Учительский апгрейд
О том, может ли Новая украинская школа стать скоростным «лифтом» для современного педагогаУкраинское образование наконец дошло до осознания, что нужно менять зацементированные советской системой базовые позиции, потому что современный учитель должен не просто учить детей, а готовить их к тому, что мир быстро меняется и, окончив школу, ученик должен владеть не только формулами или терминами, а иметь практические навыки и умения, чтобы креативить и быть конкурентным на рынке. Эта амбициозная цель — воспитать поколение современных украинцев — легла в основу Новой украинской школы, которую внедряют с начала текущего учебного года во всех первых классах страны. Но прежде чем учить детей, нужно переучить самих учителей. Правда, когда речь заходит об изменениях, то большинство из них «переводят стрелки» в сторону Министерства образования и науки Украины, мол, именно от него зависит то, кто, что и когда должен делать. А исполнителями должна стать вся властная «образовательная вертикаль», вместе с институтами последипломного педагогического образования. Хотя на самом деле успешность внедрения реформы зависит в основном от прочности внутришкольного треугольника: директор — учитель — родители.
«Опорой для успешной трансформации украинской школы должно стать желание и готовность изменять и изменяться, — говорит редактор сайта «Новая украинская школа» Виктория ТОПОЛ. — Если учитель готов открываться детям, делать обучение интересным, другим, чем это было 20—30 лет, то результат не заставит себя ждать. Так же это касается директора. Если он хочет поддержать учителя и помочь ему внедрять новые методики преподавания, то будет это поощрять и будет применять демократичные методы управления (сейчас, кстати, начали появляться курсы повышения квалификации именно для управленцев — как от государственных институций, так и от общественных организаций). Тем временем авторитарный руководитель будет использовать крик, унижение, иногда угрозы, и это точно не будет способствовать тому, чтобы учитель творчески открывался, а в школе была здоровая учебная атмосфера. То есть на сегодняшний день одно из ключевых препятствий, тормозящих реформу, — это человеческий фактор. Не все хотят изменять подходы. И больше всего, я считаю, зависит от управлений образования и директоров школ, — они могут ускорить реформу, если будут мотиваторами и дадут учителям педагогическую свободу, так и свести ее на нет давлением, из-за которого учитель будет бояться сделать шаг. Поэтому качественные изменения возможны лишь в тех школах, где выстроено демократическое управление. А успешны они там, где их хотят внедрять на всех уровнях».
ВМЕСТО «ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ» — ДИАЛОГИ
Как рассказывает Виктория, на сайт Новой украинской школы часто обращаются учителя. За день поступает до 10 вопросов (и в несколько раз больше в активные периоды, например, начало учебного года). Касаются они прежде всего обязанностей учителя НУШ, работы с классом, надбавок к заработной плате (например, за престижность или инклюзивный класс). В то же время частыми пользователями ресурса являются родители, которые волнуются за поступление своего чада в первый класс, интересуются правилами и вступительными документами. Но иногда случается, что и те, и другие обращаются с проблемами, которые можно решить на раз-два в пределах школы или же на уровне местной власти, но проявлять инициативу никто не хочет.
«Перед началом учебного года были случаи, когда родители требовали от нас, чтобы мы обратились в Минобразования и «выбили» деньги на ремонт классов или мебели, хотя это ответственность местной власти. Были банальные вопросы от учителей НУШ, обязаны ли они мыть детские игрушки. Это сначала вызывает смех, но потом ты понимаешь, что, наверное, директор приказал помыть игрушки, а учитель не хочет это делать. Но стоит ли выносить такие бытовые вопросы на всеобщее обсуждение? — задает риторический вопрос Виктория. — Все ждут «волшебной палочки»: что появится какой-то инструмент и все решится само самой. Нет, так не будет! Нужно переводить образование из вертикальной иерархии в горизонтальные диалоги и решать проблемы внутри, в коллективах, на местах».
МОТИВАЦИЕЙ — ПО ВЫГОРАНИЮ
На самом деле, пожалуй, главная проблема украинского образования в том, что его до сих пор не ценят. Родители говорят, что школа плохая, там только деньги дерут, а чтобы сдать ВНО, все равно нужно нанимать репетитора. Учителя сетуют на безразличие учеников, распущенность, давление руководства и маленькие зарплаты — никакого удовлетворения от работы. Дети вообще не понимают, для чего они ходят в школу, учительница предмета не знает: «все это есть в Googlе, а учеба, это для ботанов». В результате, получаем первокурсника, которому еще на первой паре в вузе говорят: «Забудьте все, что вы учили в школе, оно в жизни вам не понадобится». Разорвать порочный круг обесценивания украинского образования можно будет тогда, когда в школах будут работать мотивированные учителя, — это понимают все участники школьного треугольника. Учитель должен иметь возможность учиться, развиваться и внедрять свои и перенятые практики. Со своей стороны Виктория добавляет, что только тот учитель может заинтересовать ученика, который горит своей работой, любит и знает свой предмет.
«Учеба в школе должна быть интересной. Когда ты сидишь 45 минут за партой, сложив рука на руку, то это не урок, — добавляет редактор. — Во-вторых, детям важно показывать, для чего нужно учиться, но не такими абстрактными вещами, как «школа нужна для поступления в университет». Эти вещи уже не воспринимаются. Действуют примеры, когда знания применяются на практике и они могут помочь решить определенные проблемы. Также хорошо срабатывает модель, когда детей в пределах учебы ведут в какую-то компанию, на завод, еще куда-то и показывают, как то, что они изучали, нужно людям, работающим на предприятии. Это классно, это работает как мотивация. Третий компонент — это учителя. К сожалению, многие из них выгорели. Им действительно нужен отдых, они не способны мотивировать себя, не говоря уже о школьниках. Возможно, когда они пришли в школу, то любили детей, были готовы работать, заинтересовывать, творчески подходить к работе, но они выгорели по разным причинам, просто потому, что это ежедневное взаимодействие с детьми. Это сложно, это психологическая нагрузка. Но не может учитель, у которого не горят глаза, зажигать детей. Следовательно, нужно позаботиться о серьезной и системной психологической работе именно с учителями. Этого пока нет».
«ПОЕЗД НУШ» УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ
Как сообщает Минобразования, в этом году предусмотрено еще 1 млрд гривен на оснащение классов Новой украинской школы, куда придут учиться первоклассники в сентябре 2019-го. Также более 265 млн грн выделено на повышение квалификации учителей, которые будут обучать этих учеников. Такие инвестиции стали возможными благодаря поддержке правительства и парламента, которые заложили и поддержали выделение этих средств в бюджете 2019 года. То есть, как бы ни развивалась ситуация в государстве, «поезд НУШ» уже не остановить, убеждает Виктория Топол. Реформа образования будет продолжаться и обрастать результатами, для этого есть большая часть законодательной базы и отряд «агентов перемен» среди учительского сообщества в разных регионах Украины.
«В реформе работает много людей — это не только учителя и управленцы, туда также активно влились общественные организации, международные доноры. Она имеет поддержку на разных уровнях. Это мощный лагерь людей, которые при любых обстоятельствах и политических раскладах будут пытаться не позволить свернуть реформу образования, потому что она необходима. Ведь образование — пожалуй, единственная система, которая может как улучшить экономику всей страны, так и помочь конкретному ребенку найти свое место в современном мире. Мы все надеемся, что до выборов будет принятый закон «О полном общем среднем образовании», который 13 марта уже утвердил Кабмин и который придал сил реформе, — резюмирует експерт. — Но говорить сейчас о том, что реформа образования однозначно прижилась и она успешна, пока рано. Мне приходилось общаться со многими учителями, которые готовы распространять свои знания в педагогических практиках. Хотя я так же вижу учителей, которым не нравится работать по-новому. Реформа в процессе, она распромстраняется среди тех людей, которые заинтересованы в изменениях, и отбрасывает тех, кто ее не воспринимает».
Говорить о первых существенных плюсах и минусах Новой украинской школы стоит, когда нынешние первоклассники окончат 4 класса и перейдут в среднюю школу. Тогда можно будет оценить, насколько у учеников проявляется математическая компетентность, читательская компетентность и можно будет измерять, насколько и как их знания и компетентности изменились, по сравнению с детьми предыдущих поколений.
Выпуск газеты №:
№47-48, (2019)Section
Общество