Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украина – Голландия: забытое возвращение реликвий

139 рисунков и три гравюры из так называемой коллекции Кенигса — этот акт стал одним из наиболее значительных с начала 2000-х годов примеров реституции культурных ценностей, утраченных в результате Второй мировой войны, не только в Европе, но и в мире
10 июня, 12:04
ЭРХАРД АЛЬТДОРФЕР (1512—1591 гг.). «ДВЕ ДАМЫ ВЕРХОМ НА КОНЕ». ВОЗВРАЩЕНО В ГОЛЛАНДИЮ

Референдум в Голландии относительно ассоциации Украины с Евросоюзом стал, действительно, шоком для украинцев. И большой обидой. Возник простой вопрос к голландцам — а что, собственно, мы вам такого плохого сделали, что вы пришли на участки и высказались против нас? Уверен, что ни один из тех, кто проголосовал против ассоциации Украины с Европейским Союзом, не сможет четко объяснить это свое решение. А целенаправленныя агитационная кампания против такой ассоциации, которая велась на территории Голландии на протяжении нескольких месяцев и которая требовала колоссальных финансовых и организационных ресурсов, со всей очевидностью указывает на то, что эта страна является еще одним полем боя в «гибридной» войне России против Украины. К тому же Украина стала жертвой внутреннеполитического противостояния между голландскими евроскептиками — противниками укрепления Евросоюза и сторонниками объединенной Европы.

Но при всем понимании силы той скоординированной атаки на сознание рядового голландского обывателя, все же удивляет проявленное им безразличие, непонимание вопиющих угроз спокойствию Европы, а также короткая память.

В частности, накануне референдума голландцев методично раздражали историями о нескольких старинных картинах, которые десять лет тому назад похитили из провинциального голландского музея, следы которых вдруг оказались на территории Украины и которые сами владельцы считают далеко не шедеврами, а ценными именно по своему мемориальному значению. Но похоже на то, что и голландское общество, и голландское правительство уже забыли, что 8 июля 2004 г. во время саммита «Украина—ЕС», проходившего в Гааге, в роттердамском Музее Бойманс состоялась официальная церемония передачи президентом Украины Л. Кучмой 139 рисунков и трех гравюр из так называемой коллекции Кенигса правительству Королевства Нидерландов. Этот комплекс рисунков принадлежал к одному из самых выдающихся европейских собраний произведений искусства — так называемой «коллекции Кенигса», или сборника рисунков старинных мастеров ХV—ХVI вв. известного коллекционера Франца Кенигса (1881—1941). Возвращенные рисунки оказались в Украине после Второй мировой войны. Их стоимость, очевидно, составляет десятки и сотни миллионов долларов. Но значение для мировой культуры — бесценно. В конечном итоге, данный акт стал одним из наибольших с начала 2000-х годов примеров реституции культурных ценностей, утраченных в результате Второй мировой войны, не только в Европе, но и в мире. И вот об этом благородном жесте Украины в Голландии, похоже, уже забыли. А могли бы и вспомнить. И учесть. Но и не вспомнили, и не учли. Ну, а наши чиновники об этом им со своей стороны вовремя не напомнили, хотя и могли перед референдумом эту коллекцию посетить с осмотром в сопровождении голландских и других СМИ, чтобы привлечь внимание к такому позитивному примеру действий Украины относительно Нидерландов. По-видимому, сами уже забыли об этом даре Украины.

Поэтому считаем целесообразным напомнить об этом неординарном событии.

Во время Второй мировой войны Нидерланды потеряли немало выдающихся коллекций произведений искусства и отдельных предметов культуры, которые в течение послевоенных десятилетий стали предметом поиска со стороны государства, владельцев и их наследников. Среди них особое место занимает сборник рисунков старых мастеров ХVI—ХVII вв. известного в Европе мецената и коллекционера Франца Кенигса (1881—1941). По одним данным, созданная им коллекция насчитывала 2671 рисунок. По другим — кроме рисунков также включала в себя 47 картин. Ф. Кенигс был гражданином Германии, родился в небольшом городке поблизости Кельна, происходил из семьи банкиров. В 1911 г. унаследовал должность директора банка «Дельбрук, Шиклер и КО» (Берлин). С 1921 возглавил вновь созданный банк в г. Кельн («Delbruck von der Heydt&Cie») и организовал на территории Нидерландов в  Амстердаме компанию для ведения международного бизнеса и предоставления банковских услуг. В 1922 г. поселился на голландской территории неподалеку от границы с Германией. По одним данным, именно в течение 1921 — 1935 гг. происходило формирование его так называемой «первой коллекции», когда он осуществил целенаправленные закупки произведений искусства, которые впоследствии вошли в известную «коллекцию Кенигса». По другим данным, коллекция перестала пополняться уже в 1931. Отдельные исследователи утверждают, что Ф. Кенигс, кроме занятий бизнесом, сотрудничал с немецкой разведкой.  

В связи с мировым финансовым кризисом, Кенигс был вынужден взять в 1929 г. кредит в амстердамском банке «Лиссер-Розенкранц» («Lisser&Rosencranz») под залог своей коллекции. Однако он не смог вовремя вернуть средства и в 1933 г. право собственности на коллекцию перешло к директору и владельцу банка Зигфриду Крамарскому (также гражданину Германии). В 1935 г. коллекция была помещена на временное хранение в Роттердамский Музей Бойманс (основанный в 1847 г. на основе частной коллекции Франса Якоба Отто Бойманса, которая была подарена им городу). В течение 1935—1939 гг. коллекция неоднократно выставлялась (около 20 раз), в том числе на территории Германии. С началом преследований евреев в нацистской Германии, З. Крамарский пытался вывезти ее в США, однако ему удалось отправить лишь три картины — работы Сезанна и Ван Гога. Когда в октябре в 1939 г. он обратился в Музей Бойманс, чтобы ему вернули коллекцию рисунков для отправки в США, директор музея Д. Ханнем всячески задерживал их передачу владельцу. Угроза нацистского вторжения в Нидерланды заставила Крамарского выехать из страны в Канаду без «коллекции Кенигса». Уже во время  пребывания в эмиграции состоялись его переговоры относительно продажи коллекции роттердамскому угольному магнату и коллекционеру Д.Г.     ван Бейнингену. Стоимость соглашения должна была составить один миллион голландских гульденов. В апреле 1940 соглашение было официально заключено, и ван Бейнинген получил все права собственности на него. А уже с начала августа 1940 в условиях нацистской оккупации Голландии начались его переговоры с уполномоченным А. Гитлера в деле создания так называемого «музея Фюрера» в г.  Линц и его специальным советником по делам искусства, директором Дрезденской картинной галереи Г. Поссе относительно продажи части этой коллекции за 1 млн 500 тыс. гульденов. В процессе переговоров, которые завершились 3 декабря 1940 г., окончательная стоимость соглашения составила 1 млн 400 тыс. гульденов. Однако только лишь 5 марта 1941 г. представители Государственной картинной галереи в Дрездене получили четыре ящика с рисунками для перевоза специальным автомобилем в Германию. В целом, тогда было продано в Германию 528 рисунков. После того, как часть коллекции была продана, ван Бейнинген подарил вторую часть оставшегося сборника Музею Бойманс — около 2200 рисунков (по другим данным — около 2100 ед.), а также четыре картины И. Босха и четыре картины П. Рубенса.

В годы войны, начиная с 1942 года, проданные в Германию рисунки хранились вместе с другими коллекциями Дрезденской картинной галереи (Граверной палаты) в замке в г. Веезенштайн. Там они были найдены советскими военными после завершения войны, и большинство их вывезено в СССР вместе с другими немецкими культурными ценностями. В 1987 г. правительство НДР официально передало Нидерландам 33 рисунка из состава бывшей «коллекции Кенигса», оставшейся в музеях Дрездена и Лейпцига со времен войны и послевоенных лет. О судьбе других рисунков не было известно. В 1989 г. в Нидерландах был опубликован официальный каталог о потерянных рисунках из «коллекции Кенигса». В октябре 1992 г. министр культуры Российской Федерации Е. Сидоров неожиданно заявил, что часть коллекции найдена в России. В следующем году, в апреле 1993, во время заседания совместной российско-голландской рабочей группы по вопросам «коллекции Кенигса», которая начала рассматривать официальные требования относительно их возвращения в Нидерланды, стало известно, что речь идет о 307 рисунках из состава коллекции, находившихся в отделе рисунков Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. В ходе двусторонних переговоров была достигнута договоренность о проведении выставки этих рисунков, подготовки и публикации их каталога.

Однако вопрос относительно возвращения в Королевство Нидерландов найденной части потерянных в результате войны рисунков из «коллекции Кенигса» вызвал большие дискуссии в Российской Федерации. Часть российских правительственных чиновников и известных деятелей культуры категорически отрицали как правовые основания, так и в целом целесообразность возвращения рисунков в Нидерланды. Как следствие, Россия до сих пор отказывается вернуть в Нидерланды перемещенную на ее территорию часть «коллекции Кенигса», которая и сейчас находится в Москве. И похоже на то, что большинство голландцев этим вовсе не обеспокоены.

Начиная с 1998 г. Нидерланды неоднократно направляли запросы в адрес правительства Украины относительно возможного местонахождения произведений искусства из «коллекции Кенигса» также на украинской территории. Однако лишь в середине 2001 г. украинская сторона официально подтвердила пребывание в фондах Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко 139 рисунков и трех гравюр ХV—ХVII вв. из ее состава. Во время встречи между премьер-министром Нидерландов Я.П. Балкиненом и президентом Украины Л. Кучмой, которая состоялась в Нью-Йорке в сентябре в 2003 г., тема их реституции в Нидерланды стала одним из ключевых вопросов двусторонних переговоров. 18 марта 2004 г. Кабинет Министров Украины утвердил распоряжение относительно целесообразности передачи правительству Королевства Нидерландов рисунков из «коллекции Кенигса». Как объясняли тогда правительственные чиновники, это было сделано «учитывая важность активизации развития двусторонних отношений между Украиной и Королевством Нидерланды в контексте определенного курса на европейскую интеграцию, а также соблюдение Украиной европейских стандартов относительно реституции культурных ценностей». 

Это решение вызвало масштабную и острую дискуссию на разных ступенях украинской власти и в украинском обществе в целом. Были и резкие отрицания против «односторонней» и «преждевременной передачи украинской части «коллекции Кенигса» в Голландию. И все же украинская власть осуществила этот акт добровольной передачи выдающихся культурных ценностей Королевству Нидерланды, которое считает эти шедевры искусства своим национальным достоянием.

Но помнит ли этот жест доброй воли со стороны Украины нынешнее голландское правительство и голландское общество в целом?

Это мы сможем увидеть уже очень скоро.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать