Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Учитель спускается с пьедестала?

01 ноября, 00:00
В сентябре Министерство образования и науки организовало работу «Телефона доверия» по проблемам, возникающим в общеобразовательных школах Украины. Каждый четвертый звонок касался конфликтов между учениками и учителями или администрацией учебных заведений. Как известно, чаще всего эти конфликты порождаются авторитарным стилем работы педагогов, а также изменением наших представлений о том, как мы должны воспитывать детей и какие требования предъявлять к учителю. Своими размышлениями о причинах отсутствия взаимопонимания учителей и учащихся с читателями «Дня» делится Татьяна ТИТАРЕНКО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель образования Украины:

— В каждом человеке заложены две противоположные потребности — властвовать и подчиняться. Профессия учителя — это одна из очень сложных профессий, которая может спровоцировать развитие авторитарных черт личности. Это относится и к тем, кто работает в зоне с заключенными, тяжелобольными, со стариками в интернатах для престарелых, то есть с теми, кто находится в полной зависимости от воли и желаний окружающих их людей. Не каждому учителю удается перейти на демократический стиль отношений с учениками, а дети уже отказываются воспринимать авторитарную систему общения с преподавателем, что и порождает конфликты. Чтобы не травмировать учащихся, учитель должен обладать и определенными личностными качествами, и при поступлении в педагогический вуз следовало бы проводить профотбор, как это делается для профессий летчиков и подводников. Учителем может работать человек с очень высокой чувствительностью и хорошей устойчивостью в стрессовых ситуациях. А еще существует такое понятие, как психологическое благополучие. Если человек не испытывает внутреннего психологического комфорта, удовлетворенности собой и своей жизнью, он не несет позитивной энергии и другим людям. Человек, который не чувствует себя счастливым, глубоко травмированный в прошлом, не должен выбирать для себя работу с людьми, а тем более с детьми. Дети — это особо уязвимая категория. У взрослого человека последствия посттравматического расстройства могут сказываться в течение шести лет, а у ребенка эта травма может не изживаться в течение всей жизни. Потом, уже во взрослом возрасте, человек не может понять, почему у него неудачно складывается жизнь.

Если говорить о преподавательской профессии и стереотипе восприятия личности учителя как некоего эталона, то сегодня это восприятие существенно изменяется. Мне кажется, что учитель сегодня спускается с того искусственного пьедестала, на котором он так долго стоял, и далеко не всегда смиряется с утраченной им позицией. А ведь он ходит с нами по одной и той же земле, он совершает какие-то ошибки и, как и все обычные люди, может быть раздраженным, уставшим. По-моему, когда школа и обыденная жизнь не являются какими-то разными мирами — это нормально. Мне не нравится, когда в школах создается некая среда идеальных необычных отношений и когда существует большой разрыв между этими идеальными отношениями и отношениями за пределами школы. Это не очень полезно. Да, дети не могут расти без идеалов. Сегодня возможностей для выбора идеала стало больше. Однако количество еще не гарантирует качества. Опыт показывает, что подростки в основном ориентируются на телевидение, эстраду, интернет. То, что им предлагают популярные фильмы или чаты, в которых они «висят», далеко не всегда радует взрослых.. И все же, хорошо, что в нашей жизни постепенно обмана и иллюзий становится все меньше и меньше. Я считаю, что личность развивается тем успешнее, чем реальнее она видит окружающий мир, без тех розовых очков, которые на нее напяливали в советские годы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать