У каждой кляксы — своя се ля ви
У психологов существует система тестов, которые достаточно четко могут рассказать о человеке. Один из них — с кляксой. Если аккуратно сложить листок по свежему чернильному пятну, разгладить его по сгибу, а потом вновь развернуть, получится причудливый узор — вроде бабочки или цветка, дракона или Бабы Яги...
Бессюжетная картинка — точнее, то, как видит ее человек, приоткрывает его внутренний мир, умение или неумение радоваться, фантазировать, абстрактно мыслить или, наоборот, обладать практической смекалкой. Может поставить и такой, совсем не врачебный, диагноз — чрезмерный оптимизм. Такие поют и тогда, когда их песенка спета.
ЛИШНИЙ РОТ
Человеческая наивность, усиленная энергичным желанием участвовать и что-то созидать, всегда может быть просчитана в деньгах и отнесена к графе — нет, не непредвиденных расходов, а предвиденных барышей. С нами хорошо пошутили, играя в ваучер-невидимку, в свое время, или в загадочное слово «акционер», потом были накаты настолько солиднее, что те первые наивные телодвижения на капиталистическом тренажере нынче просто смехотворны. Ну учились плавать в новых реалиях — кто-то уже умел, а кто-то чуть не утонул... Да ведь клякса — она такая многоликая, кто как ее видит. Некоторые и сегодня, зачем-то обязательно желая соблюсти лицо, продолжают имитировать сомнительную игру.
Ежегодно, уже, наверное, лет 10, по адресам всех акционеров отельного комплекса «Братислава», рассылаются письма-приглашения на очередное собрание с разной повесткой: то для утверждения устава, то для распределения прибыли... Любое физическое лицо, которое когда-то доверчиво собирало документы, чтобы приобщиться, один раз побывав на таком собрании, больше на это пустое мероприятие времени выделять не станет. Услышав тогда сумму дивидендов — делились воспоминаниями солидные люди — все были потрясены. Никто точно такие цифры не запоминает — что-то в районе 40 копеек или, возможно, 65. Недавно вновь все получили по белому аккуратному конвертику, пришедшему как бы из небытия. Вновь приглашают. Зачем? Захотелось позвонить:
— Вы уже доросли до гривны за эти 10 лет ? — вопрос звучал скромно, в полном соответствии с предлагаемыми доходами.
— Зачем вы так формулируете? — обиделся голос из приемной. — Если у вас мало акций, то и сумма невелика. Можете хоть сегодня прийти в кассу на третий этаж и получить свои деньги, где-то около 10 гривен.
Поразилась прогрессу: подумайте, с сорока копеек прыгнули на такую сумму! Из-за нервно-паралитического смеха даже не уточнила — это за 10 лет или за год... Интересно, сколько физических лиц пришло к ним на собрание, остроумно назначаемое в ресторане с пустыми столами. Может, это режиссерский акцент? Непонятно, к чему тратиться на изящные конверты, господа?! Они ведь тоже стоят денег, а кому как не вам знать: копейка и евро бережет. Впрочем, мы их сами оплачиваем из своей большой прибыли. Возможно, при каком-нибудь удачном трюке и вас назовут меценатами. Согласитесь, звучит намного чувственнее других более точных определений...
А бедному родственнику и десяти гривен — с лихвой...
ДАЧНЫЙ ФУТБОЛ КАК МЕТАФОРА
Однажды известного ученого спросили: «Как вы совершаете открытия?» «Просто все думают, что это невозможно, но я ведь этого не знал», — ответил он. Выходит: не желая знать, что что-то невозможно, можно всегда найти путь согласия с собой. Правда, в большей степени, это касается взрослых. С детьми все острее и сложнее.
Сегодня на нашей улице праздник. Футбольный. Даже совсем не болельщики — и те в восторге. Не избалованы мы оптимистическими перспективами.
— Я же о футболе думаю с ужасом, — призналась одна тридцатилетняя мама, ежегодно проводящая два месяца на даче со своим сыном.
Пока он был маленький — все было прекрасно. Обстановка изменилась три года назад, когда сыну исполнилось семь. Мальчишки с нашей дачной улицы подросли и решили организовать свою футбольную команду. С энтузиазмом, дружно готовили поле на неровном пустыре с ямами, взрослые помогли установить ворота, нашлись и мячи. Торжественно назначили встречу.
Сначала на игру приходили в том, что у кого было, главное — удобная обувь. Играли тоже, кто как умел — приглашали всех.
Потом появился лидер, мальчик красивый и сильный, в прекрасной футбольной форме. Был он года на три старше всех, к тому же пригож, самоуверен... Первыми засуетились родители, увидев этот футбол как бы со стороны и почувствовали укол: «Мой-то совсем не одет». Срочно все купили формы — внешне детская команда стала выглядеть просто чудесно. К сожалению, только внешне, потому что то доверие между мальчишками, которое было, исчезло. Лидер играл свою игру и, подражая ему, многие начали так энергично грести под себя, что больно ударяли «веслами» тех, кто послабее. Началось размежевание между игроками разной степени умения — это естественно, если бы не особая жестокость капитана. Нет, он никого не бил, он искусно стравливал: одних подкупал своим «крышеванием», сумел поссорить даже братьев, которые сами по себе ничего особенного в игре не представляли, но могли своим участием или неучастием регулировать численное преимущество. К тому же, на футбольные матчи приходили девочки...
Взрослые видели — лидер мелковат, но это трудно объяснить семилетним: они ловили каждое его слово. Авторитет был дан парню как бы от природы, правда, наравне с недетской жаждой интриг, выбивания всего внимания на себя, утонченного унижения младших.
Могу сказать, что он по природе был психолог: для каждого был приготовлен индивидуальный набор гадостей. Мальчик маленького роста — он обязательно обратит на это внимание всех, плохо водит мяч — найдет как его уколоть, мешковато сидит форма, не так пострижен, слушается слишком маму — вариантов масса. Так он, видимо, подпитывался дополнительно, чувствуя себя неуязвимым. Его родители надели ему «корону» еще в младенчестве — он родился у них уже в пожилом возрасте, понять можно. Команда однажды все же распалась, а без свиты он как- то слегка полинял. К тому же, прокололся однажды: слегка порезавшись, так испугался, что его мама бежала к нему с бинтами и «зеленкой» как на пожар. Все очень удивились: у кумира тоже есть слабости, он, оказывается, трусоват, и это при таких талантливых локтях и интриганстве высшей пробы. Думаю (если ничего не изменится к лучшему), со временем цены ему не будет в верхах — не дай Бог, конечно.
Нет худа без добра — с тех пор даже я стала настоящей болельщицей, — добавила женщина. К счастью, в школьном футбольном клубе, куда записался сынишка, нет павлинов, драконов и прочих клякс.
Выпуск газеты №:
№73, (2007)Section
Общество