Перейти к основному содержанию

Украинская жизнь в транзите

Природа, особенности, признаки
04 мая, 11:30
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Народ, который пытается утвердить себя в истории, хочет организованности и порядка. Ради этого цивилизационные народы создают социальную инфраструктуру, объединяются в сообщества (род, племя, нация), создают социальные институты (семья, коллектив, государство), внедряют регулятивные механизмы (мораль, право), воспитывают детей (религия, образование, культура). Благодаря уму, социальному опыту и труду они создают культуру, налаживают взаимовыгодные контакты с другими народами, в конечном итоге выстраивают собственный комфортный социальный дом, живут в согласии и взаимном уважении. «Если род человеческий все же придерживается определенного порядка, — писал одно время французский философ, — писатель и моралист Л.Вовенарг, — это является наилучшим доказательством того, что верх в сознании людей берут ум и блатоворительность» (Л.Вовенарг. Энц. афоризмов. Россыпи мыслей. — М., 2003. — с. 407).

Подобная идиллия время от времени перерывается социальными столкновениями, революциями, войнами, другими катаклизмами. Каждое новое поколение, в свою очередь, стремится «усовершенствовать мир» в соответствии со своим миропониманием. Так разворачивается история. Принципиальным в ней является то, что люди всегда стремились выстроить «лучший мир», осуществить переход от прошлого, которое исчерпало себя, к будущему — более перспективному и защищенному. По выводам философов, этот переход всегда носит проблемный характер. В его основе — отказ от устаревших ценностей, норм, способов организации жизни и одновременно поиск приоритетов, направлений и способов деятельности людей, нацеленных в будущее. Такой период в жизни народов и культур я называю трансформационным, транзитным. Именно такой период переживает сегодня Украина. И именно в это время мы должны переосмыслить прошлое и отбросить то, что опозорило себя перед историей и сохранить то, что формирует нашу идентичность. Одновременно мы должны ознакомиться с опытом ведущих стран мира, сориентироваться в ценностях — национальных и общечеловеческих, которые можно было бы положить в основу нового образа жизни.

Как известно, Украина принадлежит к наибольшим государствам и культурам европейского пространства. Она имеет глубокую историю, мощную материальную и духовную культуру, выдающихся и известных деятелей науки, культуры и образования, представителей практически всех сфер общественного производства, уважаемых в Европе и в мире. Миллионы украинцев, рассыпанных по всему свету при разных исторических обстоятельствах, сформировали мощную украинскую диаспору, которая является действенным и дееспособным фактором современной мировой динамики. Десятки, а может и сотни их представителей возглавляют разные государственнические управленческие подразделения самого высокого уровня в Австралии, Израиле, Канаде, США, других странах мира.

Вклад украинцев в развитие мировой культуры несомненен и далеко не случаен. В основе достижений украинцев лежит генетическое стремление к труду, творчеству и творению, проницательный ум, мощный интеллектуальный потенциал, который сращивается и постоянно поддерживается глубоко развитым образованием, сердечно-чувственной культурой, высокоразвитой направленной человеком духовностью.

Известно также и то, что украинская история содержит в себе горькие и противоречивые страницы, в первую очередь, связанные с борьбой за освобождение от частичной или полной зависимости от тех или иных геополитических соседей, братоубийственных восстаний или войн, малых и больших трагедий. В поиске (и в стремлении) благосостояния, порядка и надлежащей организации своего образа жизни украинцы пережили (и перебороли) несколько трансформационных этапов: от падения Киевской Руси к Казачеству; от Переяславского соглашения к созданию Украинского государства 1917—1920 годов; от ее падения и жизни в рамках прежнего СССР к его разрушению. Каждый из отмеченных этапов имел свои особенности, всплески и падения, достижения и потери. Анализ каждого из них с целью очистки от наслоений прежней всесильной идеологии, представляет собой уникальную ценность: она открывает для нас и для мира настоящую историю жизни народа, вклад в историю развития мировой цивилизации которого не подлежит сомнению.

Новый трансформационный этап своей истории Украина начала с провозглашения независимости 1991 года. Первым и главным признаком, который указывает на его начало, является протестным образом обнародованная потребность в переоценке ценностей, общественно осознанная необходимость создания новой системы ценностей, которые отвечали бы требованиям времени и человеческим экспектациям.

В европейском пространстве нового времени эту тему первым поднял знаменитый немецкий философ, основатель философии жизни Ф. Ницше. На место предыдущих ценностей, которые «осрамили себя перед историей», считал философ, должны прийти вновь созданные ценности. Человек, подчеркивал Ф. Ницше, должен стать по ту сторону добра и зла, пройти трансформации духа, отказаться от устаревших приоритетов и одновременно создать новую систему ценностей — моральную, человеческую и человечную. Продолжая этот дискурс и во многом корректируя предложения Ф. Ницше, на основе философских заключений А. Бергсона, Н. Бердяева, М. Гайдеггера, А. Шопенгауэра, К. Ясперса, экзистенциалистов и представителей других философских направлений, европейское сообщество проникало в историю ХХ века, постепенно трансформировалось в контексте «человеческого измерения». В то время как в России (по магии марксизма) велась борьба против так называемых экспроприаторов и за диктатуру пролетариата,  утверждался большевистский тоталитаризм, расцветало насилие над народом и личностью, европейцы осмысливали человеческие ценности, на которых мечтали строить будущее. И хотя их мечты прерывались преступными намерениями подчинить мир собственным интересам, в частности, фашистами, расистами, нацистами, представителями некоторых других человеконенавистнических концептов, Европа не только не устарела и выстояла, но и создала предпосылки для нового поворота истории в контексте утверждения человеческих приоритетов.

Советский Союз, вклад которого в борьбу с фашизмом был самым существенным, казалось бы, должен был пойти таким же путем. Впрочем, «человеческие приоритеты» он трактовал по-своему: «человек-винтик общего механизма истории», «незаменимых людей нет», «вначале думай о родине, а затем о себе» и так далее. Послевоенный сталинизм не изменился. Он продолжал укреплять собственные тоталитарные фундаменты.  Находясь в составе прежнего СССР, Украина, к сожалению, вынуждена была жить по нормам советского тоталитаризма. О человеческих ценностях в то время говорить (а тем более действовать) было опасно. От Ф.Ницше и практически до конца ХХ века трансформационный период развития Европы и СССР шел двумя, полностью противоположными путями — ценностно-человеческим и авторитарным. Как страна, которая существовала в составе прежнего СССР, Украина разворачивала свою жизнедеятельность в парадигме доминирующих в те времена авторитарных приоритетов.

В то же время Украина боролась. Десятки и сотни инакомыслящих, «узников совести», диссидентов (Л. Лукьяненко, В. Чорновил, П. Григоренко Н. Руденко, В. Стус, Ю.-Б. Шухевич и др.) открыто и тайно выступали за человеческие ценности, соблюдение прав и свобод человека, национальные права, собственную государственность. Их жестоко преследовали (убивали при загадочных обстоятельствах, держали в тюрьмах и лагерях, в том числе строгого режима, отсылали в ссылку, применяли принудительное лечение в психиатрических заведениях, создавали атмосферу психологического террора, лишали возможности трудоустройства).  Своеобразным эпицентром этой борьбы стала культивированная в пределах украинской истории национальная идея — идея независимости, создания собственного государства, обеспечения свободного развития общества и человека как личности и гражданина.

Вклад украинцев в развитие мировой культуры несомненен и далеко не случаен. В основе достижений украинцев лежит генетическое стремление к труду, творчеству и творению, проницательный ум, мощный интеллектуальный потенциал, который сращивается и постоянно поддерживается глубоко развитым образованием, сердечно-чувственной культурой, высокоразвитой направленной человеком духовностью

Конец 80-х — начало 90-х годов ХХ века ознаменовались бурным дискурсом о ценностях. Кто мы, какие у нас корни, как оценивать почти 70-летнюю историю, прожитую народом Украины в составе СССР, куда нам двигаться и что брать с собой в будущее — вот пакет вопросов, которые удостоверяют начало процесса переосмысления ценностей — отказ от тоталитаризма и намерения создать собственную государственность. Народ и его элита пытались переосмыслить общую историю человечества и украинского этноса, его всплесков и падений, и в то же время утвердить новые стандарты, приоритеты, нормы, соизмеримые с жизнью наиболее развитых стран Европы и мира. В конечном итоге, слово вылилось в действие: 16 июля 1990 года Верховной Радой Украинской СCP была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховной Рады Украины принято Постановление и Акт провозглашения независимости Украины. Украина стала независимым государством. Именно от этого исторического действа и берет свое начало новый транзитный период цивилизационной жизнедеятельности украинского народа.

Если принять во внимание тот факт, что основные идеи «переоценки ценностей» и необходимость переделать жизнь Ф.Ницше обнародовал в конце ХІХ века (и по этому принципу формировалась новая страница жизнедеятельности народов Европы), а украинцы подошли к этому в конце ХХ века, полностью закономерным является вывод: мы отстали от Европы приблизительно на 100 лет! Чтобы стать в один ряд со странами европейского пространства, транзитный переход украинцы должны осуществить ускоренными темпами, консолидировано и прагматично.

Первые шаги социального транзита, в основе которого лежало задание расставания с СССР, создания независимого государства, возрождения национальной культуры, вхождения Украины в содружество европейских народов характеризовались полностью видимыми успехами. Не могу не отметить грандиозный вклад в перестройку государственности этого периода первого всенародно избранного Президента Украины Леонида Кравчука.  Были здесь и вызванные объективными и субъективными обстоятельствами противоречия, неуместности, досадные просчеты. Как справедливо отмечает академик В. Смолий, дата 24 августа 1991 г. открыла в истории украинского державотворчества новую страницу, когда на волне национального подъема, оставив позади груз советского прошлого, украинское общество начало овладевать практической плоскостью функционирования институций независимого Украинского государства, в частности испытание на эффективность ее властных структур, правовой, экономической, социальной систем. «Сразу заметим, — продолжает ученый, — этот процесс происходил волнообразно — с беспрекословными успехами и перманентной сдачей позиций в той или иной сфере» («25 лет независимости: очерки по истории сотворения нации и государства». — К., 2016. — с. 5—8). Украинское государство уверенно утверждало свою субъектность на международной арене. Заметные позитивные сдвиги происходили в области культурно-духовной жизни, медицины, инновационной технологической оснастки определенных экономических макро- и микропроцессов. В финансовом обращении утвердилась национальная денежная единица. На главные позиции в экономике (наряду с государственным) выходил частный сектор. Невзирая на материальное затруднение, новые достижения демонстрировала научная сфера. Происходила гуманитаризация общественного пространства. В частности, после многих веков забвения Украина наконец получила собственный национальный исторический проект. Вместе с тем рудименты имперского и советского прошлого продолжали (нередко через провоцирование внешнего фактора) проявлять удивительную живучесть во всех без исключения сегментах общественного бытия, пробивая лакуны в национальной идеологии и общественном сознании, осуществляя разрушительное влияние на сферу безопасности страны, подрывая ее боеспособность, внедряя новые импульсы в раздор и эгоцентризм правящей элиты («25 лет независимость: очерки истории творения нации и государства». — К., 2016. — с. 5—8).

В следующие десятилетия, успехи, к сожалению, становились все менее заметными; недостатки и противоречия — все более угрожающими. «Кольчужный» и «кассетный скандал», «дело Гонгадзе», всплеск и падение уровня общественной жизни и государственной политики во времена Президентов Л.Кучмы и В.Ющенко, приход к власти «регионалов» и президента-беглеца В.Януковича, новые экономические катаклизмы и политические преследования, заключения патриотов. Украинская история стала крайне неоднозначной. Человеческие приоритеты, европейский вектор, демократические и рыночные преобразования, заявленные с провозглашением независимости, едва теплились.   

Критическим для Украины стал 2013 год. Именно начиная с него и до наших дней транзитная жизнедеятельность украинцев обозначена знаком беды. В ее основе — отказ В. Януковича от подписания соглашения с ЕС, расстрел протестующих на Майдане (декабрь 2013 — январь 2014), война, развязанная против Украины бывшим «старшим братом» — Российской Федерацией. Соглашение об ассоциации Украины с ЕС и получение безвизового режима, налаживания  партнерства и сотрудничества до политической ассоциации и экономической интеграции общую ситуацию не улучшили. Украину накрыло резкое падение жизненного уровня рядового украинца, распространение бедности. Война и бедность стали теми основными факторами, которые транзитную неопределенность не только не развеяли, а углубили и заострили.

Главным фактором, который обусловил новые противоречия и неурядицы в украинском социуме, стали агрессия северного соседа в юго-восточные регионы Украины и аннексия Крыма. Именно они  повлекли критически угрожающую ситуацию, сформировали вызов-угрозу самому существованию Украины как независимого государства. Украину накрыла «гибридная война», которая охватила экономику и политику, культуру и образование, информационное пространство, дипломатию, быт и практически все остальные сферы жизнедеятельности человека и общества. Как отмечают аналитики, для выхода из этой ситуации понадобится не одно десятилетие. «Гибридная война» вносит в украинские жизненные реалии существенные коррективы: под ее влиянием транзитный период жизнедеятельности украинцев приобретает непредсказуемые и социально неконтролированные контуры.

Как отмечает В. Горбулин, гибридная война, как таковая, возникла не в 2014 году: «Ее отдельные проявления наблюдались и до этого в разных странах, в разных конфликтах. Но такого сосредоточения всех военных и невоенных аспектов гибридной войны, которое свалилось на Украину в 2014 году, мир еще не знал, как не знал такого брутального нарушения элементарных норм цивилизованной жизни на нашем земном шару. Отдельные инструменты гибридной агрессии применялись РФ к Украине и раньше: это экономическое давление и информационное. Я бы сказал, это беспощадная относительно нашего населения эксплуатация возможностей открытого информационного пространства. Но когда началось военное вторжение в Украину, весь имеющийся арсенал гибридной войны был задействован открыто. Мы давно живем в условиях гибридной войны, но раньше не чувствовали, что в ее паутине элементов гибридной войны, которую плетут против нас, находится весь мир» (В.Горбулин. Украина стала ключевым государством противостояния Запада и Украины». // «Урядовий кур’єр» №24, 8 февраля 2017. — с.4).

Очевидно, не только война, но и некоторые проблемные тенденции развития современного мира, которые влекут ситуацию социальной турбулентности, а также досадные просчеты действующих украинских политиков и державотворцев, повлекли ситуацию, которая обусловливает не жизнь, а выживание украинцев.

Украинское трансформационное общество становится все более проблемным и противоречивым. Беспрецедентное падение производства, роста цен, здорожчання жизни, тотальная коррупция, разрушение жизненной инфраструктуры и тому подобное влечет активный выезд из Украины части производительно состоятельного населения, свертывания потребностей и интересов,  снижения жизненного тонуса украинцев. Наиболее негативной тенденцией четвертьстолетнего развития Украины является падение производства. Председатель Антикризисного совета общественных организаций, президент УСПП А. Кинах отмечает: «.Нам неоднократно приходилось говорить об угрозе деиндустриализации государства, потери мощных наукоемких, технически сложных сфер, начиная с ракетно-космического комплекса, авиастроения, кораблестроения, транспортного, энергетического машиностроения и тому подобное» (А.Кинах. Выход из кризиса — создание новых рабочих мест // «Голос Украины» №227 (6481), 29 ноября 2016. — с.4 ). И это понятно. Производство — основа благосостояния и порядка. Между тем, по оценке А. Кинаха, в жалком состоянии находится легендарный «Южмаш». Фактически остановилось производство алюминия, его  придется импортировать. В настоящее время на грани такой ситуации сфера ферросплавов. Аналогично транспорт. Пассажирские вагоны изношены на 89%, локомотивы — на 93%, зерновозы — под 90%... В то же время сфера украинского транспортного машиностроения абсолютно не загружена, в 2015 году падение производства здесь составляло 80%. Ни одной программы, в том числе и государственно-частного партнерства, привлечения внешнего финансирования ради обновления подвижного состава Укрзализницы нет. До 80% населения Украины находится на грани бедности, отмечает А. Кинах. Это не популистские политические выводы, это реалии. С учетом тарифов, особенно на энергоресурсы, ЖКГ и тому подобное государство стало одним из самых бедных на Евразийском континенте. Как следствие, имеем огромные проблемы не только со стороны уровня жизни, но и ментальности людей, потому что в условиях борьбы за выживание о самоусовершенствовании, высоких моральных, идеологических стандартах говорить нет смысла...». Жизнь стала серой и невыразительной, и только внутреннее непреодолимое стремление к свободе и независимости и поддержка западных партнеров сдерживают народ от отчаяния, а страну — от распада, обусловливают активную борьбу за Государство.

Характерным признаком трансформационного общества является высокий уровень бедности. Как следствие, активизация преступности и коррупции, распространения алкоголизма и наркомании. Не является исключением и Украина. Своеобразным вызовом для нее является преодоление отмеченных неурядиц, в первую очередь, остановка падения уровня жизни, преодоления разрыва между бедными и богатыми, тенденциозного углубления бедности.

Бедность — извечное зло истории и главное унижение, которое падает на плечи человека как личности. Исследования свидетельствуют, что уровень бедности в Украине по относительному критерию в 2010 году составил 24,1 % (в 2009 году за чертой бедности было 26,4 % населения Украины). Национальным пределом бедности определен 75%-й порог медианного уровня совокупных эквивалентных расходов в расчете на условного взрослого, что определяется по данным обследования условий жизни домохозяйств Украины. В течение последних десяти лет за этим критерием уровень бедности остался относительно стабильным (на уровне 26—27 %), хотя национальный предел бедности вырос за это время почти в пять раз (из 175 гривен в 2001 году до 944 гривен в 2010 году). По оценкам ООН, 60% населения Украины очутилось за чертой бедности (https://uk.wikipedia.org/wiki/). Этот неутешительный показатель подтвердил постоянный представитель программы развития ООН в Украине Нил Вокер во время презентации отчета ПРООН относительно человеческого развития (https://www.epravda.com.ua/news/2017/03/30/623262/). На сегодня (июнь в 2017 г.) этот показатель достигает 80%!

Для сравнения: в Африке порог бедности — 1,25 доллара в день, в Украине — 1,5 доллара. Прожиточный минимум в Украине приближается к порогу бедности африканских государств, констатируют эксперты. По данным Организации Объединенных Наций, за чертой бедности проживает более 80 % украинцев. Такое положение приводит к тому, что малоимущие люди плохо питаются, и в конечном итоге ухудшается их здоровье. Специалисты советуют в этой связи реформировать налоговую систему относительно ввоза и реализации продуктов, а также компенсировать стоимость лекарств для населения. Согласно стандартам ООН, если человек тратит на обитание и продукты питания менее 5 долларов в день, а на месяц менее 150 долларов, то он живет за порогом бедности, рассказывает народный депутат Андрей Шипко. То есть в Украине, по курсу Нацбанка, минимальная зарплата должна была бы составлять приблизительно 3750 гривен, замечает нардеп. Если в африканских странах порог бедности 1,25 доллара в день, то в Украине прожиточный минимум на день составляет 1,5 доллара (www.ukrpress.info› Новости).

Бедность — это своеобразная социальная болезнь, которая поражает общество и личность, по большей части в переломный период их жизнедеятельности. Главными признаками этой болезни является: низкий уровень жизни населения в целом; психологическое неприятие экономического неравенства;  очень высокий удельный вес людей, которые считают себя бедными; распространенность бедности среди работающего населения. К этому стоит прибавить и такие показатели, как низкое качество рациона питания, постоянный отток граждан за пределы страны, низкая рождаемость, высокая заболеваемость и смертность, недовольство широких слоев общества общеэкономической ситуацией и своим материальным положением. К бедным слоям общества принадлежат те, кто не по собственной воле лишен необходимого: нормального жилья, еды, одежды, здоровья, возможности получать образование. Кроме того, бедность — это еще и страх перед будущим, обусловленный неуверенностью человека в своих возможностях уберечь себя и близких от лишений.

Бедность нельзя замалчивать, а тем более консервировать. С бедностью требе бороться, в первую очередь, приведением производства, распределения и потребления в соответствие со стандартами жизнедеятельности успешных, стабильных стран мира. Главным фактором преодоления бедности является собственный труд. «Каким является наш наибольший вызов сегодня? Борьба с бедностью. Мы должны побороть бедность в нашей большой 45-миллионной стране. С одной стороны, необходимы реформаторские решения, с другой, необходимо понимать ощущения людей, их наибольшие проблемы, чтобы предпринимать именно те шаги, которые дадут возможность преодолеть этот вызов» (В.Гройсман. «Мы должны побороть бедность в нашей большой 45-миллионной стране» // «Правительственный курьер» №3 (5872), 6 января 2017. — с. 2).

Продолжение следует

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать