«Учитель - не крепостной»
Почему украинцам надо менять отношение к педагогам
Будем честными, ежедневно украинцы выезжают на заработки за границу. Но это не повод для скандалов и громких публикаций. И когда Виолетта Македон, учительница английского языка из города Берегово Закарпатской области, выехала в Великобританию на временную работу, это стало резонансной новостью. Ведь учителя - не просто уязвимая категория населения, которая нуждается в большей защите и уважении. Их социальное положение является индикатором зрелости общества. Судя по реакции украинцев на поступок педагога, не все понимают причины и последствия ситуации.
Так, несколько интернет-изданий распространили новость, что пани Виолетта выехала за пределы Украины из-за невыносимых условий труда, маленькой зарплаты и отсутствия перспектив. В адрес учительницы посыпались обвинения в измене, тем более, что она получила титул «Учитель года-2016» в номинации «Английский язык». То есть получила признание государства за свой труд, а тут - на тебе, все это перечеркнула одним билетом в Лондон. В Англии она ухаживает за стареньким дедушкой и получает за день свой месячный заработок в украинской школе. По крайней мере, так утверждают некоторые СМИ.
Виолетта Македон прокомментировала в «Фейсбуке» скандал, разгоревшийся в Украине после ее отъезда. «Уважаемые журналисты! Огромная просьба к вам не спекулировать на моем решении работать за рубежом ради достижения вам одним понятных целей. Условия труда в школе немало способствовали моему становлению как учителя, так и личности! Перспективы развития, как видите, тоже есть. Я тому - живой пример. Абсолютно и категорически опровергаю слова о невыносимых условиях труда, жизни и перспективах развития»- написала учительница.
Как пояснила Виолетта Македон местным изданиям, она уехала в Лондон из-за желания развиваться дальше и мечты сына получить образование именно в британских вузах. Будет там, пока сын готовится к поступлению, а это займет год-два, наберется нового опыта, попрактикуется с носителями языка и потом обязательно вернется в Украину. Полученные знания Виолетта передаст своим ученикам и коллегам. Вообще о своем желании развиваться учительница рассказывала береговским журналистам задолго до переезда. В одном из интервью педагог говорила, что посещает летние школы по английскому языку, профессиональные семинары и вебинары. То есть она мотивирована улучшать качество своей работы.
Вместе с тем, повод для переезда титулованной учительницы раскрыл некоторые минусы нашего образования. Прежде всего - привлекает внимание желание ее сына учиться за рубежом. Так делают многие украинцы, считая это более перспективным по сравнению с украинскими вузами. Некоторые ученые уверяли «День», что обучение в наших вузах - в основном имитация, нежели работа на высокий результат. Так зачем упрекать этим Виолетту Македон?
Если учительница, которая находила возможности для развития в Украине, все же решила совершенствоваться за границей, может, что-то не так внутри системы образования? Не так работает школьная система по улучшению качественных показателей обучения, не так работают подержанные курсы по переподготовке учителей, не та зарплата, в конце концов. Министерство образования и науки за последнее время провело колоссальную работу, чтобы исправить эти недостатки, подготовило программу «Новая украинская школа», наконец принят новый закон об образовании. Но впереди еще много работы. И не только для министерства, но и для всего общества. Успех образовательной реформы, которая действительно может изменить школьную жизнь всех его участников, зависит от поддержки каждого из нас, и важный фактор здесь - отношение к педагогам.
«День» расспросил экспертов, что не так с нынешним отношением к учителям в обществе и что нужно менять в системе образования, чтобы она была привлекательной для талантливых педагогов.
«ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ЗАСЛУЖИВАЮТ ПОДДЕРЖКИ И УВАЖЕНИЯ»
Светлана БЛАГОДЕТЕЛЕВА-ВОЛК, председатель совета общественной организации «Точка роста: образование и наука»:
- Бурная реакция на решение женщины по поводу собственной судьбы является красноречивой. Она свидетельствует, что в дебрях общественного мнения бытует представление о роли учителя как крепостного. Он должен посвятить себя служению высоким идеалам образования и воспитанию детей. Однако когда речь идет о его потребностях и интересах, связанных с семьей и желанием увидеть мир широкий, то - нельзя даже о таком думать. Общество не за то дает звание «Учитель года». После чествования жизнь учителя ему не принадлежит - он переходит в распоряжение бюрократии и общества. Бесспорно, подобное индивидуальное решение влияет как на частную, так и на общественную жизнь. Позитив в том, что расширяется степень свободы личности, создаются условия для поиска нового места в жизни. Негатив - поскольку человеческий потенциал страны-донора снижается вследствие потери активной личности, имеет место потеря социальных связей, то растет разочарование и неуверенность.
Кроме того, краеугольный камень подобных ситуаций - среда и обстоятельства. Они в Украине действуют не в пользу учителя. Образование, в том числе школа, далеко не в цветущем состоянии. Низкая зарплата и обесценивание профессии являются источником постоянных сомнений в правильности профессионального выбора и поиска альтернативы. Поэтому неудивительно, что выезд за границу и эмиграция часто рассматриваются учителями как единственное спасение от гнетущей повседневности. Другое дело, смогут ли многочисленные эмигранты адаптироваться в новой культуре, найти себя нового, то есть создать новую идентичность и привыкнуть к чужой рутине. Очевидно, подобные вещи требуют сверхусилий и титанической выдержки. Поэтому любые действия учителя заслуживают поддержки и уважения - как тех, которые остаются в Украине, так и уехавших за границу.
«ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ОЩУТИМ ПЕРЕЛОМ»
Ирина Когут, експерт аналитического центра CEDOS:
- Эта ситуация имеет несколько причин, одна из них - низкие заработные платы. Люди инициативные, которые имеют высокий уровень знаний и умений, просто ищут более оплачиваемую работу. К сожалению, работа учителя очень часто забюрократизирована, у него нет пространства для творчества, большую часть времени он отдает написанию бумажек, которые сопровождают образовательный процесс. Но эти проблемы МОН решает. Новый закон об образовании предусматривает заметное повышение зарплаты учителей. В этом году она выросла на 50%, к 2023 году минимальная ставка педагога будет составлять не менее четырех прожиточных минимумов. Повысить зарплату сложно финансово, но несложно организационно.
Если говорить об условиях работы учителя, это действительно большой вызов. В законе об образовании отмечается, что принципы работы школы - это автономия для учебного заведения и самого учителя. То есть дается больше свободы в наполнении содержания образования. Министерство предлагает школам так называемую модель или типичную образовательную программу, но в ее рамках будет простор для выбора и учителю, и школе. Также педагог будет иметь возможность выбирать место повышения квалификации. Реализация образовательного закона постепенно сделает работу в школе более приятной и приемлемой для активных и творческих людей. Таким образом, система образования будет не выталкивать их, а привлекать. Конечно, это не может произойти мгновенно. Через несколько лет почувствуем перелом. И хочется верить, что профессия учителя станет более привлекательной для людей, которые действительно имеют высокие результаты.
Section
Общество