Тихая образовательная революция
Почему все больше украинцев получают новые навыки и профессии на онлайновых курсах
Преподаватель Гарвардского университета и школьник из поселка Магдалиновка в Днепропетровской области. Как обычному украинскому ребенку изучать программирование у лучших преподавателей? Благодаря онлайновому обучению это вполне возможно.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Массовые открытые онлайновые курсы — сравнительно новая тенденция в образовании, которую уже называют революционной. Впервые их запустили осенью 2011 года в Стенфордском университете. Тогда удалось собрать огромную аудиторию — некоторые из курсов имели свыше 160 тысяч слушателей. С тех пор популярность онлайновых курсов в таком формате стремительно росла.
Чем массовые открытые онлайновые курсы отличаются от обычных видеозаписей лекций? Во-первых, тем, что предоставляют возможность интерактивного общения студентов между собой и с преподавателями. Также в этом формате предусматривается прием экзаменов и промежуточных заданий в режиме онлайн. Такое обучение отличается удобством и содержит в себе все преимущества дистанционного образования. Лекции состоят из коротких видеороликов. Задания подаются в виде тестов, возможны и творческие работы — не всегда на оценку. Помимо этого, слушатели курса могут получить дополнительные материалы: презентацию лекции, статьи по отмеченной теме, данные для обработки и т.п. Платформы онлайновых курсов обеспечивают общение слушателей между собой и с преподавателем в формате форума. Обычно обучение на таких курсах бесплатное.
Ведущими платформами для онлайн-обучения в мире сегодня считаются Coursera, edX, Khan Academy и Udacity, самые популярные курсы на которых собирают сотни тысяч слушателей. С 2014 года такие платформы начали появляться в Украине, это Prometheus, EdEra, ВУМ online.
«В УКРАИНЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ ДОЛЖНЫ СЛУШАТЬ МИЛЛИОНЫ»
«Мы уже имеем немало успешных кейсов. Например, когда 15-летний парень начал учиться на наших курсах, а в 16 получил работу программистом в стартапе», — рассказывает Иван ПРИМАЧЕНКО, основатель Prometheus, первых на постсоветском пространстве открытых онлайновых курсов. Идея создания проекта возникла у него после собственного опыта обучения на онлайновых курсах Гарвардского университета, где он, историк по специальности, за несколько месяцев освоил основы программирования. По его мнению, основной навык ХХІ века — уметь учиться самостоятельно, а массовые открытые онлайновые курсы должны вызвать в Украине образовательную революцию.
Платформу Prometheus Иван Примаченко основал вместе с преподавателем «Киевской политехники» Алексеем Молчановским. На сайте уже доступно свыше 50 бесплатных онлайновых курсов. «Как создать стартап», «Бизнес-английский», «Обработка и анализ крупных данных», «Урбанистика: современный город», «История Украины: от Второй мировой войны до современности», «Наука повседневного мышления»... Тематика самая разнообразная.
На Prometheus зарегистрировано свыше 300 тысяч слушателей. «Учитывая то, что мы не имеем рекламного бюджета, темпы роста популярности платформы высоки. Зарегистрированных много. С другой стороны, для страны, где проживает 46 миллионов, есть еще очень большой запас распространения. Онлайновые курсы должны слушать миллионы, а не тысячи», — отмечает Примаченко.
Не только частные лица, но и государство начинает использовать массовые онлайновые курсы. «ProZorro использовали наши курсы, чтобы научить членов закупочных комитетов, как переходить с офлайна в онлайн через их систему. Из 20 тысяч людей, которые прошли этот курс, почти 15 тысяч слушали его на Prometheus, — комментирует Иван Примаченко. — Также у нас можно прослушать курс «Как подать е-декларацию».
Все активнее начинают использовать массовые онлайновые курсы частные компании. Говорит основатель Prometheus: «Аудиторско-консалтинговая компания Ernst&Young запустила у нас свой курс бухгалтерского учета. Они используют его как первый этап отбора на стажировку у себя».
«ОФЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТЫ НЕ МОГУТ КОНКУРИРОВАТЬ СО СМЕШАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ»
Платформы открытых онлайновых курсов призывают образовательные заведения к сотрудничеству, предлагая внедрять так называемое смешанное обучение. Такой формат предполагает использование видеолекций в качестве базового ознакомления с темой, а встречи в аудиториях отводятся для обсуждения важнейших вопросов и окончательного оценивания знаний студентов.
Смешанное обучение также инициируют в Украине, однако в этом вопросе еще остается много проблемных нюансов. «Онлайн-обучение — это не альтернатива, а непременная образовательная составляющая через смешанное обучение, — уверяет Иван Примаченко. — Дело в том, что многие университеты стали очень профанационными — они вообще не дают реального образования, а только имитируют учебный процесс. Поэтому определенным образом онлайн-образование парадоксально стало альтернативой. Люди вместо университетов учатся на онлайновых курсах, чтобы получить новые навыки и профессию. Это сугубо украинская специфика».
Благодаря смешанному обучению мы можем создать курсы программирования в школах, быстро их распространить и сделать Украину третьей страной в мире после Эстонии и Финляндии, где каждому школьнику преподают программирование! Смешанное обучение — это то, что может запустить процесс изменений уже сейчас, а не через десять лет, когда заработают классические элементы образовательной реформы
По мнению основателя Prometheus, для тех университетов, где занимаются действительно обучением, а не имитацией, онлайн и офлайн не являются антагонистами. Напротив, есть примеры, когда именно разные способы преподавания являются наиболее эффективными. «В смешанном обучении мы видим наивысшее качество, наибольшую гибкость и возможность радикально повысить учебные результаты. Например, смешанное обучение в Массачусетском институте дало результат улучшения успеваемости на 35%. В Украине можно ожидать еще большего прироста», — говорит Примаченко. Кстати, одно из преимуществ инновационного подхода — можно видеть реальную статистику того, как студенты проходят онлайновые курсы.
«В Украине немало опасений в отношении внедрения онлайновых курсов. Мол, их интеграция в учебный процесс в университете вытеснит преподавателей, которые станут ненужными, — продолжает Иван Примаченко. — Это вовсе не так. Формат смешанного обучения снимает с преподавателей нагрузку, связанную с начитыванием лекций, проверкой заданий, тестов и т.п. Это автоматизирует процесс и позволит преподавателям сфокусироваться на действительно интересной творческой работе: взаимодействии со студентами и индивидуальных консультациях».
Поэтому, по словам основателя Prometheus, смешанное обучение — это будущее образования. «Нельзя пренебрегать возможностью использовать в учебном процессе лучших преподавателей, их лекции, современную аналитику. И в то же время разгрузить своих преподавателей, — отмечает он. — Офлайн-университеты не могут конкурировать со смешанным обучением. По моему мнению, через 20 лет чистый образовательный офлайн будет такой же диковинкой, как сейчас выглядел бы вуз, в котором не используют книги».
ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ
Сейчас на уровне пилотных проектов смешанное обучение совместно из Prometheus практикуют 11 украинских вузов. Однако не университетами едиными. Помните, в начале мы вспоминали школьника из Магдалиновки, который стремится изучать программирование? Prometheus реализовывал пилотный проект в пяти школах Днепропетровской области, где через онлайновые курсы основам программирования обучают учеников пятых классов.
«Идея создать онлайновые курсы по программированию специально для школ появилась еще весной прошлого года, когда Prometheus создавал сеть офлайн-хабов. Речь идет о местах, где люди во главе с ментором на регулярной основе собираются для обучения по онлайновому переведенному на украинский гарвардскому курсу по программированию CS50, — рассказывает Екатерина ЛЫМАРЬ, координатор по смешанному обучению в Prometheus. — Я вела такой хаб в поселковой школе после уроков и заметила, что хотя детям было очень интересно, курс вообще был слишком сложным для изучения. Ни одного бесплатного открытого онлайнового курса, который был бы предназначен для школьников, мне найти не удалось. А уже осенью команда Prometheus решила начать создание цикла курсов по программированию специально для использования в школах и нашла прекрасного автора, Людмилу Булыгину, для подготовки первого из них — «Алгоритмы и проекты Scratch» для пятых классов. Местом апробации курса стала Днепропетровская область».
Активисты уже подали пакет документов для получения на онлайн-курс грифа Министерства образования и науки, а этой осенью планируют начать распространять его во всех школах Украины — с помощью сети волонтеров, для которых сейчас готовят все необходимые материалы. «На этом мы не будем останавливаться. Уже осенью планируем продолжить работу над курсом по программированию для шестых и старших классов», — добавляет Екатерина Лымарь.
«ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ В РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Команда Prometheus демонстрирует, как можно реформировать образование. Само внедрение смешанного обучения Иван Примаченко считает первоочередным для украинского образования. «Эти технологии дают возможность радикально улучшить обучение без больших дополнительных ресурсов, — объясняет он. — У нас часто говорят, что нужно идти путем определенной западной модели. Например, Финляндии. Там замечательная система образования, но она построена на огромном количестве высококвалифицированных преподавателей, привлечение которых финансировалось вложением достаточно больших средств в их развитие и зарплату. Мы не имеем ни этого количества учителей, ни необходимых средств, чтобы перезапустить систему педагогических вузов, ни возможности увеличить зарплату. В конце концов, у нас просто нет времени столько ждать. Технологии, в частности смешанное обучение, имеют критическое преимущество тем, что мы можем многое сделать очень быстро и с минимумом затрат».
«Посмотрите, благодаря смешанному обучению мы можем создать курсы программирования в школах, быстро их распространить и сделать Украину третьей страной в мире после Эстонии и Финляндии, где каждому школьнику преподают программирование! — утверждает основатель Prometheus. — Смешанное обучение — это то, что может запустить процесс изменений уже сейчас, а не через десять лет, когда заработают классические элементы образовательной реформы».
Выпуск газеты №:
№157, (2017)Section
Общество