Учимся открытости
В Украине «измерят» уровень толерантности среди молодых людей![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070920/4160-20-1.jpg)
В нашем обществе все чаще звучит слово «толерантность». Толковые словари объясняют это так: уважение, приятие и понимание богатого разнообразия культур мира, форм самовыражения и самовыявления человеческой личности. Поскольку мир меняется, наблюдается заметная миграция представителей самых разнообразных культур в «чужие» страны. Вопрос толерантности и терпимости может становиться проблемой. Жить ли в будущем украинцам в толерантном государстве — во многом зависит от нынешней молодежи, ее отношения к представителям других культур и вероисповеданий. ПРООН в Украине решил провести социологическое исследование на тему отношения молодежи к толерантности, частью которого станет конкурс ученических сочинений на тему «Толерантность — это...» Подробнее рассказывает руководитель проекта ПРООН «Создание безопасной среды для молодежи Украины» Оксана ГАРНЕЦ.
— Оксана Николаевна, почему вы с коллегами решили исследовать тему толерантности в молодежной среде?
— Украинское общество — достаточно толерантное, хотя нам известные случаи хулиганских нападений на представителей других национальностей. Эти факты привели руководство ООН в Украине к мнению, что было бы неплохо привлечь внимание к этой проблеме, потому что они, несмотря на общий позитивный фон, делают негативный акцент и создают нежелательный имидж Украине. С одной стороны, мы хотим привлечь внимание, а с другой — предоставить молодому поколению немного больше знаний. Наша масштабная акция включает как акционные вещи (размещение биг-бордов, сидилайтов), так и вещи более информативные. Так, мы планируем 16 ноября провести в Украине урок толерантности в как можно большем количестве школ. Сейчас наши эксперты разрабатывают методологию этого урока, его информационное наполнение. Надеемся, что нас поддержит и Минобразования и Минсемьи. Мы понимаем, что необходимо работать со всеми возрастными группами населения, но молодежь в этом случае является наиболее динамичной группой — теми, кто в будущем будет строить нашу страну, будет формировать ее имидж в мире. Поэтому, если мы сегодня примем меры, чтобы сформировать понимание толерантности у людей, дадим им практические навыки поведения, мы сможем надеяться, что когда они вырастут, смогут воспринимать и понимать другие культуры, религиозные верования, не будут негативно реагировать на цвет кожи...
— Какое количество молодых людей вы хотите охватить работой?
— Наш проект работает во всех регионах Украины. Среди наших партнеров — шесть тысяч школ из 22 тысяч всех украинских школ. В данный момент продолжаются переговоры с Минобразования, чтобы провести урок толерантности в значительно большем количестве школ, потому что материалы мы сможем рассылать по всем регионам.
— Почему вы предложили детям писать тематические эссе, а не, скажем, рисунки?
— Нам интересно услышать реальные голоса молодых людей. Также параллельно мы планируем провести небольшое социологическое исследование отношения молодежи к толерантности: как она видит свое поведение, как видит общество. Оно будет проводиться в октябре, а вскоре мы объявим тендер на его проведение. Но исследование не дает таких живых примеров, обратной связи, как детское сочинение... Нам важно будет проанализировать высказывания молодых людей и их понимание толерантности. Оно придаст нам качественную расцветку.
— Что вы планируете делать с результатами социологического опроса и детскими эссе?
— Мы распространим эту информацию, чтобы общество с ней ознакомилось и понимало, как молодежь к этому относится. Вообще мы хотим понять, видит ли молодежь толерантность как проблему. Возможно, жизнь людей наполнена реальными практиками толерантности, и потому они не видят в этом проблемы. Если же мы обнаружим, что по мнению молодых людей, толерантность — это проблема, мы бы хотели услышать от них их видение преодоления негативных вещей. Кроме того, параллельно мы разрабатываем интерактивный тренинг для подростков именно в различных аспектах толерантности: вкладываем туда и психологические знания, и знания других культур, религий. В таком интерактивном формате — через ролевые игры, самостоятельный анализ — дадим им возможность понять все вещи, примерить все это на себя и высказать свое отношение. Лучшие сочинения издадим отдельной книгой.
— Кто будет оценивать написанные школьниками эссе?
— В жюри будут представители офиса ООН в Украине, представители нашего проекта, молодежь (мы работаем с молодежными общественными организациями), представители обоих министерств, а также эксперты нашего проекта — психологи, социологи и другие специалисты.
КОММЕНТАРИЙ
Кое-что о феномене украинского изоляционизма
Евгений ГОЛОВАХА , заместитель директора Института социологии НАНУ:
— Если говорить о толерантности украинского общества, то оно могло бы быть менее толерантным, учитывая те кризисы, которые оно прошло и еще сейчас проходит. Однако украинское общество в сравнении со странами постсоветского пространства отличается большей толерантностью. Она проявляется в отсутствии существенных политических, национальных или расовых конфликтов, которые бы привели к агрессивным всплескам. Это связано с феноменом изоляционизма, свойственным большинству украинцев. Потому что изоляционизм, по данным многолетних наблюдений, — это подозрительное и достаточно дистанциированное отношение к представителям других национальных, социальных и других важных в обществе групп. По шкале социологической дистанции, украинцы отодвигают от себя далеко тех, кто так или иначе не является своим. А своими они воспринимают очень немногих. Однако позиция изоляционизма не агрессивна, она очень хороша для общества. Но, с другой стороны, это не дает возможности осуществить тот прорыв, о котором мы мечтаем, в направлении современных европейских требований. Ведь мы во многом традиционалисты. Все это не дает нам возможности продвигаться по декларируемому пути.
А преодоление этого пути — это очень тонкая вещь. Ведь у нас возникала угроза серьезных конфликтов в период раскола Украины. Но украинский изоляционизм преодолел и это препятствие. Поэтому я оцениваю нынешнюю ситуацию как противоречивую. С одной стороны, позитивное толерантное отношение (но толерантность не в современном понимании, потому что это и не политкорректность, свойственная, например, западному обществу), пока что находит выход в терпеливом отношении к другому. Потому это своеобразный тормоз, который не дает нам шанса продвигаться. Эту проблему нужно решать совместными усилиями всего общества.
В сравнении с западным обществом, украинцы далеки от толерантности Северной Европы. Однако мы достаточно близки к новым членам Европейского Союза, таким, как Венгрия и Эстония. Среднюю позицию относительно нас занимают страны традиционной Европы — Германия, Великобритания, Франция.
Чтобы поднять уровень толерантности украинцев, нужно, в первую очередь, иметь уровень жизни выше. Ведь бедное общество даже по своему определению не очень толерантно. Во- вторых, нам необходима пропаганда современных ценностей прежде всего представителями духовной элиты. Но это значит не демонстрацию конфликтов между религиозными конфессиями. Если мы хотим жить по стандартам Европы, то мы должны принимать ее ценности. А трактовать их можно тогда, когда люди действительно проявляют желание знать эти ценности и вводить их в свою жизнь. Европейцы уже давно преодолели традиционность и изоляционизм. Это, по сути, цена открытости и толерантности народа.
В-третьих, в Украине нужно создавать ячейки гражданской общественности. И не потому, что об этом много говорят. Просто пока общество не станет активным, говорить о реальной толерантности нет смысла.
Выпуск газеты №:
№160, (2007)Section
Общество