Перейти к основному содержанию

Тест на выживание для больниц

Ликвидация медучреждений «Укрзалізниці» провоцирует вопрос: удержатся ли на плаву другие заведения в рамках запланированной автономизации?
09 июня, 09:33
24 МАЯ 2016 ГОДА, КИЕВ. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПРОТЕСТА РАБОТНИКОВ ЛИНЕЙНОЙ ПОЛИКЛИНИКИ СТАНЦИИ РОМНЫ ПОД КАБИНЕТОМ МИНИСТРОВ. ВРАЧИ ПИКЕТИРОВАЛИ ЗДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. НАКОНЕЦ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОМАН ВАСИЛИШИН ПООБЕЩАЛ, ЧТО МИНЗДРАВ СОЗДАСТ СПЕЦИАЛЬНУЮ КОМИССИЮ ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЗАКОННОЙ ЛИКВИДАЦИИ ПОЛИКЛИНИКИ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Почти неделю сотрудники линейной поликлиники станции Ромны УТОО «Південна залізниця», что на Сумщине, шли пешком в Киев. Это шествие — акция протеста и в то же время попытка вызвать чиновников на диалог. Роменская поликлиника, как и остальные медучреждения, подчиненные «Укрзалізниці», сейчас ликвидируются, а их персонал остается без работы. Роменчане не нашли компромиссных решений с местными органами власти и двинулись в столицу. Несколько дней они митинговали под Кабмином, Верховной Радой и Администрацией Президента. Хотели услышать четкие разъяснения: как действовать дальше, в частности, где трудоустраиваться.

«Под Кабмином разбили палатки, попробовали провести переговоры с Павлом Розенко или Вячеславом Кириленко (вице-премьер-министрами. — Авт.). Люди были готовы даже голодать, пока не решится этот вопрос, — рассказывает Валентина Коробка, глава Свободного профсоюза предпринимателей Украины, которая помогла медикам с проведением митингов. — Железнодорожные учреждения в Ромнах, Гребенке, Козятине, Жмеринке, Львове и других городах передаются на содержание местных бюджетов, у которых нет денег. В Ромнах сотрудники на протяжении пяти месяцев не получают заработную плату, чиновники городского совета говорят лишь об имуществе, а не о людях. «Укрзалізниці» не нужны на балансе эти убыточные предприятия. В Ромнах обещали создать медико-санитарный центр для обслуживания жителей города, но после выборов решили присоединить поликлинику к центральной районной больнице, где предлагают работу на неравноценных должностях. Говорят, что вместо поликлиники вообще хотят открыть косметологический центр».

ЗАЛОЖНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Недовольство людей можно понять: их сделали автоматически безработными, не предлагая никакой альтернативы. Вообще медицинская реформа, которая хоть и медленно, и все же проводится, предусматривала перевод ведомственных больниц в единую структуру медицинских заведений. Органы местной власти должны были решить, в каком формате будут существовать дальше эти больницы, с каким финансированием и какими функциями. Поскольку средств на их содержание в местных бюджетах мало или совсем нет, заведения просто расформировывают. На взгляд проектного менеджера реформы здравоохранения Национального совета реформ Павла Ковтонюка, железнодорожные медучреждения стали заложниками системы.

«Министерство здравоохранения стоит на позиции интеграции заведений в единое медицинское пространство, что и предусматривает реформа. Но это дело не одного дня, и до тех пор «Укрзалізниця» имеет право делать все, что хочет, — объясняет эксперт. — В идеале это должно было бы выглядеть иначе. Железнодорожными медучреждениями стоило заняться два года назад. Эти заведения оказывают помощь не только железнодорожникам, но и всем жителям, и можно было собрать информацию о реальных обращениях в них пациентов и принять решение, что в плане оптимизации больничных учреждений им отводится надлежащее место. Ведь часто эти больницы имеют лучшие условия обслуживания и внутреннее страхование, поэтому их можно было бы использовать в качестве точки роста в единой системе медицинских заведений».

«СТРАХОВАЯ МОДЕЛЬ ВЫЯВИТ САМЫХ СИЛЬНЫХ»

Этот шанс теперь потерян, а с принятием закона об автономизации медицинских заведений, который прошел первое чтение в парламенте, подобные риски могут постичь и остальные больницы. Автономия предусматривает, что заведения должны пройти реорганизацию: стать коммунальными некоммерческими предприятиями и самостоятельно распоряжаться средствами, полученными из бюджета, то есть им придется научиться выживать самостоятельно. Органы государственной власти и органы местного самоуправления получили рекомендацию от парламента, что до декабря 2017 года должны принять меры для завершения реорганизации заведений здравоохранения, им подчиненных.

Так если на местах снова не найдется средств на содержание районных больниц, фельдшерских пунктов и тому подобное, их тоже закроют, медперсонал лишат работы, а общество — возможности получать медицинские услуги? Павел Ковтонюк убежден, что деньги на содержание больниц все же будут, другой вопрос, смогут ли заведения воспользоваться всеми преимуществами финансовой и управленческой автономии. Для большинства больниц это станет тестом на выживание, который пройдут самые конкурентоспособные.

«После автономизации, когда состоится переход на страховую модель медицины, на заказ медицинских услуг, мы обнаружим, что во многих больницах этих услуг мало или они плохие, и с этим нужно будет что-то делать. Такая ситуация точно будет, потому что у нас очень большое число больниц на количество населения, — добавляет Павел Ковтонюк. — Страховая модель выявит, кто останется. А останутся те, кто лучше всего конкурирует на рынке медицинских услуг, к кому реально идут люди. Ситуация с железнодорожными заведениями драматична, потому что к ним действительно шли пациенты».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать