Учитесь защищать свои права!
Общественная организация «Качество жизни» обещает помочьВ январе минувшего года Закон Украины «О защите прав потребителей» вышел в новой редакции. Процедура обращения покупателя с жалобой усложнилась. Если раньше, скажем, при покупке некачественной обуви или бытовой техники, можно было напрямую обращаться в торговую точку, теперь необходимо получить заключение экспертизы. Отстаивать свои права в таких условиях решится не каждый. По данным Всеукраинского общества потребителей только 20% украинцев все-таки жалуются на недобросовестность и брак, а 86% респондентов согласны с тем, что «защита своих прав — это, в любом случае, скандал, который портит здоровье и настроение».
Безусловно, приобретя некачественный автомобиль, покупатель до последнего будет требовать возврата денег. Но пару бракованных носков на экспертизу не понесет. А зря, уверяют учредители Всеукраинской общественной организации «Качество жизни»: чтобы не жертвовать чувством собственного достоинства, на некачественные услуги, товары и сервис нужно жаловаться всегда.
Дорогостоящий парфюм именитой марки харьковчанка Ирина приобрела в специализированном магазине. Мило улыбаясь, продавец нахваливала ее хороший вкус, правда, распаковать парфюм отказалась. «Если я открою, а вы передумаете? Распечатанную коробку никто не возьмет!» Уже дома вместо обещанных «Nina Richi» женщина обнаружила дешевую подделку. Однако в магазине ситуацию проигнорировали. «Наличие чека — еще не аргумент!», — сообщили растерянной покупательнице.
Свой гневный отзыв Ирина разместила на сайте «Качество жизни». Не прошло и недели, как с ней связались владельцы магазина. Заменили брак, предложили карточку скидок — в общем, всеми правдами и неправдами попытались уладить конфликт.
— Мы не можем выписать штраф или отобрать лицензию, — рассказал «Дню» Александр Ладыгин, председатель совета Всеукраинской общественной организации «Качество жизни». — Наша основная задача в другом: выявлять и обнародовать факты нарушения прав потребителей. Это только кажется, что хамы и бракоделы ничего не боятся. Огласка — самый действенный способ борьбы с ними. Ведь, зная о том, что в конкретной торговой точке обвешивают и обсчитывают, люди просто перестанут делать там покупки.
Фактов обмана — действительно, масса, и практически все они — хрестоматийные. В обувном магазине отказываются возвращать деньги за бракованную обувь, кому-то продали нерабочий фен, испортили дубленку в химчистке...
— Вместо положенных 16 грн., за четыре пальчиковые батарейки, мне в супермаркете выбили 22, — говорит Сергей Павловский, один из учредителей и активистов общественной организации. — И какой с них спрос? Говорят: наверное, переоценка! Был случай: на СТО установили не ту резину, а когда человек стал жаловаться, вежливо ответили: не морочь голову и иди отсюда. Мы разместили его отзыв на сайте. Сначала из СТО звонили с угрозами: мол, что вы себе думаете! Кто вы такие! Но очень скоро поняли — с клиентом нужно договариваться по-хорошему.
Эксперты уверяют, что в большинстве таких случаев необходима грамотная юридическая консультация. Получить ее совершенно бесплатно можно на сайте организации «Качество жизни». Здесь же советом, как вести себя в той или иной ситуации, делятся и сами потребители. Сообщить «куда следует» можно даже на официанта, нагрубившего в ресторане.
Вывод прост: человеку самому решать, куда звонить в случае нарушения его потребительских прав — Госдепартамент по защите прав потребителей или на горячую негосударственную линию. Главное, что- то делать. Защищая свои права, человек перестанет чувствовать себя ущемленным, и в конце концов — даже получит от этого моральное удовольствие.
Выпуск газеты №:
№134, (2007)Section
Общество