Перейти к основному содержанию

«Учитель — это самое весомое достижение всех цивилизаций»

Ректоры европейских вузов предлагают новую концепцию подготовки педагогов Объединенной Европы
19 сентября, 21:36

В субботу в Киеве закончился первый в истории форум ректоров педагогических университетов, в котором приняли участие 20 ректоров европейских высших учебных заведений из 11 стран мира (Германия, Польша, Литва, Грузия, Словакия и др.), а также более 50 ректоров отечественных вузов, представители общественности и государства. Акцент форума — в самом его названии: «Проблемы подготовки нового учителя для Объединенной Европы ХХІ». Как отметил ректор Национального педагогического университета им. М. Драгоманова Виктор Андрущенко, путь к Объединенной Европе предусматривает сложные процессы интенсификации и оптимизации учебного процесса. «В ходе исторического развития европейская педагогика сформировала своеобразную платформу ценностей, актуальную для всех стран и народов континента. Главными являются человекоцентризм, толерантность, экологическая безопасность, миролюбие, солидарность... Первым шагом на пути к этому процессу должно стать создание Консорциума европейских университетов педагогического профиля. Вторым — разработка концепции и обращение к правительствам стран Европы с соответствующим предложением относительно ее реализации. Третьим — переведение проблемы в практическую плоскость с учетом всех национальных и других особенностей стран европейского пространства», — сказал Виктор Андрущенко. Представители педагогической науки много говорили о миссии учителя в обществе, о его сегодняшнем невысоком статусе и о том, что именно на учителе лежит ответственность за уровень духовности в социуме. Как же возвратить профессии учителя престижность, как сделать так, чтобы учитель стал авторитетом для взрослых и детей, «День» поинтересовался мнением ректора Вильнюсского педагогического университета, профессора Альгирдаса ГАЙЖУТИСА.

— Господин Альгирдас, европейский форум ректоров проходит под названием «Проблема подготовки нового учителя для Объединенной Европы ХХІ века». Каким вы видите нового учителя?

— Сейчас и уровень подготовки учителей, и их миссия в обществе изменились в том смысле, что раньше социальный престиж учителей был очень высокий. Мои родители и их родители, которые, кстати, говорили о независимой Литве еще до Второй мировой войны, всегда подчеркивали, что каждый уважающий себя и уважающий другого человек всегда снимает шляпу перед тремя личностями — учителем, ксендзом и врачом. Ситуация очень изменилась не только в Литве или Украине, но и в других европейских странах. Поэтому одна из важнейших наших проблем — как в государстве, так и в конкретном обществе — поднять социальный престиж учителя. А это уважение, особенное отношение к учителю. Не могу сказать, что сейчас мы добились каких-то существенных результатов, о которых я мог бы открыто говорить и подавать пример. Если взять СМИ, то весьма часто в них просачивается очень много всяких негативных историй на тему школы. Нет позитивного видения школы, подчеркивания исключительности миссионерской профессии учителя. Хотя есть по телевидению передачи интересные — их гораздо меньше — о вкладе учителя в развитие конкретного талантливого ученика, о работе учителей со способными, одаренными детьми, передовыми учениками. Вы знаете, что в советское время нас учили, что все профессии равны и нужны, что все в почете. Но слишком много деклараций о равенстве и почетности — и в итоге ничего подобного не получается... Я — ректор профильного университета, а профильность университета — это очень существенное слагаемое. Так, в прошлом году европейская конференция ректоров педагогических вузов проходила в Палермо в Сицилии. Она была посвящена именно этой теме — профильности. Когда мы стали членами Европейского Союза, появились в образовании новые стандарты, общие критерии (Болонский процесс, Лисабонские стратегии) — это очень хорошо. И вы будете в Евросоюзе, и вас все это ожидает, но в одно время нам казалось, что есть слишком много нормирования. Но как человек, который в одно время был президентом всех общественных организаций Литвы — так называемого форума будущего Европы, я понимаю, что все это — существенное слагаемое подготовки учителя, который должен быть готовым работать в разных структурах, связанных с просвещением (муниципалитетах, разных организациях, структурах). Учитель не должен уметь только преподавать математику, литовский язык или историю. Поэтому вопрос, как подготовить такого универсального учителя, который мог бы чувствовать себя уверенно в разных структурах общественной жизни, причем в структурах, где функция учительства — не самая главная, но... и не второстепенная, — главный для нас, нашего вуза.

Нынешнее название нашего университета — Вильнюсский педагогический университет, но недавно наш парламент принял решение назвать университет Вильнюсским эдукологическим университетом. Педагогика составляет основу эдукологии, а эдукология — это множество разных дисциплин, профессий, связанных с воспитанием, просвещением общества как такового. Причем школа — серцевина всей нашей работы, а остальное — администрирование, менеджмент — все, что связано с системой просвещения. Потому что если в обществе нет настоящей системы просвещения, добра не ждите. Ведь всем понятно, что в этой системе растут наши дети. И от того, как они проходят дошкольную подготовку, учебу в школе, в вузах, зависит то, такими будут литовцы, украинцы, немцы и другие национальности и такими будут их государства. Суть эдукологии зиждется в узле модерного общества как такового. Замечу, что сейчас у нас проходит реструктуризация и школьного образования, и высшего. Поэтому много ежедневных проблем, много дискуссий, психологической напряженности и, думаю, некоторых ошибок.

— Хватает ли желающих учиться в вашем университете?

— Да. Два года назад было введено законодательное новшество — экзамен на мотивацию. Такие экзамены бывают только в некоторых случаях: когда человек поступает, например, в академию, связанную с творчеством, или на спортивный факультет (проверяют, есть ли физические данные). И уже второй год у нас введен такой экзамен. Кстати, это сложнейшее испытание. Представляете, приезжает человек из глубинки, и он должен отвечать на множество вопросов членов комиссии. Обычный экзамен сдаешь перед доцентами или профессорами, а тут — целая комиссия из докторов и профессоров. В Литве созданы только 4 — 5 комиссий разных университетов. Конечно, количество представителей из нашего университета — наибольшее: мы покрываем 80% всех учителей и просветителей Литвы. Мы не стараемся все взять в свои руки — и в других университетах есть программы, связанные с подготовкой учителей... Я думаю, что такой экзамен пошел на пользу, потому что второй год мы получаем более мотивированных студентов.

— Вы говорили, что в Литве — реструктуризация высшего образования. В чем она проявляется в вашем университете?

— Как университет мы уменьшаемся. Это связано с демографическими проблемами, с тем, что многие молодые люди уезжают за рубеж. Я думаю, что это пойдет на пользу, потому что большие университеты — это, как по мне, пагубное дело. Конечно, на количестве студентов университет может заработать, но дело не только в этом. Когда есть огромное количество учащихся, отношения между студентами стают более формализированными. Сейчас среди знатоков высшего образования проскальзывает мысль, и я сам это декларирую, что количество студентов должно быть в границах 10 тысяч. Университет — это мозг нации, и должна быть органическая связь этого мозга с историей, культурой народа. Если же эти связи становятся формальным, «мозг» не получает силу. А, замечу, мозг получает информацию от всего «тела». Поэтому я думаю, что не стоит гоняться ни за деньгами, ни за количеством студентов. Как и не стоит добиваться перепроизводства определенных специальностей. В Литве наблюдается сейчас такое явление, как перепроизводство специалистов по некоторым профессиям — юристов, менеджеров, экономистов. Таких «шлепают» многие университеты. Но я как ректор занимаю такую позицию: если у нас уменьшается количество студентов, то это — к лучшему. Тем более, что преподавательско-профессорский состав стал более сплоченным, более избранным. Улучшились и связи между студентами.

— Одним из факторов непрестижности учительской профессии в Украине является низкая зарплата. Как с этим в Литве? Удалось ли заинтересовать будущих учителей с финансовой точки зрения?

— В Литве мы долгое время добивались того, чтобы зарплата учителей поднялась. Точную цифру я не могу назвать, но учительская зарплата некоторых категорий — выше, чем у преподавателей университетов. Поэтому теперь мы добиваемся того, чтобы зарплаты в высшем образовании были не ниже, чем некоторые зарплаты у некоторых категорий учителей. Выступая перед студентами, учителями и преподавателями, я всегда подчеркиваю, что есть три формы капитала — финансовый, материальный и символический (Маркс давно устарел, и с ним можно распрощаться). Что такое символический капитал? Объясню на примере учителя. Если в государстве хорошо устроена система образования, то учитель имеет право на 4 месяца отпуска. Это — символический капитал, человек может заниматься тем, чем хочет, развиваться, совершенствоваться и так далее. Вот здесь — все ресурсы, потому что это — жизнь. Даже ксендз таким не может похвалиться. Я настаиваю на том, что учитель — это самое весомое достижение всех цивилизаций, и статус его как просветителя должен быть высоким.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать