Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинцы в Турции

Наша громада активно налаживает связи с местными организациями и старается сохранить национальную идентичность
03 февраля, 18:21

Украинская диаспора часто ассоциируется (а бывает, и отождествляется) с общинами в США и Канаде. Это и неудивительно, ведь украинцы живут там более сотни лет, да еще время от времени занимают высокие должности. В то же время мир украинской диаспоры намного разнообразнее и охватывает и молодые общины, в частности, в Турции. О том, какова их жизнь, можно узнать из исследования «Украинцы Турции: общество, идентичность, будущее», которое недавно подготовил и презентовал Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника». Что украинцам нравится в Турции, а чего не хватает? Какова идентичность детей в смешанных браках? Как дипломатическим учреждениям и общественным организациям удалось построить успешную коммуникацию? Это только несколько вопросов, которые подняты в исследовании.

ПОЧТИ 300 СТРАНИЦ АНАЛИТИКИ

«Украинское сообщество в Турции — молодое, в него входят украинцы с разной мотивацией миграции, квалификацией, целью и видением своего будущего. Характер и механизм их общественного объединения тоже выделяет их из общей картины глобального украинства. В этих процессах важную роль сыграло Посольство Украины в Турецкой Республике. А культурные особенности этой мусульманской страны, в которой более 98% населения исповедует ислам, влияют на интеграционные процессы украинцев, — отмечает директор МИОК Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ. — Мы убеждены, что со временем украинское сообщество в Турции приобретет собственную субъектность так, как общественные организации, имеющие давнюю историю, выступая самостоятельными игроками не только на украинском, но и в международном пространстве, и будут успешно коммуницировать не только между собой, но и с другими игроками разного уровня... Начинаем диалог старых и новых организаций». И начало этого диалога действительно мощное — объем исследования, которое в ближайшее время станет доступным на сайте МИОК, достигает почти трехсот страниц. Планируется, что выводы и рекомендации будут переведены на английский и турецкий языки.

Как пояснила кандидат экономических наук, заместитель директора МИОК Оксана ПЯТКОВСКАЯ, исследование состояло из кабинетного этапа и глубинных полуструктурированных интервью с украинцами, проживающими в пяти регионах Турции (самое большое интервью длилось около девяти часов!). На основе данных был сформирован типичный образ украинцев в Турции — это женщины от 25 до 40 лет, которые переехали сюда, потому что вышли замуж. В то же время нужно быть осторожными с обобщениями. Украинцев в Турции от почти 6 тысяч (по данным ООН) до 35 тысяч (как указывает Посольство), так что если рассмотреть подробнее, становится понятно, что цели переезда разнообразны: трудоустройство, обучение, климат, переезд к родным.

Природные условия, социальная политика, правовая культура, мультикультурность были названы как факторы, производящие положительное впечатление о стране. В то время как авторитарный стиль управления государством, нестабильная экономическая ситуация, высокие цены на привычные для украинцев товары и услуги, отличия в менталитете несколько ухудшали его. Что касается межэтнических отношений, то украинцам импонирует открытость турок к иностранцам, их гостеприимство и готовность помочь, а не нравится — непунктуальность, чрезмерная заинтересованность в личной жизни других людей и повышение цен «как для иностранцев».

СЕМЬЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ

Учитывая типичный портрет украинских мигрантов в Турцию, становится понятно, почему тема семьи играет важную роль в исследовании. По словам Виктории ЧЕРЕПЕНЧУК, младшей научной сотрудницы МИОК, что касается отношения к женщинам в турецких семьях, мнения респондентов разделились. «Часть считает, что большой разницы на сегодняшний день уже нет, и то неравенство, которое коренится в турецких традициях, осталось в прошлом. Более того: они отмечали, что в Турции мужчины лучше относятся к женщинам, чем в Украине, и больше уважают своих жен. Однако вторая часть респондентов часто отмечает чрезмерную патриархальность в турецких семьях, — отметила Виктория Черепенчук. — Также часть респондентов рассказала, что турки часто действуют, ориентируясь на общественные ожидания. В частности, речь идет о чрезмерном внимании к порядочности семьи и ее членов. Например, замужним женщинам не принято без присутствия своего мужа общаться с другими мужчинами».

Несколько иная ситуация в случае, если украинки живут в малых провинциальных городках и селах (иногда это зависит и от региона). «По мнению опрошенных, украинки часто не могут смириться с зависимостью от мужа и большим количеством запретов, например, на трудоустройство, ношение той или иной одежды или даже на общение с друзьями или украинским сообществом. Это может часто приводить и к разводам. Однако даже в таком случае украинки могут столкнуться с трудностями, ведь часто из-за финансовой зависимости и незнания прав они не могут развестись со своими мужьями, поэтому продолжают жить с этими проблемами», — рассказывает Виктория Черепенчук. Что касается запрета на трудоустройство, то речь идет именно об официальном. Это обусловлено тем, что виза семейного типа не позволяет трудоустроиться, а гражданство предоставляется через три года пребывания в браке. Однако украинки часто находят неофициальную подработку: репетиторство, проводят психологические консультации онлайн и т.д. Хотя есть и случаи, когда запрет на трудоустройство идет со стороны мужей или их семей.

В то же время среди опрошенных респонденток есть и те, кто работает в вузах, имеют свой бизнес. Последние, кстати, жалуются на то, что, по условиям турецкого законодательства, работодатели должны трудоустроить не менее пяти турок, если они хотят взять на работу одного иностранца (такое условие обусловлено тем, что в Турции высокий уровень безработицы); это мешает украинцам принимать на работу других украинцев.

С одной группой украинок не удалось поговорить — речь идет о тех, кто принял ислам и активно соблюдает все предписания. Известно лишь, что они не участвуют в мероприятиях, организованных украинским обществом, и, по словам опрошенных, практически полностью меняют свою национальную идентичность.

Что касается идентичности мигрантов в целом, то в большинстве своем они считают себя украинцами, впрочем, их дети уже преимущественно чувствуют себя турками и турчанками (хотя и не забывают об украинских корнях и соблюдают традиции). Причина не только в национальности отца, но и в культурной среде и ценностях общества (в Турции очень высокий уровень патриотизма). К тому же по канонам ислама (как объясняли респонденты), дети отца-мусульманина автоматически становятся мусульманами. В то же время украинки часто учат детей христианству, объясняя все моменты и приобщая к украинским религиозным традициям, в редких случаях даже могут окрестить детей (договариваясь с мужем или тайком). Для самих украинок собственная смена вероисповедания нередко является болезненным вопросом, потому что признают, что часто это было вынужденное решение (о котором они не говорили своим родным).

Однако в целом значительная часть украинцев удовлетворена своей жизнью в Турции и видит будущее именно в этой стране. Поэтому следует обратить особое внимание на факторы, которые, по словам респондентов, способствуют соблюдению украинских традиций (а значит, и сохранению идентичности): наличие церквей, наличие украинской общины или дипломатических учреждений в месте проживания и, конечно, собственное желание. Отмечают респонденты и позитивные тенденции: все больше людей осознают свою украинскую идентичность и приобщаются к работе украинских организаций. Видение будущего украинской общины у респондентов тоже положительное. Они считают, что со временем изменится статус украинцев с мигрантов в диаспору и отмечают важность воспитания детей в украинских традициях для будущего общества и Украины.

УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Поскольку украинская община молода, насущным вопросом стала «инфраструктура», которая бы помогла украинцам объединиться. И, как рассказали респонденты, эту нишу взаимной поддержки мигрантов заполняли российские объединения — формальные и неформальные. Однако в последние годы ситуация начала стремительно меняться, и теперь украинские общины в разных городах и онлайн выполняют целый ряд крайне важных для мигрантов функций, таких как помощь украинцам в интеграции в турецкое общество, сохранение идентичности и поддержка связей с Украиной.

«В 2017 году произошло знаковое событие, когда собрались представители разных украинских общин в Турции. Они создали Координационный совет украинских общин Турции при Посольстве Украины. Конечно, отдельные организации были и до того, но в этот момент по инициативе Посольства некоторые города были представлены не только отдельными активистами, но даже потенциальными активистами, которые еще не успели многое сделать. И после этого они начали оформлять свои организации, собирать вокруг себя новых активистов и взаимодействовать как между собой, так и с другими дипломатическими учреждениями. И на время проведения исследования в Турции было более 15 союзов в разных городах, — объясняет Юрий МАРУСИК, научный сотрудник МИОК. — Дипломатические учреждения, прежде всего Посольство, направляют грантовую поддержку от МИДа на конкретные проекты, предоставляют помещения, например, для школ выходного дня, устраивают мероприятия. Они не только помогают собственными ресурсами, но и иногда ищут спонсоров, дают советы и консультации. Это, по моему мнению, важный пример, как наши государственные институции могут взаимодействовать с общественным сектором, будь то в Украине или за рубежом. Активисты развернули очень широкую деятельность как в своих городах, так и онлайн: публичные мероприятия, изучение языков, кружки как мигрантов, так и их детей. Активисты распространяют информацию об Украине, а еще помогают украинцам, которые есть в Украине, в частности, речь идет о реабилитации наших воинов и мероприятиях для их детей».

Роман НЕДИЛЬСКИЙ, Генеральный консул Украины в Стамбуле, отметил, что дипломатические учреждения многое делают для того, чтобы украинские организации регистрировались официально, поскольку это очень важно для Турции. «Украинская община в Турции молодая. Потому, как показывает практика, с ней можно и нужно работать. Это процесс на несколько лет, непростой, но может быть реализован, — рассказывает Роман Недильский. — Конечно, больше всего украинцев проживает в Стамбуле. В частности, есть две зарегистрированные организации, которые проводят очень много разных мероприятий. При одной есть украинская субботняя школа, при другой — Международный лицей имени Тараса Шевченко, где проходит преподавание на украинском языке. Лицей сотрудничает с Международной украинской школой, каждый год проводит ВНО. Украинцы имеют возможность учиться здесь на украинском языке, сдавать ВНО и дальше учиться в Украине. Проблем, конечно, возникает очень много, но они решаются. Мы им помогаем, в том числе финансово, насколько можем, потому что понимаем, что вокруг этих организаций люди будут объединяться». В то же время мощными являются ячейки коммуникации и онлайн. В частности, группа в соцсетях «Украинцы в Турции» содержит много информации об общественных организациях, в ней новоприбывшие украинцы могут поделиться своими проблемами и получить помощь.

«В 2017 году при Стамбульском университете на кафедре славянских языков была открыта специальность «Украинский язык и литература». Это впервые граждане Турции имеют возможность учить украинский язык и литературу. 13 декабря мы проводили Андреевские вечерницы: пришло более 40 турецких студентов, изучающих украинский язык и литературу. Общество ознакомило их с украинскими традициями, студенты заинтересованы. Я приятно удивлен, что они прекрасно говорят по-украински, — отмечает Роман Недильский. — В Турции очень большая и мощная крымскотатарская община, с которой нам так же нужно активно работать. По неофициальным подсчетам, их здесь до 5 млн человек. Большинство из них рождены в Турции много поколений назад, но они знают, что являются крымскими татарами, что родители, деды или прадеды были рождены в Крыму, идентифицируют себя с ним и очень активно поддерживают нас, особенно сегодня, в российско-украинской войне».

По словам Романа Недильского, украинская и крымскотатарская общины очень активно сотрудничают в разных областях: от культуры до защиты прав человека. «На 2022 год есть планы представить гастрономические особенности украинской и крымскотатарской кухни, проекты украинских костюмов, вместе с крымскотатарскими. То есть проектов множество. Мы их в следующем году будем реализовывать и финансировать из государственного бюджета», — анонсировал Роман Недильский.

В то же время важна коммуникация украинских общин Турции не только между собой и с Украиной, но и с другими украинскими общинами по всему миру. Помочь этому могут, например, Всемирный конгресс украинцев и Всемирная федерация украинских женских организаций, и некоторые из украинских объединений в Турции уже к ним присоединились. Евгения ПЕТРОВА, и. о. главы СФУЖО, координатор связей с общинами СКУ, пригласила и другие объединения к совместному взаимодействию.

НЕОТЪЕМНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА УКРАИНЫ

«Мы рассматриваем потенциал активных украинцев, работающих для нашего общего блага, даже находясь за границей, как неотъемлемую составляющую человеческого капитала Украины. Миграция — это закономерный процесс, с которым необходимо работать максимально эффективно. Поэтому «Львовская политехника» всячески способствует инициативам по углублению анализа в сфере миграционной тематики и поддерживает чрезвычайно важную серию исследований МИОК по изучению украинских общин в разных странах», — отметила Лилия ЖУК, доктор экономических наук, проректор по научно-педагогической работе и стратегическому развитию Национального университета «Львовская политехника». И исследование «Украинцы Турции: общество, идентичность, будущее» действительно выполняет несколько задач.

Как отметил Максим КОЗИЦКИЙ, председатель Львовской областной государственной администрации, такая аналитика важна для органов власти разного уровня, поскольку дает возможность лучше понять ситуацию в стране, которая является нашим стратегическим партнером, и поможет государственным институтам принимать обоснованные решения по взаимодействию с разными субъектами из Турции. Более того, «вопрос украинской идентичности, роли общины в обществе и экономике в странах, где они постоянно проживают, чрезвычайно важен и прогнозирует будущее украинцев в этих странах, в частности, в Турции», — справедливо отметила Наталия ПОШИВАЙЛО-ТАУЛЕР, вице-президент Всемирного конгресса украинцев.

Ирина Ключковская подытожила: «Даже предварительный обзор свидетельствует о том, что работы хватит для нас всех. Во-первых, для украинцев Турции, уже активно работающих над своим объединением... Для разных общественных организаций — СФУЖО, СКУ, — чтобы интегрировать эти общины в свою среду, дать им почувствовать, что они являются частью украинского глобального мира. Конечно, для нас в Украине, поскольку эти украинцы являются носителями наших правдивых знаний там, на турецкой земле. И мы благодарны, что сегодня с нами есть Управление зарубежного украинства и гуманитарного сотрудничества, потому что это то управление, которое формирует программу сотрудничества с зарубежными украинцами. Очень важно на основе этого анализа определить реперные точки, и на их основе выстроить помощь. Пусть скромную, но нужно помочь школам, потому что мы видим, что вопрос детей — приоритетный. Чтобы эти дети в будущем стали носителями знаний об Украине, нужно укрепить, развить, растить их идентичность».

Тем более, что модель для объединения между собой, с Украиной и другими украинцами по всему миру, которая сейчас выстраивается в Турции, может пригодиться для многих других молодых украинских общин по всему миру.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать