Украина — США: «Чужое», «Другое», «Свое»

В Лос-Анджелесе проходила XVIII Международная научная конференция по новым направлениям в гуманитаристике («On new directions in the humanities»). Признаюсь, что, наверное, из всего американского мира именно в Лос-Анджелесе мне выпало побывать чаще всего. Что поразило на этот раз?
ПО ТУ СТОРОНУ АТЛАНТИКИ
США — страна со многими лицами. Это разнообразие ощущаешь уже в аэропортах, когда ждешь очередной пересадки, чтобы добраться до конечного пункта. Прежде чем приземлиться в Лос-Анджелесе, мне пришлось сделать две пересадки в Штатах: в Нью-Йорке и в Хьюстоне. Каждый аэропорт в некоторой степени отражает «этноментальность» своего региона (штата). В этом плане Соединенные Штаты — демократическая страна-империя, которая простирается от Тихого океана до Атлантического. Это на наших картах Европа расположена в центре, и мы привыкли, что на западе — США, а на востоке от нас — Азия. На американских картах мир разворачивается, начиная именно с этой страны. Штаты имеют на своей территории почти все климатические зоны, временные сдвиги (когда ночь становится днем и наоборот) — также одна из проблем, которую приходится преодолевать, отправляясь в эту страну. Я прилетел в Лос-Анджелес поздно ночью (почти в полночь). Еще в самолете ощутил сильный холод, а когда вышел из самолета, то увидел, что Лос-Анджелес ночью (даже летом) — явление вовсе не курортное.
Во время путешествия на этот континент с авиакомпанией Continental мне пришлось сделать пересадку в Мюнхене. Там со мной произошел интересный случай: во время регистрации на рейс в США нужно пройти паспортный контроль и ответить на некоторые вопросы офицеру безопасности. Обычно такие вопросы задает офицер в Штатах. Так вот, в Мюнхене госпожа офицер задала сначала мне несколько вопросов (когда именно я собирал чемодан, не просил ли кто-нибудь меня что-то взять с собой, не подбросил ли мне чего-то случайно водитель такси, когда я добирался в аэропорт и т. д.). Однако после этой неожиданной процедуры меня попросили задать эти же вопросы, но на родном языке другому гражданину. Как оказалось, уже битый час офицеры пытались получить эту «секретную» информацию от согражданина, который летел в США из Львова. Но этот человек почему-то не владел английским в той мере, чтобы убедить службу безопасности и контроля в своей «благонадежности».
Конечно, мне было несложно поработать переводчиком, за что потом меня и поблагодарила служба контроля, но все-таки: вопрос в том, какой имидж создает Украина в мире, если таких случаев будет достаточно много? С другой стороны, возникает вопрос, так ли плохо мы владеем английским по сравнению с гражданами других стран — Африки, Азии? Сегодня украинцы поставлены в сложные условия визового контроля, который забирает много времени и оставляет после себя, как правило, неприятный осадок. Все время приходится оправдываться, что ты не верблюд и не собираешься оставаться в цивилизованной стране, а вернешься в свою Украину, «по умолчанию» — страну третьего сорта. Это проявляется даже в том, что украинцы не имеют возможности купить дома через интернет билеты на американские авиакомпании, так как, чтобы оплатить билет, нужна кредитка, которая была бы выдана американским банком, поскольку украинские банки для мирового сообщества не являются вызывающим доверие партнером.
Хотя, безусловно, у каждой страны свои тараканы в голове, как говорят британцы. К примеру, когда я был в Лос-Анджелесе, меня поразила система оплаты в общественном транспорте (в частности, в автобусах). Так, проезд может стоить 75 центов или 1 доллар. Когда заходишь в транспорт, сразу нужно оплатить проезд, положив нужную сумму в автоматизированный аппарат. Так вот, вся проблема в том, что эта машина не выдает сдачи. То есть можно положить и 10 долларов вместо 75 центов. У водителя также не стоит просить сдачу. Вот и бегают американцы и туристы от лотка к лотку с просьбой разменять крупные купюры на мелочь. Конечно, такая система не могла не потешить. Для американцев проезд в общественном транспорте — это головная боль. Хотя, конечно, надо сказать, что, опять-таки по неписаному правилу все люди с положением должны пользоваться собственным авто.
Лос-Анджелесское метро — тоже феномен довольно особый, кое-где даже ужасающий. Почему-то подавляющее большинство пассажиров — представители афро-американского сообщества, которые ведут себя довольно вызывающе. В этом случае можно было бы обратиться к психоанализу и постколониальным исследованиям: колонизированный надевает маску колонизатора, чтобы таким образом распрощаться с травматическим опытом прошлого. По крайней мере подобным образом интерпретирует эти ситуации Ф. Фенон. Но даже киевское метро со всей толкотней показалось мне значительно комфортнее.
Также бич нынешней Америки — «бомжи», то есть социально незащищенные люди, выброшенные системой на произвол судьбы. Финансовый кризис очень ударил по экономике и социальной сфере. В конце концов, сегодня американцы довольно скептически настроены в отношении политики Барака Обамы, доказывая, что, несмотря на весь позитив Обамы как человека, он — довольно слабый администратор. Поэтому и не сможет победить в борьбе за второй срок. Экономисты, участники конференции, также отмечали, что Штаты сегодня переживают второй кризис, который может привести к неутешительным последствиям. Одна знакомая, которая живет в маленьком городке Боллинас в Калифорнии, американская поэтесса Барбара Кейфетс (экономист по специальности) призналась, что в экономическом плане США переживают сложные времена. «Мы стали страной потребления и чрезмерных выбросов». Конечно, трудно сравнивать экономические кризисы в Украине (где вообще цивилизованных форм управления экономикой не существует) и в Соединенных Штатах, где все-таки человек ощущает свою социальную защищенность. Хотя, признаюсь, на конференции многие ученые по вопросам, касавшимся социальных тем, критиковали нынешнюю социальную политику США, в частности представители из Австралии. Возможно, в Штатах взгляду посетителя до такой степени не заметны эти плачевные изменения. Улицы наполнены отдыхающими, Бродвей — туристами, Санта-Моника живет развлекательной жизнью, а Голливуд утопает в новых проектах.
Поразил меня и тотальный американский билингвизм. В аэропортах США «неписаным правилом» стало объявлять все рейсы на английском и испанском языках. На улицах также можно в равной мере услышать эти языки. Поразило количество бездомных. Еще пять лет назад такого повального засилия «бомжей» в центральных районах возле Аллеи славы или в Беверли-Хиллз не было.
УКРАИНА: ВЗГЛЯД ИЗ «ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ЭКСПРЕССА»
Однако не стоит так уж критиковать чужой монастырь, если в собственном ситуация, возможно, еще хуже. Если говорить об Украине, то у нас самый страшный кризис, как известно, имеет социогуманитарную природу. И на этом фоне экономические и финансовые неурядицы не кажутся столь угрожающими. Так случилось, что на этой конференции в Лос-Анджелесе была еще одна участница родом из Украины (из Крыма), хотя она была представлена как участница из Греции (поскольку сейчас учится в Докторской школе в Салониках, штудируя греческую литературу). Наша дискуссия оказалась довольно интересной. Во-первых, в новой среде у человека менее сильна связь со своим социокультурным контекстом, а потому на поверхность выходят те базовые константы человеческого сознания, по которым можно определять социоэтнические особенности человека. Конечно, не буду обобщать, однако, на мой взгляд, уважаемая представительница из Крыма все-таки озвучила измерения собственной идентичности, которая в некоторой степени представляет крымскую идентичность. Все важные аспекты можно охарактеризовать через такие векторы: 1) Крым — это русская земля; 2) Россия — правонаследница Киевской Руси; 3) большая часть населения России — славяне, а потому Украина и Россия — братские славянские народы; 4) государственность и историчность украинской нации — под большим вопросом; 5) Голодомор — результат неурожая; говорить о Голодоморе как акте целенаправленного геноцида со стороны Сталина в Украине — чепуха, от Голодомора значительно больше пострадали регионы России; 6) в 30-е годы на Соловках, посреди Сандормоха, погибло столько же интеллигенции, сколько и в России; 7) оранжевая революция — одиозная иллюзия, инспирированная Америкой; 8) американцы (в частности во время учений «Си-Бриз») ведут спецоперации в Украине, ориентированные на раскол между Россией и Украиной. В завершение можно сказать, что Крым сегодня стремится лишь к одному — вернуться в лоно России, откуда незаконно был отделен. По мнению моей коллеги, Украина во времена Ющенко начала вести агрессивную политику в плане «украинизации», чем вызвала снова раскол между украиноязычными и русскоязычными сегментами населения.
Несмотря на всю критику предыдущего режима и, в частности, Виктора Ющенко, все-таки трудно не согласиться с тем, что с 2005 года Украина получила курс на европейскую интеграцию и на утверждение себя в мире как европейской нации. Да, было сделано немало ошибок и просчетов в административной политике, шанс Оранжевой революции был утрачен бесповоротно. Но, по сравнению с нынешней государственной политикой, Украина стремилась утвердить свою национальную идентичность. Для моей крымской коллеги само понятие «идентичность» представляется также чем-то надуманным (хотя оно вошло в научный оборот во многих национальных терминосистемах мира). Однако что и говорить, если Голодомор считать выдумкой Украины, чтобы ухудшить отношения с Россией. Меня удивило разве что достаточно трезвое отношение представительницы Крыма, которая имела возможность сравнить жизнь в Украине и Европе, к нынешней власти и нынешнему Президенту. Это отношение также довольно скептическое, Крым не поддерживает нынешнюю государственную политику, в которой хотя и имеется приоритетный «диалог» с Россией, однако в самой стране за несколько месяцев все перевернулось с ног на голову. И времена Леонида Кучмы кажутся настоящим украинским ренессансом. Это соображение имеет свой смысл, если вспомнить, что к власти Виктору Януковичу помог прийти именно Виктор Ющенко, допустивший огромные кадровые ошибки, роковые для украинской истории. Что ж, теперь социогуманитарное пространство в Украине снова перекраивают, историю переписывают, выставляют новые приоритетные задачи для Института национальной памяти. Дескать, не только трагическими сюжетами нужно заниматься, а учитывать и положительный опыт, ориентируясь на достижения Мечникова, Ландау, Королева, Довженко...
МИФЫ: СВОИ И ЧУЖИЕ
Тем не менее, почему-то за эти 19 лет Украина так и не стала монолитной в плане собственной идентичности. Украина осознала особую специфику Крыма, однако Крым так и не освоил украинский язык, хотя формально во всех школах АРК преподают украинский язык и литературу. Признаюсь, что в наших дискуссиях я все-таки перешел на русский язык общения, чем еще больше сбил с толку коллегу. Ведь существует миф, что Голодомор и трагический взгляд на Украинуявляется «бедой» украиноязычных («быдломовных», как выражаются в Крыму). Так что сразу услышал удивление и вопрос в ответ: если ты говоришь на русском, то как ты можешь говорить, что Украина пережила Голодомор, спланированный в Кремле? Что какой-то «засланный казачок» Гаретт Джонс прилетел в Юзовку, чтобы записать свидетельства об этой трагедии? В конце концов, специфика крымского мышления — в том, что все подобные утверждения сразу подвергаются сомнению: чего это британец вдруг приехал в Украину? Что же ему понадобилось? Вероятно, он — какой-то британский шпион, который умышленно работал на подрыв отношений между Кремлем и Украиной...
Что можно сказать в ответ? Разве лишь то, что такое сознание вырастает из многочисленных мифов, которые не могут быть уничтожены в один момент, поскольку сконструированы мощной медиа-системой. СМИ в Крыму работают именно на создание такой крымской «идентичности», которая видит себя в приоритетном поле русских ценностей. И Крым сейчас, взывая о притеснениях и украинизации, вовсе не собирается принимать позицию уважения к украинской культуре. Мы знаем украинские народные песни, дети иногда в кружках танцуют украинские танцы — вот и все социокультурное пространство, которым Украина ограничена в Крыму. Украина — некий деревенский, хуторянский мир, мир села, который никогда не сможет сравниться со своими интеллектуальными колонизаторами. Украина только стонет о своих бедах и катастрофах. И главное, что уже молодое поколение крымчан не осознает силы украинской катастрофы 30-х годов ХХ века, когда верхушка украинской интеллигенции (художники, писатели) была полностью уничтожена в лагерях.
Из таких наперед заданных установок не может возникнуть диалог. Все-таки факт, что я перешел на русский, заставил коллегу задуматься над тем, а может быть, и вправду в украинской истории есть нечто, чего я не знаю. Был еще один довольно красноречивый факт. После завершения одного секционного заседания мы подошли поздороваться к профессору философии из Российской академии наук. Она сразу спросила, откуда мы приехали на конференцию. Когда моя коллега ответила, что из Крыма, это не вызвало какого-то удивления. Но когда я сказал, что представляю Национальный университет «Киево-Могилянская академия» и журнал мировой литературы «Всесвіт», то сразу услышал в ответ: «И как же вы там, бедные, страдаете в Киеве из-за вытеснения русского языка!!!» Я сразу же ответил, что мы не страдаем, так как мой родной язык — украинский. Этот факт «поверг проффесора в дикий ужас»; она как-то манерно схватилась за голову и отшатнулась от меня, не найдя, что сказать в ответ украинскому наглецу. Этот факт сбил с толку даже мою коллегу из Крыма: хорошо, они в Крыму говорят на русском, ну, пусть себе в Киеве кто-нибудь говорит на украинском. Почему же это вызывает такую агрессивную реакцию у российских коллег? Неужели все эти дискуссии о вмешательстве России в украинское гуманитарное пространство — правда, а не вымысел? В конце концов, пребывание в Греции помогает осознать, что в Европе каждая нация, каждый регион всегда с должным уважением относится к другому. Вместе с тем в Крыму к украинскому языку на улице (в частности, в Севастополе) относятся крайне агрессивно, что никоим образом не соответствует европейской практике. Неужели встречи между якобы интеллигентными представителями Украины и России должны начинаться с обвинений со стороны России, что еще не вся Украина перешла на российскую систему координат?
ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА: МИРОВОЙ ОПЫТ
Вообще конференция в Лос-Анджелесе собрала специалистов из разных стран мира — от Китая до Канады, от Великобритании до Австралии. Так, докладчица из Китая, доктор филологии Менгменг Джианг рассказывала о постановке спектакля в США на основе романа Дианы Сон «Stop Kiss», в которой рассказывается об адаптации китайской девушки в Штатах в свете феминистических, гендерных, постколониальных проблем. Я спросил о том, известны ли отзывы на эту постановку в Китае, однако госпожа Джианг ответила, что не стоит и думать, что в Китае возможно представить постановку такого произведения на сцене. Что ж, до сих пор в нашем мире проблемы цензуры стоят довольно остро.
В конце концов, конференция оставила положительные впечатления, хотя признаюсь, что самое первое впечатление от мероприятия, ежегодно проходящего в разных странах мира (в прошлом году конференция состоялась в Китае, а в следующем пройдет в Испании), было следующим: и в науке уже все поставлено на рельсы бизнеса. На конференции по гуманитаристике, которая должна была собрать «самых мощных мыслителей» (так было указано в приглашении), были представлены доклады по административному управлению, сельскому хозяйству и текстильному производству в Турции. Однако некоторые выступления, безусловно, поразили. Прежде всего — «пленарные» доклады профессоров Джойс Эплби (Joyce Appleby), известной во всем мире исследовательницы истории, и Дэвида Сторка (David Stork), работающего над разработкой проектов в плоскости «компьютерного искусства». В выступлении была представлена программа, которая в компьютерном режиме анализирует, насколько удачно художник воссоздал перспективу, не ошибся ли в зеркальных отражениях, освещении и т. д. Все это помогает понять, как рисовали в средневековье и во времена Ренессанса. В нашей части мира мы привыкли считать, что именно в эпоху Возрождения появилось представление о перспективе. Как убедил профессор Сторк, этот тезис — признак невежества. Перспектива имеется и в средневековье, а вот с 1430 года произошла «революция» в живописи — изобретен оптический прибор для воссоздания реальности. Именно благодаря оптическим приборам-линзам и были созданы шедевральные произведения той эпохи.
Интересной была встреча с учеными из Гуама. К своему стыду, я не смог сразу сориентироваться, где расположена эта страна (что такое БАМ, я знаю, а вот Гуам?!). Профессор Ивлин Флорес рассказала о работе над Антологией литературы этого региона, о борьбе гуамцев за независимость и о конструировании национальной идентичности представителей этого региона, формально принадлежащего США.
УКРАИНА ИЛИ УКРАИНЫ?
Наверное, уже пора поставить точку, и мне ясно, что эти соображения — лишь торопливые наброски того, что удалось увидеть, к чему я имел возможность прикоснуться во время конференции в Лос-Анджелесе. Это путешествие оказалось чрезвычайно плодотворным: оно дало возможность лучше осознать нынешнюю ситуацию в моей стране с тысячекилометрового расстояния, по ту сторону Атлантики. Украина должна продвигаться в мире, должна заявлять о себе, чтобы, в конце концов, понять себя и выйти на уровень диалога, а не яростных воплей разных «украин», когда кто-то уже окончательно потерял способность слышать, а кто-то — говорить.
Выпуск газеты №:
№162, (2010)Section
Общество