Территория мира с отголоском войны
Как на Луганщине преодолевают последствия вооруженного конфликта![](/sites/default/files/main/articles/01062016/11lisichansk.jpg)
Во время многодневного визита в Луганскую область, организованного Украинским кризисным медиа-центром, журналисты из Николаевской и Херсонской областей имели возможность пообщаться с представителями местной власти, общественными активистами, волонтерами, журналистами и простыми жителями, чтобы своими глазами увидеть ситуацию, сложившуюся в результате военных действий, которые до сих пор продолжаются на востоке страны.
ЦИФРЫ
Как рассказала заместитель главы Луганской военно-гражданской администрации (в настоящее время расположенная в г. Северодонецке) Ольга Лишик, в результате вооруженного конфликта Луганщина понесла убытки на почти 9 миллиардов гривен. Повреждено и разрушено свыше 9 тысяч объектов электро-, газо- и водоснабжения, водоотвода, промышленности, мостов, дорог, объектов социальной сферы, жилые дома, осталось немало заминированной территории. Война заставила бежать от снарядов сотни тысяч украинцев. В Луганской области на 28 апреля этого года официально зарегистрировано 262 702 внутренних перемещенных лица. Масштаб трагедии сложно себе представить... Всем этим людям нужна помощь: от элементарной одежды до восстановления зданий и лечения тяжелых травм, полученных после обстрелов.
С минувшего года, рассказывает Ольга Лишик, государство увеличивает финансирование Луганщины. Впрочем, без волонтеров и международных организаций ситуация была бы крайне тяжелой. А так, общими силами, область пытается вернуться к мирной жизни там, где это возможно. Отстроили 262 социально важных объекта: 106 домов, 36 заведений спорта и культуры, 22 школы, 27 объектов ЖКХ, 44 объекта дорожной инфраструктуры, капитальные ремонты провели в 11 медицинских учреждениях... Но проблем, которые заметны невооруженным глазом, — хватает. Боевые действия продолжаются, а значит, увеличивается количество переселенцев, мирные жители, которые живут вдоль линии разграничения, теряют дома, часто не могут или не хотят покидать хозяйства, а потому попадают под обстрелы, становятся инвалидами и даже погибают.
ВОЙНА В ГОЛОВАХ
Большинство наших собеседников, говоря о причинах и путях разрешения конфликта, утверждают: самое важное остановить российскую пропаганду, которая до сих пор свободно распространяется не только на оккупированных, но и на подконтрольных Украине землях и разжигает войну в головах людей. «Не буду говорить о какой-то контрпропаганде, ведь наше главное оружие — правда, — говорит Ольга Лишик. — Это ответственность власти: объяснять, что Украина делает для возврата территорий, как помогаем пострадавшим, какими являются последствия поддержки псевдореспублик. Но и журналисты не должны манипулировать, а говорить очевидные, понятные вещи. На областном телевидении мы запустили прямой эфир, доступный и на оккупированной территории. Приглашаем гостей в студию, общаемся по телефону со зрителями, рассказываем о ситуации с пунктами пропуска, социальными выплатами, о местах ведения боевых действий. Это большое достижение для нас, но теле- и радиопространство нужно расширять, равно как и адекватные печатные издания. Скоро к нам приедут члены комитета ВР по вопросам свободы слова. Повезем их на пограничные территории, покажем, какой контент звучит на радиостанциях. Будем искать пути влияния».
ВОЛОНТЕРЫ — НУЖНЫ
Сегодня звучат вопросы, нужны ли еще волонтеры, ведь армия якобы сыта и обеспечена. На Луганщине отвечают однозначно: волонтеры — нужны. Только теперь их помощь более глобальная и точечная. Так работают представители Гражданского военного сотрудничества ВСУ в Северодонецке.
«Перед нами стоит несколько задач: налаживание связи с органами местной власти и поднятие престижа ВСУ, особенно в глазах местного населения, а также — предоставление помощи людям, которые пострадали в зоне конфликта, — говорит командир группы Гражданского военного сотрудничества ТУ «Луганск» полковник Александр Савенко. — В последнее время мы начали уделять много внимания детям. Проводим уроки мужества и достоинства, тренинги по минобезопасности, приобщаемся к военно-патриотическим играм... И что важно, дети сами заинтересованы в этом. Мы должны воспитывать здесь патриотов, что упорно не делалось в предыдущие годы. Знаете, 12 лет назад я уволился из вооруженных сил. Теперь вернулся. Я родом из Донбасса, там, где я вырос, — уже оккупированная территория. Я знаю, почему так случилось и теперь хочу использовать возможность помочь людям, чтобы это не распространилось дальше».
ДОМ, БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОСТРАДАВШИЙ В ГОРОДЕ ЛИСИЧАНСК. ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ВЫДЕЛЕНО 26 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН КОМПЕНСАЦИИ СТОИМОСТИ ЖИЛЬЯ БЫВШИМ ЖИТЕЛЯМ. ЗДАНИЕ ПРИЗНАНО АВАРИЙНЫМ И БУДЕТ РАЗОБРАНО
«Здесь мы начинали с маленьких дел. Например, в детском доме с. Горное провели праздник Николая. Не секрет, что на востоке его мало отмечают. Но мы приехали к детям, рассказали, договорились, что они напишут письмо святому Николаю. И под каждое письмо мы сделали подарки, которые вручал военный в костюме Николая. Пару недель назад мы опять были у этих детей. И каждый из них до сих пор помнит о том празднике, — рассказывает заместитель командира группы ТУ «Луганск» подполковник Андрей Рысюк. — Убежден, что сегодня нужно заниматься конкретными и заметными делами. Не ради пиара, а ради результата, чтобы никто не смог опорочить нашу деятельность, чтобы всем было видно, что сделано доброе дело, и как бы ни старалась вражеская пропаганда, люди будут знать правду. Мы столкнулись с духовными и гуманитарными проблемами. Поэтому одно из направлений работы — церковь. Мы общаемся с батюшками московского патриархата, убеждаем, объясняем, даже перевоспитываем тех, кто агитирует за «русский мир». Но мы также и восстанавливаем их храмы. Самое тяжелое — это разочарование. А для многих церковь — важное место. Также есть проблема с местными СМИ. Они как будто не видят, кто против кого воюет, а следовательно, пишут абсолютно неадекватные материалы, а иногда откровенно пророссийские. Как по мне, все это происходит из-за того, что за последние годы украинцы меньше начали общаться между собой, ездить в другие регионы. В частности и в армии. Поэтому совместно с властью Ровенской области мы положили начало нескольким проектам, которые помогут молодому поколению стирать эти выдуманные грани. Это учеба детей в вузах на западе Украины и в Киеве, содействие их вступлению в военные училища, а также оздоровление в санаториях».
РАЗВИВАТЬ СВОЕ ДЕЛО
Внутренне перемещенным лицам обычно непросто найти себя на новом месте. На Луганщине, как и по всей стране, невысокая средняя заработная плата, а рабочих мест немного. Люди, которые убежали от войны на подконтрольную Украине территорию, сталкиваются с довольно большими проблемами: жилье, работа, помощь родным, которые остались по другую сторону... Однако опыт показывает, что люди инициативные, с желанием двигаться вперед и преодолевать трудности, находят способ держаться на плаву. Один из таких способов предлагает международная организация Mercy Corps.
«Мы выдаем микрогранты для основания своего бизнеса, — рассказывает менеджер программ по чрезвычайной помощи Mercy Corps Брайан Милаковски. — Сначала проводим тренинги для заинтересованных групп, где учим подготовить бизнес-план, предпринять первые шаги на рынке тех или иных товаров и услуг. Когда люди пишут приемлемые проекты, мы даем им 500 долларов США. На сегодняшний день выдали 800 таких грантов. Это хоть и небольшие деньги, но люди часто добавляют свои сбережения и открываются».
С помощью этого гранта свое дело начала Галина Севидова из оккупированного сейчас Первомайска. «Дом мой разрушен. Выехали с мамой в Северодонецк. Сложно было с работой, но помогла эта программа, — говорит пани Галина. — Я купила швейную машину, ткани и начала шить постельное белье. Это небольшой бизнес, но на жизнь хватает и позволяет не впадать в депрессию».
Бывший житель Донецка Михаил Ковых тоже нашел работу благодаря Mercy Corps. «Я давно занимаюсь ремонтом холодильного оборудования. Но из-за оккупации пришлось уехать оттуда. Потерял жилье, переехал в г. Рубежное на Луганщине. Когда услышал об этой программе, не очень верил, что это возможно, но написал бизнес-план и получил деньги, — говорит Михаил. — Хватило на часть оборудования, что-то докупил за свои. Дал рекламу, начали звонить люди. Процесс пошел. Помогаю матери, которая остались в Донецке. А там ситуация нерадостная... Но нужно жить дальше. Я думаю, в Украине все наладится, закончится война, и люди вернутся домой».
Выпуск газеты №:
№95, (2016)Section
Общество