Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Титаник» детства

Насколько удачным будет «плавание в жизнь» вашего ребенка, зависит прежде всего от вас
26 ноября, 00:00

Давайте сядем поудобнее и поговорим. О чем-нибудь хорошем и приятном. Скажем, о детях. Вы насторожились? И о школе поговорим. Не хмурьтесь, это не так страшно. Поговорить нужно, очень хочется…

Может и правильно многие думают, что после меня — хоть потоп. Но до того, что «после меня», еще дожить нужно, а то, может, и старость переживать доведется. А как же в старости без сегодняшних детишек? Без них, родименьких, не проживешь. Вот и приходится позаботиться о них сегодня хотя бы для того, чтоб и они когда-нибудь о тебе позаботились. Если захотят, конечно. А захотят ли? С надеждой посмотри на школу. А если очень хочется надежды, то загляни в нее. Именно в школу. Не бойся, смелее!

Детишек там много, всяких и разных. Хранят их там ежедневно, кроме выходных, примерно с восьми утра и часов эдак до двух-трех дня. Для малышей часы работы «камеры хранения» продлеваются и до вечера. Хранением занимаются опытные преподаватели, которые и молоком напоят, и на переменке голову разбить не дадут. Детей содержат в чистых кабинетах, учительскими руками прибранных, оформленных, отремонтированных... Если этим достойнейшим рукам было не до грязно-черновой работы, то за них поработало красноречие или еще что-то (сами догадайтесь, не скажу) — и работа была сделана руками родителей, деньгами — как уж у кого получилось. Словом, как ни крути, а поработал брат-учитель на славу и, конечно же, своих копеечек не пожалел для дела. Святого дела обучения и воспитания подрастающего поколения.

Постоянно помня о хрупкости сберегаемого материала, тот, кто призван сеять разумное, доброе, вечное, и приступает к своим прямым обязанностям. Для начала: что сеять? Об этом написано в программе по предмету. Затратив энное количество усилий, так как никто тебе персональную программку на блюдечке с голубой каемочкой не принесет, ты получишь указания относительно посевного материала. Потом достаешь сам посевной материал: разные книжки, иллюстрации, таблицы и тому подобное. Вооружившись новейшими методичками относительно того, как сеять (для этого занятия в твоем распоряжении все ночное время, так как днем — то с детей глаз спускать нельзя, то совещания посещать нужно, то отчеты пачками в вышестоящие органы отправлять), начинаешь сеять. Но не тут-то было!

— И без твоего посева проживу, и в день больше, чем ты, дорогой учитель, за месяц, зарабатывать буду. Так что твоя наука мне только жизнь испортить может…

Практичные детки. Высокие идеалы у них — не в цене. Но бывает, из интереса посеять разрешают. Рты пооткрывают и ждут, пока им знания в рот положат. Но сыт-то не тот, кого накормили рыбой, а тот, кого научили ее ловить. А охотников ловить — маловато. Но они- то и есть соль земли. Ценить, лелеять, оберегать таких надо! Да разве успеешь? Воспитательным процессом пора заниматься. Вот график. Так, что там сегодня по графику воспитывать будем? Личность? Отлично, переходим к воспитанию личности. Кто знает, что это такое? А вы, мой молчаливый собеседник, знаете? А мне расскажете? Учитель наш, обиженный, униженный, забыл такое слово. Что оно значит, вспомнить пытается. Умоляю: по-мо-ги-те! Он ждать будет, терпеливо. Терпеливым он у нас значится. Ой, да вы уже и зевать начали: утомила я вас преподавательской ролью, утомила. Исправляюсь и объявляю переменку! Ура! Даже музыка зазвучала. Слышите?

«Главней всего — погода в доме, все остальное — суета…»

Улыбнись скорей, чтоб погода хорошая была, пожалуйста. Не получается… А сколько уроков у тебя сегодня было? А замен сколько? А претензий сколько высказали? Эка невидаль — не беда. Давай-ка, брат, «Ноев Ковчег» сооружать, такой себе кораблик для спасения от конца света. Соберемся с духом, себя зауважаем, бояться перестанем и злиться не будем. Идет? Теперь к строительству приступим. Присоединяйтесь все, кому на «Титаниках» кататься надоело. Детишек спасем и сами живы останемся. Толковая мысль каждого для строительства сгодится. Вы ее только на бумажке запишите, в конвертик положите и крепко заклейте, чтоб не украли. А на конвертике адрес редакции газеты «День» почетче нацарапайте. Можно и на компьютере отстучать и по электронной почте скинуть. Мы вас за это на наш «Ковчег» на лучшие места взять обязуемся. По рукам?

Пока учителя старательно выполняют домашнее задание (пишут в газету письма), проведем небольшое родительское собрание. Ну вот, как всегда, почти одни мамы. Большинство присутствующих на нашем собрании пап оказались здесь случайно, потому что читали газету и, надеюсь, пока ее не отложили. Воспользуемся моментом их присутствия — и посмотрим на их ладони. Среди них несколько таких, что надо. В них уютно сможет разместиться «задок ребенка». Это и есть настоящие папы. Но шутки в сторону! Скажите, где, когда и как мальчика готовили быть (а не стать) стоящим папой? Такого не проходили, и учить не задавали. Тот, кто мог бы стать великим волшебником, оказывается магом-неудачником. Всем хочется, как лучше. А имеем — что имеем. Причем из поколения в поколение. Где-то на помощь приходит традиция. Не спорю, мудрости традициям не занимать. Но жизнь не топчется на месте, и как нельзя дважды вступить в один и тот же поток, так и жить исключительно по традициям невозможно. Да и дети не могут быть точной копией своих родителей (мир не может смотреть все время один и тот же фильм — время остановится).

Пирог будущего печется в семье, я это точно знаю. Из мыслей и поступков тех, кто ее составляет. Поколения живут не по очереди, а одновременно, частично накладываясь друг на друга. Так что приходит время, и приходится пожинать плоды своего же воспитания. Пожалейте себя авансом. Процветающее будущее создадут нам наши дети, если мы создадим их способными для этого. Думайте, решайте — иметь или не иметь, а главное — что иметь (это я все о будущем). Сама не заметила, как морали читать стала. Поучаю и поучаю, вместо того, чтобы вас послушать. Глаза опустили? Испугались, что сейчас вызову? Не бойтесь, а подумайте и напишите:

— Как вам приходится быть папами и мамами сегодня?

— Какими папами и мамами смогут быть ваши дети?

Вот сегодня во дворе у нас гуляла молодая мама с двухлетней дочкой и малышка спросила, для чего на ней шуба и сапожки (одежда мешала двигаться). Думаете, мама объяснила, что уже холодно? Нет, она сказала, что все так ходят! А если все мамы так отвечать будут? Впрочем, решать вам. Дети в школу из семьи по утрам приходят, в семью и возвращаются. Слышите, уже вернулись. Встречайте, любите, растите. И еще: напишите:

-Какие они у вас?

-Когда вам с ними хорошо, а когда — плохо?

Если нужно, то и помочь постараемся. Чем только сможем.

Чуть не забыла! Ведь еще хотела вам свой удивительный сон рассказать. Я ребенком себя видела, на уроке. Учительница такая красивая, добрая, спокойная (сразу видно, что жизнью своей довольна) и мне так хорошо с ней, аж учиться хочется и хочется. Учебников у меня — полная сумка. Книжки все простенькие, но без печатей библиотечных — мои значит. Я так обрадовалась, что мои, сразу листать начала. Все так понятно написано, что и без учительницы разобраться можно. А то заболеешь, так без взрослых в учебнике ничего не понять, да и если забудешь что, так сам повторить сможешь.

Тут за одной девочкой бабушка пришла, чтоб ее на концерт в музыкальную школу вести. Я за учительницу испугалась и закричала: «Пусть бабушка записку вам оставит, что внучку забрала. Если даже машина правила дорожного движения нарушит и случится, не дай Бог, беда, Вас и всю школу проверками измучат». А учительница улыбнулась: «Без вины виноватыми не бывают». Чудно мне стало, и тут я проснулась. Вспомнилось, как соседка-учительница чуть под суд не попала. Была она уже перед уроком в нужном классе, а тут ребенок из класса, где она классным руководителем назначена, сообщил ей, что одноклассник потерял сознание, а медсестра неизвестно где. В это время звенит звонок — значит уйти из класса уже нельзя. Не думая о последствиях, учительница побежала оказывать помощь. А в оставленном классе шалун пошутил: подставил другому ножку. Тот упал и поломал руку. Родители пострадавшего в суд не подали, учителя пожалели.

Здоровыми и счастливыми хотим видеть наших детей. Но почему-то они нас очень часто не понимают и огорчают. Не всегда их понимаем и мы. Забыли, как детьми были? Давайте вспомним, увидим глазами старшеклассницы, которая писала в своем «Дневнике»:

«Я стою на коврике у входной двери и , не раздеваясь, сообщаю о своих прегрешениях за день. Мне 7 лет, я только что пришла из школы, и я точно выполняю заведенное родителями правило.

О плохом говорить ужасно не хочется, но у меня нет выбора — и я пересиливаю себя. Пытаюсь сбить чувство вины сообщением о каком-нибудь успехе, пусть самом пустячном, но меня поправляют:

— Хорошее само за себя когда-нибудь скажет. Думай о том, как плохое исправить...

И я думаю, думаю — и чувствую себя несчастной.

Со временем я перестаю отмечать свои положительные поступки. Ощущение виноватости становится хроническим. В закоулках памяти я прячу воспоминания о самых постыдных моих делах. О том, как без спросу взяла из кармана бабушкиного пальто 15 копеек на мороженое. Когда об этом узнали, то вынесли приговор: прощения нет! Позор жег меня изнутри и снаружи, но желание получить мороженое почему-то не пропадало. Нужны были деньги, очень нужны. И я придумала — сдавать бутылки. Все шло отлично. Исчезновение из дома пустых бутылок никто не замечал. Я успокоилась и посвятила в свою тайну одноклассницу. Теперь мы вместе сдавали бутылки и вместе ели мороженое. Однако мать напарницы обнаружила пропажу — дело раскрылось. Моих родителей обещали оповестить...

Спас счастливый случай: отца перевели по работе в другой город. Семья переехала. Операция «Мороженое за бутылки», к счастью, так и осталась моей тайной…

Родители дарят нам жизнь. Сначала просто жизнь тела. Потом развивают и взращивают наш дух: учат чувствовать, думать, действовать. Сначала учат. А потом?

А потом управляют нами ожиданием повиновения, ожиданием от нас определенных чувств, мыслей, дел... или позволяют нам самим чувствовать, мыслить и действовать. Позволяют не всегда. Слишком длинный у человека период детской зависимости от родителей.

Чем послушнее ты был в детстве, чем больше усилий прикладывал, чтобы добиваться родительской любви и одобрения, тем труднее тебе отстаивать свое право на самостоятельность. А если у тебя еще и выработана привычка чувствовать себя виноватым?

Грех обижать родителей! Большой грех!

Но для чего же мы пришли в этот мир? Дать возможность нашим родителям прожить нашим телом еще одну жизнь? Или пройти свой жизненный путь?

Наши старенькие и совсем еще не старенькие родители! Мы не хотим вас обижать. Но родные, отпустите детей! Пусть они самостоятельно думают, чувствуют, живут. Ведь вы родили их для жизни. Не отнимайте же эту жизнь!»

Нет правых и виноватых в конфликте «отцов и детей». Вся беда не в неумении слушать — а в нежелании услышать. Давайте прислушаемся, может что-нибудь получится? Как вы думаете?

P.S. «День» предлагает своим читателям высказать свое мнение о проблемах взаимоотношений между поколениями, о жизненных ценностях каждого из них и обо всем прочем, непосредственно касающемся формирования личности.

А тем, кого «воспитывают», предлагаем начать с ответов на своеобразную анкету:

1. Определили ли Вы собственные жизненные идеалы и ценности? Совпадают ли они с ценностями взрослых?

2. Как Вы думаете, когда лучше жить — в эпоху бурных социально-политических перемен или же во времена «застоя» (наверняка, Вам рассказывали, в каком государстве и как мы жили раньше)?

3. Что бы Вы хотели изменить в сегодняшней Украине?

Ответы (самые интересные из которых будут опубликованы) присылайте обычной либо электронной почтой (pravo@day.kiev.ua) с пометкой «Отцы и дети».

КСТАТИ

Украина входит в первую десятку стран мира по результатам выступлений своих школьников на международных олимпиадах. Об этом позавчера заявил министр образования Николай Зайчук. По его словам, в нынешнем году украинские школьники завоевали на международных олимпиадах 26 медалей, в том числе 5 золотых, 12 серебряных и 6 бронзовых. Всего, начиная с 1993 года, 163 украинских школьника на международных олимпиадах завоевали 130 медалей, в том числе 21 золотую, 49 серебряных и 58 бронзовых.

На торжественной встрече по случаю награждения победителей международных ученических олимпиад 1999 года «именными» подарками от украинского Президента, сообщает агентство Интерфакс-Украина, «победители олимпиад и их наставники напомнили вице-премьеру Владимиру Семиноженко, главе администрации Президента Владимиру Литвину и начальнику управления гуманитарной политики администрации Президента Владимиру Рожко о своих проблемах, в частности, о недостаточном финансировании школ и низких тарифных ставках педагогов».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать