Украинская бюрократия для... иностранцев
Для чего Государственной миграционной службе вводить еще один дорогой биометрический документ — карточку мигранта?
Государственная миграционная служба Украины готовит сюрприз для мигрантов. Для выполнения Закона Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус», принятого в 2012 году, все иностранные мигранты в Украине должны будут получить от ГМС карточку о том, что они мигранты.
Это не случайная тавтология, а обязанность каждого иностранца и человека без гражданства, проживающих в Украине, которую нужно будет выполнять ежегодно. Вскоре правительство утвердит порядок оформления карточки мигранта. При этом и без того непростые требования для получения и возобновления документов, подтверждающих право жить и работать в Украине, с иностранцев не снимаются. То есть карточка мигранта — это довесок к нынешней сложной системе разрешительных документов для иностранцев в Украине. Зачем же тогда требовать, чтобы каждый иностранец в Украине еще получал по карточке мигранта?
ТРИ ОДИНАКОВЫХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТА
По своему содержанию карточка мигранта идентична документам, подтверждающим право иностранцев и лиц без гражданства проживать в Украине: виды на постоянное или временное жительство, удостоверение беженца или удостоверение личности, нуждающейся в дополнительной защите. Эти документы выдаются Государственной миграционной службой, как и карточка мигранта, которая будет выдаваться в будущем. Как и виды на жительство, и удостоверение беженца/личности, нуждающейся в дополнительной защите, карточка мигранта будет содержать цифровой носитель с биометрическими данными. В то время как вид на постоянное жительство выдается бессрочно, а удостоверение беженца/личности, нуждающейся в дополнительной защите, — на три года, карточку мигранта надо будет обновлять ежегодно. (Сейчас ежегодно нужно возобновлять только виды на временное жительство). Таким образом, Государственная миграционная служба будет выдавать каждому иностранцу по два биометрических документа с разными названиями, но одинаковым содержанием. Каждый из них будет иметь свою отдельную цену, которую должны будут заплатить иностранцы.
Зачем вводить карточку мигранта отдельно от видов на жительство и удостоверений беженца или лица, нуждающегося в дополнительной защите, если по своему содержанию это одинаковые документы? Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре...» определяет, что карточка мигранта нужна для создания национальной системы идентификации иностранцев. С помощью этой системы будет осуществляться «контроль за перемещением мигрантов через границу, верификация информации о мигрантах через национальную и международные базы данных правоохранительных органов, получение статистических данных с целью решения вопросов социального обеспечения и налогообложения доходов мигрантов».
Стоит признать, что интегрированная система государственного контроля выполнения норм иммиграционного законодательства — это полностью легитимная цель. Но ее возможно достичь путем налаживания взаимодействия ведомственных баз данных органов власти, принимающих участие в осуществлении иммиграционной политики. Для этого не нужно заставлять мигрантов платить за документ, который нужен государству для координации усилий собственных органов власти.
А система этих органов следующая. Иностранцам и лицам без гражданства нужны отдельные разрешения от органов государственной власти Украины на такие дела: на въезд в Украину, на право жить в Украине и работать по найму. Право иностранца или лица без гражданства въехать в Украину подтверждается визой, которую выдают дипломатические и консульские учреждения Украины за рубежом (кроме граждан стран с безвизовым режимом). То есть это сфера компетенции Министерства иностранных дел. Правомерность пересечения границы иностранцами осуществляет Государственная пограничная служба. Право проживать в Украине подтверждается документами, которые выдает Государственная миграционная служба. Так, вид на постоянное жительство выдается зарубежным украинцам, бывшим гражданам Украины, иностранцам-членам семьи украинцев и некоторым другим категориям иностранцев. Искатели убежища от преследований на родине получают от ГМС удостоверение беженцев. Лица, ищущие защиту в Украине от вооруженных действий и стихийных бедствий на своей родине, получают у Государственной миграционной службы удостоверения личностей, нуждающихся в дополнительной защите. Вид на временное жительство получают члены семей граждан Украины, которые еще не получили вид на постоянное жительство, а также разные категории трудовых мигрантов и члены их семей.
Большинство трудовых мигрантов имеет право работать в Украине на основании разрешений на трудоустройство, которые получают их работодатели в Государственной службе занятости.
Таким образом, органы власти в Украине, с которыми иностранцы взаимодействуют в связи с их статусом мигранта, — это Государственная миграционная служба, Министерство иностранных дел, Государственная пограничная служба и Государственная служба занятости. Каждый из этих органов имеет собственные реестры документов, выданных иностранцам в рамках компетенции органа, и контролирует правомерность действий иностранцев согласно сфере своей ответственности. Если наладить взаимодействие между этими базами данных и регулярный перекрестный анализ их данных, то можно быстро получать данные о действительном положении дел в сфере миграции Украины.
БАЗ ДАННЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО МИГРАНТОВ — ДОСТАТОЧНО
Государственная пограничная служба ведет базу данных, полезную для многих органов, осуществляющих государственную политику относительно мигрантов. Это система «Гарт-1» для ведения учета лиц, пересекающих государственную границу Украины. С ее помощью подсчитывается количество дней, проведенных иностранцами в Украине, — это нужно для автоматического определения, исчерпано ли количество дней, предусмотренных украинской визой или разрешенных безвизовым режимом (типичная ситуация — это 90 дней в течение 180-дневного периода). Эта система осуществляет контроль перемещения мигрантов через границу с 1994 года. И без карточки мигранта.
Данные системы «Гарт-1» представляют интерес для Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной миграционной службы, Министерства внутренних дел, Государственной налоговой службы. По данным этой системы можно проследить, покинул ли человек территорию Украины по окончании срока действия его визы или вида на временное жительство. Это сфера контроля Государственной миграционной службы.
Для того чтобы узнать, провел ли человек в Украине достаточное количество дней, чтобы считаться резидентом Украины для налоговых целей, Государственная налоговая служба может воспользоваться данными системы «Гарт-1». Таким образом, для контроля за уплатой налогов мигрантами также не нужна карточка мигранта.
Система «Гарт-1» является частью межведомственной системы «Аркан», предназначенной для контроля за людьми, транспортными средствами и грузами, пересекающими государственную границу Украины. Эта система успешно объединяет данные Государственной пограничной службы, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Государственной таможенной службы, Государственной налоговой службы, Министерства труда и социальной политики.
Работа над системой «Аркан» была начата еще в 2002 году на основании распоряжения Кабинета Министров Украины. Характерно, что для работы этих баз данных иностранцам не нужно было получать «карточку человека, въехавшего в Украину» или «удостоверение личности, которой считают количество дней пребывания в Украине». Для фиксации пересечения границы мигрантом эти системы используют данные паспортов и документов Государственной миграционной службы, которые подтверждают право мигрантов проживать в Украине (видов на жительство, удостоверений беженца и тому подобное). Поэтому для работы межведомственных систем органов, обеспечивающих соблюдение иммиграционного законодательства, карточка мигранта не добавит ничего нового.
БЮДЖЕТНЫЕ МИЛЛИОНЫ НА НЕНУЖНЫЙ ДОКУМЕНТ?
В остальных сферах жизни иностранцы имеют такие же права и обязанности, как и граждане Украины (кроме права принимать участие в выборах в органы власти Украины). Для уплаты налогов и единого социального взноса из доходов, полученных на территории Украины, они регистрируются в органах Министерства доходов и сборов на общих основаниях. Они регистрируют свое местожительство в органах Государственной миграционной службы так же, как и граждане Украины. Они имеют право свободно отдавать своих детей в украинские школы, детские садики, университеты, а также лечиться в украинских медицинских заведениях. Иностранцам для этого достаточно своего паспорта и вида на жительство или удостоверения беженца/человека, нуждающегося в дополнительной защите. Введение обязанности предоставлять копию карточки мигранта в этих ситуациях приведет разве что к приумножению макулатуры в архивах органов, с которыми взаимодействуют мигранты. Вряд ли это может быть легитимной целью внедрения дорогого биометрического документа в национальном масштабе.
Создается впечатление, что авторы закона под видимостью контроля миграции просто пролоббировали себе дополнительный биометрический документ, за получение которого можно будет изымать деньги с людей. С иностранцев, которые еще более уязвимы к прихотям украинской бюрократии.
Теперь ежегодные скитания всех категорий иностранцев по коридорам территориальных подразделений Государственной миграционной службы станут неотвратимы и регулярны. При этом ГМС сама не готова к этому. Ведь недоукомплектованность персоналом и огромные очереди в территориальных подразделениях Государственной миграционной службы — это наша реальность, еще до введения карточек мигранта. А какой коллапс ожидает территориальные подразделения миграционной службы после введения карточек мигранта, можно только представлять.
Таким образом, нельзя согласиться с тем, что введение карточек мигранта действительно нужно для достижения цели, заложенной Законом Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, личность или ее специальный статус».
Органы власти, принимающие участие в осуществлении иммиграционной политики, способны организовать интегрированную систему идентификации иностранцев и без карточки мигранта. Поэтому положения названого закона о введении карточки мигранта должны быть исключены Верховной Радой как можно скорее. Пока правительство не начало тратить миллионы бюджетных гривен на функционирование системы выдачи документа, который никому не нужен. В конце концов, в кардинальном пересмотре нуждаются и другие положения этого опасного и коррупциогенного закона.
Выпуск газеты №:
№212, (2013)Section
Общество