Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Теоретический «шаг навстречу»

Новая Стратегия для переселенцев и... шесть старых проблем
01 ноября, 10:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Кто знает, как восстановить пенсию по инвалидности и соцвыплаты для переселенца, если ты прописан во Львове, а живешь в Киеве?» — с таким вопросом недавно обратился гражданин Х к юристам-волонтерам, которые работают с внутренне перемещенными лицами. Это обращение относительно свежее. Казалось бы, за три года военных действий на востоке Украины государство должно было бы продумать все механизмы, чтобы переселенцы не чувствовали себя ненужными, ограниченными в правах, дискриминированными и оставленными со своими бедами один на один. Соответствующие документы появляются, но ситуация не меняется.

УДАРЕНИЕ НА ИНТЕГРАЦИИ

Два года назад Министерство социальной политики разработало, а Кабмин утвердил Комплексную государственную целевую программу по поддержке, социальной адаптации и реинтеграции граждан Украины, которые переселились с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции в другие регионы страны, на период до 2017 года.

Документ сразу раскритиковали общественные активисты, поскольку он не решал вопрос жилья, работы, льготных кредитов для ведения малого бизнеса и т.п. Поскольку программа завершается в этом году, на замену ей Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц подготовило и вынесло на общественное обсуждение Стратегию интеграции внутренне перемещенных лиц и внедрения долгосрочных решений относительно внутреннего перемещения на период до 2020 года.

Из нового и позитивного — стратегия довольно подробно прописывает путь интеграции переселенцев в жизнь новых городов и сел. Ведь научиться жить в новой среде — так же, как впустить в свою жизнь чужих, не всегда просто. Поэтому планируется провести мониторинг состояния интеграции внутренне перемещенных лиц в принимающих громадах, поддержать их финансово из государственного бюджета, научить громады вести диалог с переселенцами и властью. Также есть намерение внедрить льготные финансово-кредитные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса внутренне перемещенных лиц.

Кстати, во многих регионах такие программы принимаются на местном уровне. Так, Северодонецкая городская рада недавно предложила программу льготного кредитования молодежи, включив в нее переселенцев и участников АТО. Ориентировочно это охватит сотню семей.

ВРАЗРЕЗ С ПОЗИЦИЕЙ ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ

Активисты давно просили государство о льготных кредитах для приобретения жилья переселенцам. В новой Стратегии этого пока нет. Зато МинВОТ предлагает гарантировать законом приоритетное право ВПО на получение социального и временного жилья и еще — уменьшить ставку налога для тех, кто сдает в аренду жилье перемещенным лицам.

Однако льготные кредиты для переселенцев по государственной программе «Доступное жилье» предлагает Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Почему-то Стратегия не содержит эту информацию. В разработке документа не принимали участие другие ведомства, что является большим минусом.

«Мы понимаем, что эта Стратегия разрабатывалась в рамках одного министерства, но этот вопрос входит в полномочия многих ведомств, — отмечает Ольга Гвоздева, координатор по адвокации общественной организации «Донбасс SOS». — Если мы говорим о блоке пенсионного обеспечения, прописанного в Стратегии, то к его разработке должны привлекаться сотрудники Министерства социальной политики и Пенсионного фонда. Если речь идет о решении вопросов жилья, то к этому должен приобщаться Минрегионстрой. Потому что в настоящий момент прописанные в Стратегии вещи идут вразрез с позицией и действиями других министерств. Когда перемещенным лицам приостанавливают выплату пенсий, то, если они не имеют справки переселенца, вмешаться в проблему должен Минсоц и Пенсионный фонд. Но они этого не делают. Эта Стратегия подтверждает, что для Кабмина внутренне перемещенные лица не являются приоритетом. Впрочем, очень надеюсь, что Стратегию примут. Сейчас мы готовим к ней предложения, но не хочется, чтобы это был сугубо декларативный документ, а МинВОТ осталось с ним один на один — как в разработке, так и в выполнении».

ВСЕ ЕЩЕ НЕРЕАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ

Другое предложение Стратегии — материальная компенсация за потерянное имущество на неподконтрольной территории. В парламенте зарегистрирован соответствующий законопроект. МинВОТ предлагает создать новую процедуру расследования и проверки права собственности и других имущественных прав на жилье, землю и другое имущество, внедрив реестр разрушенного или поврежденного недвижимого имущества. И, соответственно, разработать долговременную программу компенсации и восстановления нарушенных имущественных прав. Но протолкнуть законодательно механизм компенсации за потерянное имущество трудно.

«С 2014 года мы говорим, что эта ситуация подпадает под действие закона о борьбе с терроризмом, — объясняла народный депутат Наталия Веселова на своей странице в «Фейсбуке». — Если в результате террористической деятельности жилье уничтожено, то государство компенсирует человеку его стоимость. Реальность иная — в Украине никто компенсацию не получает. Суды постоянно отменяют решения первых инстанций о необходимости возмещения. А после принятия закона о реинтеграции Донбасса выйдет, что одни люди будут жить по законам 2014—2017 гг., а другие будут употреблять термины и право 2017 года. Поэтому ничего не изменится для тех, у кого жилье разрушено до 2017 года».

«НЕЗАМЕЧЕННЫЕ» ПРОБЛЕМЫ

Активисты опасаются, что новая Стратегия повторит путь предыдущей программы. Как и «предшественница», Стратегия не прописывает конкретных сумм, выделенных на нее из госбюджета. А старая программа из-за этого демонстрирует практически нулевые результаты.

«Последний отчет по выполнению программы до 2017 года готовился в конце лета. Областные администрации пишут, что они сделали, — рассказывает Ольга Гвоздева. — В это описание включают абсолютно все: какие международные программы у них действуют, какие общественные организации работают, часто описывают то, что сделали негосударственные органы. В старой концепции есть интересные моменты, например, о том, чтобы исследовать потребность ВПО в проживании в сельской местности. Мы такого исследования не видели».

Как отмечает активистка, есть еще несколько проблем переселенцев, которые Стратегия вообще не задевает. «Например, упрощение механизмов получения и восстановления социальной помощи и отдельно — пенсий. Ведь все проверки показывают, что существующие механизмы дорого обходятся управлениям соцзащиты, часто недейственны и дискриминационны по отношению к ВПО, — констатирует Ольга Гвоздева. — Вот недавно приняли изменения относительно получения соцвыплат. По ним от проверок управлениями соцзащиты освобождаются переселенцы, которые являются военнослужащими и государственными служащими. Но почему такая дискриминация? И эта проблема искусственная. Если проблемы жилья и трудоустройства системны, их причины более-менее понятны, то последняя полностью лежит в плоскости решения вопроса Кабмином и Верховной Радой. Так же и полноценное участие в жизни громады. До сих пор переселенцы не могут голосовать на местных выборах, за соответствующий законопроект парламент еще не брался. И эти два аспекта не прописаны в стратегии».

Что больше всего волнует переселенцев:

1 Поиск жилья. Как часть вопроса — появление льготных кредитов на его приобретение.

2 Трудоустройство. В частности, поддержка малого и среднего бизнеса.

3 Механизм получения соцвыплат и пенсий.

4 Компенсация за разрушенное или поврежденное из-за боевых действий имущество.

5 Интеграция в новые громады.

6 Обеспечение избирательных прав. Возможность голосовать на местных выборах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать