Перейти к основному содержанию

Традиция не платить

Психологи считают, что пассажиры-«зайцы» появляются от недоверия к государству
30 сентября, 00:00

Будни общественного транспорта вызывают, как правило, чувства противоречивые. Во всяком случае, поведение нарушителей Административного кодекса (коими являются пассажиры- «зайцы») по отношению к кондукторам-контролерам все чаще напоминает чемпионат по объегориванию. Одни под музыкальное сопровождение своих мобилок, глядя в глаза кондуктору, заявляют о полной пустоте кошелька. Другие же, зайдя, скажем, в троллейбус, выкладывают веером использованные билеты и тщательно сравнивают узоры данного компостера с имеющимися в наличии. Вывод при созерцании подобных картин напрашивается сам собой: «заяц» сегодня — отнюдь не продукт финансового неблагополучия населения, а скорее феномен массовой психологии.

Тем не менее результаты опроса, проведенного социологической службой агентства Униан свидетельствуют об обратном. Среди тех 19% киевлян, признавшихся в систематическом игнорировании закомпостированного на данном маршруте талона, 14,3% объяснили свой поступок исключительно недостатком финансов. 9,8% согласились с тем, что, получая достойную зарплату, «зайцем» бы не ездили, и 4,5% признались, что для семейного бюджета бесплатный проезд — существенная экономия, а государство от недополученных 50 копеек не обеднеет. Что же касается оставшихся мотиваций, то они разнообразны: 9,6% не собирается бегать по вагону в поисках затерявшегося кондуктора, 4,1% ссылается на свою забывчивость, 4,7% так и не может определиться, почему же все-таки ездит «зайцем» и, наконец, 1,7% проявляют себя жесткими критиками, сообщая, что за настоящий уровень транспортного обслуживания в столице не платят принципиально.

Словом, замкнутый круг получается. В городском управлении транспорта утверждают, что компенсация из бюджета за перевозку 38 льготных категорий абсолютно не соответствует нанесенным ими убыткам. Если же добавить к льготникам еще по 5 тысяч «зайцев» ежемесячно (эта цифра основывается на среднем количестве пойманных на горячем пассажирах), то средств на обновление движимого состава и внедрение новых компостеров катастрофически не хватает.

Существует, конечно, такой воспитательный момент, как взыскание штрафа. Но транспортники считают, что единожды полученные 10 гривен в качестве компенсации за n-ое количество бесплатных поездок существенным подспорьем быть не может. А кроме того, полученные-таки 10 гривен — уже сама по себе большая удача для транспортников. Речь в данном случае идет о невыполнении законодательства, согласно которому при неуплате штрафа «зайца» имеют право доставить в милицию, где уже автоматически размер штрафа увеличится на 7 гривен. Если же действительно на данный момент у нарушителя в кошельке отсутствуют деньги, то в Киевпасстрансе ратуют за сотрудничество с банками — проехавший «зайцем» пассажир получает от контролера квитанцию, которую в ближайшее время должен оплатить в отделении банка.

Это, к слову, и является европейской практикой борьбы с «зайцами». Там при обнаружении «шарового» пассажира (независимо от его финансового состояния) оформляется протокол, который вскоре заносится в компьютерную базу данных безбилетников. Если же в течение фиксированного срока машина не просигнализирует об уплате штрафа, то его размеры существенно возрастают. А при повторном инциденте у нарушителя появляются все шансы оказаться за решеткой. Помимо того на Западе и сумма штрафа за безбилетный проезд существенно отличается от существующей в Украине. К примеру, если во Франции билет стоит 50 евроцентов, то штрафуют на 50 евро. И сигнализировать друг другу об опасности, как, по сообщению «Чешского радио», делают при помощи SMS в пражском транспорте «зайцы», объединенные в «профсоюз», здесь не получится. Зайдя в салон, контролеры блокируют двери и — не упустив ни одного пассажира — с милой улыбкой просят предъявить билет.

Впрочем, в вышеупомянутой Праге сопротивление уплате штрафа нередко оборачивается самыми настоящими потасовками. В 2002- ом году жертвами агрессивных пассажиров стали 43 контролера, посему эта сфера деятельности считается одной из самых опасных — из 350 человек, желающих стать контролером, остаются работать максимум 20 — 25 человек.

В Украине, как известно, ситуация в корне отличается. В Киевпасстрансе систематически раздаются звонки от обиженных, униженных и оскорбленных контролерами пассажиров. Тем не менее в этом ведомстве уверяют, что их сотрудники проходят тщательный отбор. Помимо того, что с будущими контролерами работают психологи, так для них еще разработали специальный словарик самых употребляемых вежливых слов и обращений. К тому же, не пожелавший представляться контролер в разговоре с «Днем» подчеркнул, что зачинщиками конфликтов в 99% случаев становятся пассажиры. Поскольку почему-то считают контролера олицетворением всех возможных и невозможных негативов в жизни.

Психологи объясняют такую тенденцию социальным самочувствием украинцев, а именно потерей доверия к государству (согласно социологическому опросу, проведенному институтом социологии НАНУ, за последние 8 лет уровень доверия к власти снизился в среднем на 6 — 7%) и неуверенностью в завтрашнем дне, которой, согласно опросу, страдает 72% украинцев. В связи с этим, говорит кандидат психологических наук Ирина Головнева, нарастает игнорирование законов и норм и непринятие решения «сверху». Кроме того, сказываются факторы из новейшей истории, возникают установки такого типа: «государство у меня забрало деньги со сберкнижки, так почему мне нельзя его обмануть». Поэтому, по мнению И Головневой, проблема пассажиров- «зайцев» — лишь вершина айсберга. «Когда между народом и властью возникнут доверительные отношения, мало у кого возникнет желание недодать в городскую казну 50 копеек».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать