок на улицах. Закон Норвегии, оказалось, запрещает «уличное вульгарное поведение», а в Германии появление «одиночки» в неустановленном месте в неположенное время может повлечь за собой арест и административное взыскание. В Великобритании (страна придерживается модели ограниченной легализации) «... закон ищет возможностей избежать серьезных неприятностей для общества, когда проститутки находятся в общественных местах, путем запрещения им приставать к клиентам, осуществлять гулящие действия и находиться на обочинах дорог».

В подобной, по украинским меркам, «вседозволенности» цивилизованных стран есть ряд довольно опасных моментов. Проблема тут не только в моральной стороне дела. И даже не в гражданской неполноценности женщин «по вызову». Торговля телом в любом случае и в любой стране — предмет личного выбора, а моральная ответственность, думается, лежит в равной степени и на клиенте проститутки. Как отметила О. Балакирева, полностью регулировать сексуальную индустрию просто невозможно. Социологи УИСД статистикой показывают, что в Афинах, к примеру, в 1995 году было зарегистрировано 400 проституток, около 5000 — нет. В Германии «на учете» стояло около 50000 «жриц любви», в то время как, по приблизительным оценкам, в секс-индустрии страны было задействовано 150000 женщин. «Огромное количество проституток- мигранток не могут зарегистрироваться, поскольку не имеют социального статуса в том или ином государстве, — пишут наши социологи. — Как результат, преимущественное количество женщин сталкиваются не только с наказанием со стороны властей, а отдают себя в руки криминальных дельцов...» Дальнейшие последствия социологи отобразили корректно — «тяжелые испытания с непредсказуемыми последствиями». Из каких государств мигрируют в поисках лучшей жизни женщины? Вопрос, в общем-то, риторический.

КАК И ПОЧЕМУ «У НАС»

Украина, следуя советским традициям, придерживается курса на запрещение и искоренение торговли телом. Вопреки, как отмечают социологи, стремительному падению духовности общества, государство из кожи вон продолжает бороться со всеми проявлениями аморальности своих граждан. Это, безусловно, правильно. Но ведь если существует спрос, то, как ни крути, от предложения никуда не деться. Морализировать же на тему легализации проституции в этом случае, очевидно, не имеет смысла. И никакие законодательные и другие табу тут не помогут. Тем более, что «отсутствие» проституции в СССР, как сказал «Дню» член Запорожской коллегии адвокатов Руслан Синельник, по сути, привело нормативно-правовую базу контроля за секс-бизнесом в Украине в «противозачаточное» состояние. Что тут удивительного, если проституция у нас запрещена, и о какой ущербности законодательства, в таком случае, может идти речь? Ответы на эти вопросы без труда можно найти на тротуарах и обочинах дорог всех крупных городов нашей страны.

До недавнего времени наших «жриц любви» на алтаре Фемиды подвергали «экзекуции» исключительно в форме административных взысканий в рамках статьи 181 главы 14 Административного кодекса Украины. Занятие проституцией (вступление в половые сношения за награду — деньги, ценные подарки, спиртные напитки и т. д.) влекло за собой предупреждение или наложение штрафа от 5-ти до 10-ти необлагаемых минимальных доходов украинских граждан (повторные «действия» на протяжении года — от 8-ми до 15-ти минимумов). Понятно, что подобными мерами пресечения (реликты советского времени) направить женщин «по вызову» на путь истинный так и не удалось. Наоборот — рынок индустрии сексуальных услуг развивался стремительными темпами (чем не пример механизмов государственной дерегуляции предпринимательства?) «Секс- бизнес в Украине на сегодня является социально-экономическим явлением, поскольку его расцвет обусловлен нашими реалиями», утверждают авторы «Попытки социального анализа», указывая на объективные причины расцвета древнейшей профессии у нас в стране (недостаточный для элементарного обеспечения прожиточный минимум, дефицит рабочих мест и т. д.) В этом, несомненно, есть львиная доля правды.

Хотя, по данным опроса социологов, все далеко не так однозначно. 73% проституток свой «профессиональный» выбор объясняют «нежеланием работать за копейки в какой-нибудь конторе», 49% считает, что «секс-бизнес не хуже и не лучше любой другой работы», а двадцати процентам даже «нравится работать в секс-бизнесе». Что это? Окончательное падение нравов и стремление к «быстрому зароботку»? Безысходность? И то и другое? Большинство молодых, незамужних женщин «по вызову» сказали социологам, что оставят сомнительное занятие, как только встретят «настоящего мужчину», на которого можно положиться в жизни, либо же найдут «подходящую работу», с доходом не ниже, чем в секс-индустрии (в среднем — около 800 грн. в месяц). Как бы там ни было, а наше государство явно не в состоянии обеспечить своим гражданам прожиточный минимум в $100—150.

Однако это далеко не самые главные трудности, с которыми столкнулись наши власти, пытаясь искоренить проституцию на законодательном уровне. Далеко не святое, но очень прибыльное место — контроль за секс-бизнесом — после распада СССР пустовало недолго. Функции организации и обеспечения процесса купли-продажи женщин вне правового поля взяли на себя куда более опасные, чем сами проститутки, асоциальные элементы. Что, собственно, и перевело проблему торговли телом в разряд угрожающих и трудноразрешимых.

Вступивший в силу новый Криминальный кодекс (утвержден парламентом первого сентября прошлого года), предусматривает уголовную ответственность «хозяйки» за торговлю своим телом. Соответствующие статьи документа, как сказал «Дню» Руслан Синельник, предполагают уголовное наказание проституток только в случаях распространения «чумы ХХ века» и «систематического предоставления сексуальных услуг». «Очевидно, что доказать первое, равно как и второе, на практике достаточно сложно. Эффективных мер по борьбе с проституцией на сегодняшний день в Украине нет», — подчеркнул юрист. Зато подобное «закручивание гаек» нагнало на не совсем сознательных во всех аспектах правовых отношений гражданок страху в общении со «сводниками». Последние, согласимся с социологами, получили дополнительные возможности шантажировать своих подопечных.

СОЦИОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АБОЛИЦИОНИЗМА

«Девчонки работают на семью, ребенка и на милицию... В честного милиционера я никогда не поверю», — жалуется экспертам УИСИ на еще одну удивительную, но довольно просто объяснимую проблему своей «трудовой» деятельности женщина секс- бизнеса из Харькова. По данным соцопроса, 45% респонденток самым большим своим «страданием» определили «всесилие правоохранительных органов» (для сравнения — только 18% назвали насилие). И проблема тут, кстати, не только в справедливом и добросовестном исполнении служебного долга. Социологи подчеркивают, что «между ними (стражами порядка и «жрицами любви». — Авт. ), по результатам фокус-групп, в разных городах Украины складываются разные варианты отношений», «возможно, зависящие от особенностей криминогенной ситуации в каждом конкретном регионе». «При анализе интервью с разными представителями секс-бизнеса очень часто встречается информация, что правоохранительные органы применяют в отношении женщин принуждение и насилие, вымогают деньги, бьют». А также, вероятно, дополняя букву Криминального кодекса собственной инициативой, применяют такую форму «наказания», как «субботники» (бесплатное предоставление сексуальных услуг).

Вместе с тем, как говорят специалисты УИСИ, «очень часто правоохранители используют женщин как ценный источник информации о преступном мире». И, в качестве примера, приводят откровение донецкой женщины «по вызову», мол, «милиция требует информацию о сутенерах, клиентах». О времена, о нравы? Но даже такие откровения проливают свет на проблему отношений проституток и представителей власти далеко не в полной мере. Из компетентного источника «Дню» стало известно, что некоторые сотрудники правоохранительных органов, ко всему прочему, охотно выполняют функцию налогового органа в сфере секс-индустрии «без крыши». И, как выяснилось, совсем не по-божески: в зависимости от ряда факторов «налоговая ставка» колеблется от 10 до 30%. В бюджет эти деньги, естественно, не поступают. Что потеряет государство, взяв проституцию под свой контроль официально? Данные социологов оставляют этот вопрос без ответа.

«В действительности проститутки в Украине представляют собой практически незащищенную категорию населения», — подчеркнула «Дню» О. Балакирева. Социологический опрос показал, что около 60% женщин «по вызову» сталкивались с различными проявлениями физического насилия. При этом имеет место тенденция к увеличению фактов сексуального изнасилования в зависимости от протяженности работы женщин на рынке сексуальных услуг. Самыми небезопасными для проституток регионами в этой связи социологи определили юг Украины (68% опрошенных). Относительно спокойным — Киев (только (!) две пятых опрошенных «столичных бабочек» указали на сексуальное насилие над ними). 67% респонденток называют насильниками своих клиентов, 35% — незнакомцев. «В милицию зря обращаться. Они говорят: вы сами выбрали этот путь. Вот сами и разбирайтесь», — так оценивает, по словам социологов УИСИ, проститутка из Николаева свою защищенность! Впрочем, что тут говорить, когда 27% опрошенных назвали своими насильниками представителей правоохранительных органов.

Между тем следует отметить, что, находясь на социальной обочине общества, «жрицы любви» способны приносить неприятности, которые не «покроет» даже счастливое удовлетворение самых смелых сексуальных фантазий. Согласно данным социсследования, только около половины женщин, вовлеченных в сферу секс- бизнеса, регулярно пользуются средствами контрацепции, более 66% практикуют открытый секс, 37% опрошенных признались, что болели венерическими заболеваниями (из них 9% подхватили заразу, «проработав» до шести месяцев), каждая шестая женщина соглашается на открытый контакт за дополнительную плату, каждая четвертая «жрица» употребляет инъекционные наркотики. Подобные «прелести», которые можно получить от проститутки в довесок к наслаждению, можно продолжать до бесконечности. Важно другое. Большая часть опрошенных указала на трудности в получении медицинской помощи. Зачастую им отказывают даже в элементарном медосмотре. «Тенденция к распространению СПИДа и венерических заболеваний», — назвала О. Балакирева «Дню» две основополагающих мотивации к изучению проблем секс-бизнеса в Украине. Трудно предугадать, каким образом будут выходить из сложившейся ситуации наши власти. В любом случае каждому нормальному гражданину перед тем, как воспользоваться услугами «по вызову», было бы не лишним прикинуть, стоит ли игра свеч.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать