УКРАИНСКАЯ ПАСТВА В КАЗАХСТАНЕ
АПОСТОЛЬСКИЙ ВИЗИТАТОР
Несколько лет тому назад, уже в новое время началось установление контактов Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) с украинцами, которые когда-то по своей или, чаще, не по своей воле оказались в Казахстане и сейчас являются гражданами Республики Казахстан. Для многих наших земляков церковь стала первой и до сих пор единственной институцией далекой родины, которая вспомнила об их существовании. Развитие церковной жизни в Казахстане курирует сегодня Преосвященный владыка Василий Медвит, епископ УГКЦ, экзарх Киево-Вышгородского экзархиата. Несколько раз в год он ездит в далекое азиатское государство, встречается там с верующими, местной властью, помогает становлению церковной, собственно, духовной жизни, содействует возрождению национального самосознания украинцев.
Каждый приезд епископа Василия в Казахстан — большое событие для тамошних украинцев. На встречу с гостем собираются верующие и неверующие; они остро интересуются общей и религиозной ситуацией в Украине, делятся своими проблемами. Разговоры и дискуссии, как правило, длятся до позднего вечера. Ибо, к сожалению, нечасто посещают своих земляков гости из Украины, нечасто вспоминают о своих разбросанных по миру детях правительство или культурные учреждения.
Вернувшись в Европу, Владыка прилагает огромные усилия для нахождения — дома или заграницей — средств на строительство хотя бы небольшого храма где-то в Караганде или Павлодаре, чтобы послать туда иконы и церковные книги или обеспечить необходимые поездки в Казахстан священников и сестер-монахинь. Все эти функции он выполняет в качестве так называемого апостольского визитатора. В кабинете епископа висит на стене большая карта бывшего Союза, на которой обозначены места, где компактно проживают украинцы.
(Пятидесятилетнего епископа Василия трудно застать в Киеве, поскольку он постоянно живет в пути — во Львов, где находится архиепископат УГКЦ или в Казахстан. Это его, однако, не обременяет, ибо у него, как он говорит, «цыганская натура». Сожалеет только, что невозможно возить с собой все необходимые и любимые книги и записи классической музыки, которые хранятся дома, во Львове).
НАЧАЛО
В 1994 году в Казахстане была зарегистрирована первая греко-католическая община. Тогда там не было еще ни храма, ни священника. Через три года в Караганде при финансовой помощи организации «Реновабис» была построена маленькая церковка Покрова Пресвятой Богородицы. Запрестольные иконы для новой церкви написал казахстанский художник украинского происхождения Александр Пацюра. Храм Покрова — это первый храм УГКЦ, возведенный на территории СНГ за пределами Украины. А на праздник Вербного воскресенья состоялось освящение храма. Владыка Василий рассказывает, что на освящение собралось более 500 верующих, некоторые из них приехали из далеких других городов, преодолев подчас сотни километров. Церковь, двор вокруг церкви были переполнены радостными людьми. Пришли не только украинцы, не только греко-католики, но также христиане других национальностей и конфессий. Впервые за годы пребывания на чужбине украинцы имели возможность молиться вместе со своими епископом и священником да еще и в своей церкви. После литургии и освящения люди долго не хотели расходиться, роскошествовали в духовном единении.
УКРАИНЦЫ В КАЗАХСТАНЕ
Население Казахстана насчитывает 16 миллионов человек, в том числе почти 100 тысяч украинцев. Из них греко-католиков около 40 тысяч. Как вышло, что эти украинцы покинули свою прекрасную землю и переселились в далекую неизвестную Азию, в Казахстан? Первая «украинская волна» появились там в конце ХIХ века; это были безземельные выходцы с Юга и Левобережья Украины, где земля на то время была полностью распределена между большими латифундиями. Во времена Столыпинской аграрной реформы в казахстанские степи переселилось — тоже в надежде на свободные земли — много восточных украинцев. Третья волна (1939-53 годы) — это жертвы сталнского террора, главным образом, с Западной Украины, преимущественно греко- католики. После отбывания сроков заключения и ссылки этим людям так и не позволили вернуться домой. Сегодня их внуки часто не знают ни одного украинского слова, что и предусматривалось бывшей властью. Живут в Казахстане также известные «целинники».
Житье-бытье в Казахстане большинства наших земляков сейчас очень нелегкое, как и в других местах бывшего Союза. С работой трудно, зарплата — несколько долларов. Наибольшей, однако, трагедией, по мнению владыки Василия, может стать судьба молодого поколения. Ибо значительная часть детей, и не только украинских, не ходит в школу и остается не просто необразованной, а даже писать не умеет. Причина очевидная — родители не в состоянии обеспечить детей одеждой, учебниками, не имеют средств на обязательную помощь школе.
Учитывая эти обстоятельства, владыка Василий планирует в ближайшее время создать при церкви в Караганде школу, где детей будут учить не только Закону Божьему, но и грамоте. В школу будут принимать не только украинских детей, не только греко-католиков, но и всех, кто захочет здесь учиться. «Мы готовы пригласить преподавателями в нашу школу также муллу и православного священника для детей православных и мусульман. Только чтобы забрать детей с улицы, посадить их за парты», — объясняет владыка.
Религиозная жизнь в казахстанском обществе почти незаметна, что делает неполноценной и духовную жизнь верующих. А что действительно нравится там епископу Василию, так это высокий уровень веротерпимости; в частности, украинцев Казахстана не так драматически, как дома, разделяют вероисповедание или принадлежность к той или другой церкви. Нередко бывает так, что люди приходят молиться в христианский храм, даже не спрашивая, к какой конфессии он принадлежит. Караганда раскинулась в длину на 60 километров, и люди идут в тот храм, который ближе. Владыка с улыбкой рассказал, что, бывает, подходят люди и спрашивают: «А у вас, у греко-католиков, «Отче Наш» читают? Аллилуйя поют? Ну тогда придем на службу!».
СЛУЖЕНИЕ
Духовное служение в Казахстане — не такое легкое дело. Немногочисленные священники УГКЦ живут там в суровых условиях, ездят иногда за тысячу километров, чтобы отслужить праздничную литургию, покрестить ребенка, обвенчать молодых или просто пообщаться с людьми. «Нужно видеть, — говорит Владика, — что значит для казахстанских украинцев приезд духовного пастыря и как они его ожидают!».
В процессе становления церковной жизни постоянно возникают непредсказуемые проблемы. Такие, например, как языковая. Два последних поколения казахстанских украинцев родной язык знают плохо. А подавляющее большинство греко- католических священников почти незнакомо с русским — никогда его не учили, никогда не пользовались, никогда не жили среди русскоязычных. Как тогда учить Слову Божьему? Было принято решение начинать духовное просветительство на русской версии церковнославянского языка, а потом постепенно переходить на украинский. Понятно, что сначала пастырям необходимо изучать русский. Подмогой в деле может стать украиноязычная национально-религиозная программа, которая начала выходить в эфир на Карагандинском радио.
Совсем недавно, в конце июля, была отслужена первая литургия в столице Казахстана городе Астана — там начал действовать греко-католический приход. Местная община позаботилась о том, чтобы собрать на службу как можно больше астанских украинцев, объявления печатались в самых популярных СМИ. После первой литургии в Астане представители духовенства и мирян были приняты в посольстве Украины в Казахстане. Установились рабочие контакты также с украинским учебным центром, где учится 70 детей. Планируется постоянное сотрудничество.
ПАМЯТЬ
Начиная с 1931 года, Казахстан постепенно превращался в одну из «канонических» территорий ГУЛАГа, где было расположенно 20 лагерей. В годы войны в них побывало около 200 тысяч интернированных, в том числе украинцев. Несколько лет тому назад около Спасска, в 30 км от Караганды, найдено огромное захоронение погибших узников. Люди многих национальностей — японцы, поляки, немцы, французы, итальянцы и много других установили там знаки памяти своим согражданам.
В очередной приезд епископа Василия в Караганду в День памяти жертв политических репрессий украинцы Казахстана поставили на Спасском погосте крест и памятный знак (на фото внизу) — в будущем там будет сооружен памятник погибшим украинцам. Начат сбор средств.
ВЛАДЫКА НИКИТА БУДКА
В казахстанских лагерях погибло много деятелей греко-католической церкви. Среди них Никита Будка — один из наиболее известных епископов, сподвижник митрополита Андрея Шептицкого. Епископ Никита был арестован еще до пресловутого Львовского псевдособора, до формальной отмены греко-католической церкви. Киевский военный трибунал войск МВД обвинил епископа, в частности, в том, что он преподавал в подпольной семинарии, что в 1939 году отправлял панихиды жертвам большевистского террора, а еще — агитировал за отделение Украины от СССР, и осудил его на 5 лет лагерей. Через три года Никита Будка умер «от сердечного приступа»; было ему тогда 62 года. Где он похоронен, неизвестно. Известно только, что на одном из кладбищ Карлага, около села Каражар.
Казахстанские священники УГКЦ отцы Василий Говера и Виталий Климчук занялись поисками места погребения епископа Никиты, однако долго не могли найти даже кладбища. Ведь после закрытия лагерей на местах кладбищ часто устраивались свалки или строили какие-то здания. Жители села Каражар ничего не знали и ничего не слышали о лагерном кладбище. (Когда-то людям опасно было знать, какие страшные дела творят рядом с их домами.) В конечном счете, удалось-таки выяснить, что лагерное захопронение находилось на том месте, где сегодня стоит свиноферма.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы сюда приехали карагандинские украинцы вместе с владыкой Василием и священниками, а также немногочисленные еще живые бывшие заключенные Карлага. Отправили панихиду по епископу Никите, по всем безвинно погибшим. Владыка Василий вспоминает: «После панихиды по древнему славянскому обычаю все мы сели в широкой казахской степи на короткую тризну». Почему-то вспомнилось шевченковское: «На ріках Вавілонських, під вербами в полі сиділи ми і плакали в далекій неволі».
Р.S. За пределами Украины в СНГ сегодня живут, как национальные меньшинства, почти 6 миллионов украинцев. Большинство из них находится в полном отрыве от родной земли, в абсолютном информационном вакууме. Даже в соседнюю Белорусь не доходят наши СМИ. Единственным источником новостей было и остается ОРТ. Украинцев диаспоры на территории бывшего Союза не приглашают на государственные праздники, на научные конференции, не обеспечивают украиноязычными учебниками, в наших вузах не готовят для них учителей. Одна причина очевидна — экономические трудности, нехватка средств. Но очень часто это является только зонтиком, которым наша власть прикрывает свое безразличие.
Выпуск газеты №:
№176, (1999)Section
Общество