Удастся ли Леониду Кучме на пенсии покататься в днепропетровском метро?
За три года эксплуатации Днепропетровский метрополитен перевез пятьдесят миллионов пассажиров. Событие это в прошедшую пятницу отметили торжественно, а «юбилейному» пассажиру, угодившему в объятия метрополитеновцев, мэр города Николай Швец вручил цветы и подарки.
Впрочем, как выяснилось на пресс-конференции, радоваться работникам днепропетровского метро сегодня особенно нечему. Заработанные средства лишь на 30 процентов покрывают суммы, необходимые для эксплуатации «подземки», а три четверти пассажиров — льготники. Убытки метро с нынешнего года должен компенсировать городской бюджет, который впервые в истории Днепропетровска принят с дефицитом. Посему в первом квартале оттуда получили всего десять процентов от запланированного. Остановилось и строительство пяти станций в центре города. Для того, чтобы довести их до ума, требуется по крайней мере тридцать—сорок миллионов в год на ближайшее пятилетие. Однако таких средств, по словам мэра Днепропетровска, у города и региона сегодня нет. За деньгами местные власти уже не раз обращались к своим землякам в Киеве — премьер-министру и Президенту, но те, по вполне понятным причинам, пока молчат.
Кстати, именно Леонида Кучму днепропетровские метрополитеновцы считают своим первым пассажиром, открывшим в декабре 1995 года движение. Его же ныне венчают лаврами главного метростроителя. Впрочем, в Днепропетровске хорошо помнят, как Леонид Данилович после открытия метро собственноручно вручил орден Ярослава Мудрого другому метростроителю Павлу Лазаренко. Оба они в те дни стали почетными гражданами родного города, а посему имеют и право бесплатного проезда в общественном транспорте, в том числе и в метро. Кто знает, может быть и им пригодится эта льгота — Леониду Даниловичу после выборов, а Павлу Ивановичу — в случае благоприятного возвращения на родину. Если, конечно, метрополитен к тому времени не остановится.