Терроризм или хулиганство?
Мнение относительно взрывов в Житомире высказывают директор пострадавшей фирмы «Мириса» и один из руководителей местной милицииЗа полгода злоумышленниками было совершено четыре взрыва: три первых — на объектах фирмы, а последний — на квартире матери ее совладельца и генерального директора Сергея Мирошникова. В результате «Мирисе» нанесен ущерб в десятки тысяч долларов США, один человек получил ожоги. С просьбой прокомментировать эту ситуацию корреспондент нашей газеты обратился к Сергею Мирошникову.
— Сергей Алексеевич, о вас часто говорят, что вы пытаетесь отойти от уголовного «покровительства». Как это «Мирисе» удается?
— Мы пытаемся построить работу цивилизованно, учитывая ту правовую среду, в которой находимся. Чем большую официальность приобретает бизнес, тем быстрее он отдаляется от уголовных кругов. Но так строить бизнес в нашем государстве очень и очень нелегко.
Законы у нас часто принимаются задним числом, да они еще и противоречат друг другу. Добавим десятки подзаконных актов, которые переворачивают их с ног на голову. Это касается и базовых законов, начиная с законов о налогообложении прибыли, добавленной стоимости, и более мелких — о кассовых аппаратах и отчислениях на дорожные работы, например. Вообще, перечень законов, принятия которых ожидают предприниматели, занял бы с десяток страниц.
— А какой закон сейчас больше всего нужен вашей фирме?
— Хотя бы закон об оружии. Государство не может гарантировать безопасность гражданам. В то же время, государство не дает возможности гражданам защищаться самим, из-за отсутствия закона об оружии. И создается ситуация, когда криминал вооружен, а нормальные люди беззащитны.
— Удастся ли тем, кто хочет заставить вас принять какие-то их условия, сделать это? Потому что уже, кажется, сейчас ваши «доброжелатели» подбираются к вам лично?
— Наша фирма настолько завязана во взаимные обязательства между партнерами, поставщиками, банками и так далее, что уже не может выйти из игры. И независимо от того, буду я ее директором или кто-то другой, или изменятся какие-то другие условия. Что касается меня лично, то я пытаюсь делать дело, а не загадывать, что там и как выйдет — человек предполагает, а Бог располагает. Понятно, что мы делали и будем делать все возможное для обеспечения организации нашей безопасности. И фирма увеличила до $20 тысяч сумму вознаграждения тому, кто предоставит следствию существенную информацию. И я еще имею где-то слабую надежду, что преступники поймут бесперспективность подобных действий.
Одновременно корреспондент «Дня» обратился за комментарием к первому заместителю начальника Управления МВД в области полковнику милиции Владимиру Прокопчуку.
— Как квалифицированы преступления по случаям взрывов, так или иначе связанные с фирмой «Торговый дом «Мириса»?
— По всем этим случаям возбуждены уголовные дела. Сейчас они находятся в производстве УМВД в области, квалифицированы по признакам преступлений, предусмотренным статьей 206 Уголовного кодекса Украины. Это хулиганство.
— А не усматриваются ли в них признаки террористических актов?
— На сегодня не усматриваются. Мы считаем, что все это совершается на основе конкуренции.
— Но мне приходилось слышать, что квалификация «терроризм» в данном случае не применяется, чтобы область не «прогремела» на всю Украину по такому тяжелому и пока редкому у нас виду преступности.
— Нет, признаки терроризма не усматриваются.
Когда этот материал уже был подготовлен к печати, стали известны некоторые подробности задержания преступников, терроризировавших «Мирису».
Как рассказал на пресс-конференции, созванной по этому случаю, начальник УМВД в области генерал-майор Борис Самарский, в составе названной группы четырнадцать человек — это жители областного центра (среди них один гражданин США), а еще — жительница Киева. По словам генерала, заказал взрывы 24-летний руководитель одной из житомирских фирм, который таким образом хотел избавиться от конкуренции со стороны «Мирисы». Требования злоумышленников содержались, в частности, в анонимных письмах, которые приходили в «Мирису», а также в горисполком, Управление МВД в области и некоторые местные средства массовой информации. В то же время в них звучали угрозы осуществить взрывы в зданиях горисполкома и Управления МВД. Непосредственно организацией и осуществлением взрывов занималось шесть человек. Плата за их выполнение колебалась в пределах от 1500 до 300 долларов США за каждый. Все примененные устройства были самодельными. Тротил, порох, зажигательные шнуры, детонаторы «доставались» со складов, расположенных в Житомире армейских частей. Журналистам были продемонстрированы изъятые у задержанных взрывные патроны. Главные подрывники разбирались в изготовлении и применении взрывчатки, один из них недавно уволился из армии. Преимущественно это молодые люди в возрасте 24-25 лет. Группа, по словам Б.Самарского, готовила новые взрывы. Конечной целью этих акций должно было стать полное уничтожение «Мирисы» как коммерческой структуры. Связь с другими преступными группами пока не установлена.
Отвечая на вопрос корреспондента «Дня», генерал сказал, что квалификация преступлений, по признакам которых возбуждено уголовное дело, по этим случаям будет изменена с «хулиганства» на «умышленное повреждение имущества» (статья 145, часть вторая Уголовного кодекса Украины, согласно которой предусмотрено наказание до восьми лет лишения свободы). Его первый заместитель Владимир Прокопчук добавил, что, возможно, кое-кому из подследственных будет предъявлено также обвинение в незаконном хранении огнестрельного оружия. Шестеро из задержанных признали себя виновными и написали явки с повинной. Следствие по этому делу продолжается.
В то же время в разговоре с корреспондентом «Дня» генеральный директор «Мирисы» С.Мирошников заметил, в частности, что среди руководителей серьезных конкурирующих фирм он не знает таких, которые бы, по его мнению, могли пойти на организацию упомянутой серии взрывов против возглавляемой им фирмы, а окончательные выводы о вине задержанных и подозреваемых лиц должен сделать суд. Что касается обещанной суммы в $20 тысяч, то он сказал, что после приговора суда относительно заказчиков и исполнителей «взрывных» акций фирма будет готова определенным образом вознаградить тех, кто больше всего содействовал их прекращению.