Перейти к основному содержанию

Украинский путь к примирению

Представители православных, католиков, греко-католиков и протестантов выступили с общим заявлением
11 июня, 17:40
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Межконфессиональная и международная группа «Примирение», в состав которой входят Украинская православная церковь (МП), Украинская греко-католическая церковь, Римо-католическая церковь в Украине и Немецкая евангельско-лютеранская церковь Украины, заявила о готовности способствовать пониманию между гражданами Украины и служить делу общего примирения. В этот день состоялся круглый стол в «Укринформе», значение которого особенно важно в связи с тем, что он происходит во время, когда между членами группы «Примирение», особенно между греко-католиками и православными Украины, пытаются провести новую черту геополитической границы. Круглый стол подтверждает, что для этих попыток посеять межконфессиональный раздор в Украине нет никаких оснований. Напротив, украинские церкви, как никогда ранее, общим фронтом готовы бороться за примирение как в Украине, так и в более широком контексте. Газета «День» печатает стенограмму мероприятия с некоторыми сокращениями.

Игорь Шабан, председатель комиссии УГКЦ содействия единству христиан:

— История группы «Примирение», которая существует в Европе как проект диалога между церквями, началась в 1984 году. Два государства — Германия и Польша — попросили церкви, чтобы те работали над примирением между этими государствами, которые на то время были обременены воспоминаниями о Второй мировой войне. И этот проект был настолько успешен, что в 1995 году был расширен еще на два государства — на Украину и Беларусь. И таким образом возник проект «Примирение в Европе», задача церквей в Украине, Польше, Беларуси и Германии. Возможно, сегодня мы переживаем момент, в который грустим и хотим, как церкви, внести свою лепту в диалог, в примирение между украинским народом.

Епископ Боярский Феодосий, викарий Киевской митрополии УПЦ:

— Прежде всего скажу о том, что ситуация, которая легла на плечи всех наших сограждан, — тяжелая, и нельзя сказать, что мы не понимали, что надо будет работать над примирением еще в самом начале, когда только все начиналось. Мы проводили неоднократно заседание Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций и уже тогда звучала мысль, что нам — Церквям  и конфессиям Украины — придется успокаивать народ и примирять людей. К большому сожалению, наши худшие ожидания оправдываются, и то, что сегодня мы собраны в группе «Примирение», и то, что каждая конфессия считает своей обязанностью примирять наших людей между собой — это большой плюс и большое благо для народа Украины. Если говорить об Украинской православной церкви, то в последнее время в СМИ появилось немало неправдивой информации о нашей позиции и о нашем отношении к происходящему в стране. Поэтому, прежде всего, хочу четко и ясно заявить: Украинская православная церковь выступает за государственную независимость и территориальную целостность Украины. Мы осуждаем действия, направленные на раскол единой, соборной Украины и на подрыв государственного суверенитета. Наша Церковь заявляла об этом все это время, заявляет сейчас и будет заявлять впредь!

Украина должна быть соборной. Соборной — это не значит монолитной во всем, а значит разноцветной, но в то же время единой. Очень хотелось бы, чтобы в нашей и церковной, и светской жизни звучал такой девиз, который обычно приписывают святому блаженному Августина Гиппонскому, который одинаково почитается и Восточной, и Западной христианскими традициями: «В главном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь». Этот церковный по происхождению девиз может стать сейчас основой жизни нашего украинского общества. Единство — в главном, свобода — во второстепенном, то есть толерантность как к Востоку так и к Западу, и во всем любовь. Если будет воспитываться в сердцах людей любовь на христианских основаниях, то тогда многие вызовы, которые стоят перед нашим обществом, будут преодолены.

Сегодня мы призываем делать все возможное для поиска путей к мирному диалогу. Нам необходимо учиться вести ответственную общественную дискуссию, которая не должна превращаться в силовое противостояние. Нам необходимо установить гражданский мир в стране и искать пути к общенациональному примирению.

Особо скажу о нашей Украинской православной церкви. Она, в отличие от других конфессий, территориально расположена на всей территории Украины. Если другие Церкви или конфессии более локальны, то УПЦ, имея более 12 000 приходов, находится и на Востоке, и на Западе, и на Юге. И зачастую наши прихожане имеют различные политические взгляды. Иногда даже противоположные. И мы понимаем, что не можем разделить нашу паству по политическому шву. Поэтому все наши обращения и общие обращения в последние месяцы Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций были направлены на примирение. При чем все конфессии были согласны с нами в этом, и мы были согласны с ними. Потому все наши документы исходили из фундаментальной пастырской позиции. Мы старались всячески удаляться и даже уходить от каких-то политических формулировок.

Мы верим, что Украина выдержит все испытания, и поэтому уже сегодня мы должны думать о том, что нашему обществу предстоит непростой путь примирения. Скорее всего, этот путь будет долгим и трудным. Нам предстоит восстановить доверие друг к другу. Нам предстоит научиться принимать друг друга такими, какими мы есть.

Общественное примирение может быть построено только на фундаменте мира с Богом. Мы постоянно видели и видим порой прямое попрание Божественных заповедей. К нашему большому сожалению, сфера политической деятельности остается сферой свободной от христианской морали. Мы должны начать с возврата к христианским ценностям. Мы должны, прежде всего, примириться с Богом, и только пребывая в мире с Богом, мы сможем построить и прочный общественный мир. Будем просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Сам открыл нам путь к преодолению того тяжелого кризиса, в котором пребывает сегодня Украина.

Епископ Борис (Гудзяк), председатель отдела Внешних церковных связей УКГЦ:

— Я человек надежды, хорошей мысли, и я думаю, что очень много позитивного в нашем обществе, и это приведу в несколько более широком контексте. Позвольте немного начертить этот контекст и понять корни инициативы примирения.

Сегодня в Нормандии (Франция) встречаются руководители разных государств, чтобы совместно отметить событие, которое стало причиной для завершения Второй мировой войны. Важно подчеркнуть, что сегодня немцы отмечают вместе с потомками альянтов начало освобождения Европы от нацистов, освобождения и Германии. Отчего это было возможно? Потому что немцы посмотрели в свою историю и назвали вещи своими именами. Для примирения важно называть вещи своими именами. Нюрнбергское осуждение нацистского прошлого и целый ряд разносторонних социальных, образовательных, политических процессов позволили немцам стать на расстояние этого прошлого, его должным образом осудить и двигаться вперед. Это, кстати, и было предпосылкой экономического благополучия страны, которая сегодня имеет ведущую экономику после того, что она была полностью разрушена. На нашем поприще красный тоталитаризм, в отличие от коричневого, никогда не был назван своим именем. И его рецидивы, мутации еще с нами. Но сегодня они меньше с нами, чем это было полгода назад. Поэтому, мне кажется, что то, что мы видим в нашем обществе, те раны, те потери — они связаны со столь болезненным процессом называния вещей своими именами.

Мы на расстоянии буквально несколько сотен метров от места, где месяцами собирались сотни тысяч людей, среди которых регулярно среди ночи были священники с молитвой. Были из разных конфессий, но стояли вместе. С 10 декабря прошлого года, ВСЦиРО единодушно повторял четыре тезиса: президент и власть не могут игнорировать свой народ; насилие со стороны государства и со стороны протестующих недопустимо; все действия и слова о разделении Украины аморальны; диалог — единственный выход из общественных противоречий. К сожалению, руководство государства не смогло это услышать, и результатом стали сотни жертв, которые еще умножаются. Но в обществе некоторые вещи названы своим именем. И одним из аспектов этой «иначести» есть то, что церкви сегодня общаются и сотрудничают на определенной платформе в острых общественных ситуациях так, как, наверное, никогда в истории независимой Украины.

Перед нами непростой путь, но уже многое пройдено. И эта инициатива, которая исходит из горького опыта, инициатива, постоянно поддерживаемая немецкими протестантами, за что мы благодарны, отражает определенную веру в возможности полного примирения, которые уже реализовались для кого-то, а для кого-то еще впереди. Кто думал 70 лет назад в Нормандии, что немцы и французы примирятся? Сегодня внуки тех, кто воевал на крутых берегах, даже не представляют себе смертельную вражду, жертвами которой стали миллионы. Кто мог представить, что немцы с поляками примирятся? Ближе к нам: кто мог подумать, что отношения между украинцами и поляками могут стать такими близкими? Консолидация украинского общества, кроме этих ужасных проявлений насилия, которые, нельзя не сказать, провоцируются часто извне нашего государства, извне нашего общества, извне наших конфессий, — консолидация немалая. Я убежден, что то, что осмыслили французы и немцы, что сегодня отмечается на наивысшем мировом уровне, что осмыслили немцы с поляками, что уже произошло между представителями украинских и польских церквей, политических элит, а также народа — будет продолжаться в Украине.

Я мечтаю о том, что сегодня немыслимо: о примирении Украины и России, о такой трансформации, которую пережили немцы и французы, немцы и поляки. Такое должны пережить украинцы и россияне.

Отец Сергей Панченко, Римско-католическая церковь:

— Владыка Борис говорил, что он имеет надежду примирения с Россией. Но надо помнить, что это еще что-то очень важное для нас лично. Поэтому хочу вспомнить слова папы Бенедикта XVI: «Отсутствие способности распознать вину является наиболее опасной формой духовного отупения, которую только можно себе представить, так как она делает человека не способным стать лучше». Отсутствие способности распознать вину. Собственно, это нужно помогать людям, не искать виновных только. Видеть, что человек также сможет сказать «прости меня». Поэтому мы как украинцы тоже должны увидеть нашу вину, увидеть, где мы сделали ошибки. А второе — это примирению сказать «да».

Ральф (Хаска), пастор Немецкой евангельско-лютеранской церкви:

— Мы все охотно живем в мире с людьми, с самими собой. Но мы знаем, что любой мир начинается с Бога, ибо Он — источник мира и любви. Первым шагом на пути примирения с Богом является покаяние, потому что мы сами по себе не способны примириться. Осознание этой неспособности и собственной вины приводит нас в руки любящего Отца, который примиряет нас с Ним в нашем отступлении. И в это непростое для нашей страны время мы должны осознать и нашу собственную вину, дабы Господь простил нас, по Своей милости и воцарил Его мир в наших душах. Пусть Он дарует мужество понимать, что мы многое сделали не по Его воле и искать примирения в источнике мира, любви и прощения.

Профессор Владимир Бурега, председатель информационно-аналитической службы Киевской митрополии УПЦ МП:

— В завершение мы хотели представить наше коммюнике, которое назвали «Путь к будущему через примирение».

«В течение нескольких месяцев Украина переживает тяжелый кризис. Сначала социальное противостояние, которое достигло крайней точки, привело к массовым акциям протеста в Киеве, а сейчас в нескольких областях на востоке Украины утрачено гражданское спокойствие. Ежедневно мы слышим о новых столкновениях и кровопролитии. По нашему убеждению, причиной этих испытаний, которые мы сегодня переживаем, стало унижение человеческого достоинства и отсутствие общественного диалога.

Сегодня желания людей, живущих на Востоке и Западе, на Севере и Юге Украины, одинаковы. Все желают жить достойно, быть материально обеспеченными, иметь общественную и религиозную свободу, строить безопасное будущее для своих детей. Однако, стремясь к общим целям, люди не слышат друг друга, не доверяют своему ближнему, проявляют агрессию по отношению к своим братьям. Все это свидетельствует о том, что наше общество охватил не столько политический или экономический кризис; нас поразил моральный кризис, кризис доверия.

Сегодня нам нужно понять, что все мы, независимо от нашей национальности, языка, веры и культуры, являемся гражданами одной страны. Украина — наш общий дом. И только через ПРИМИРЕНИЕ и общественное согласие мы можем возобновить спокойствие и благосостояние в нашем доме.

ПРИМИРЕНИЕ — это, прежде всего, способность принять своего ближнего таким, какой он есть. Это признание за каждым человеком права развивать свои культурные и религиозные традиции и тем самым творить единство в многообразии и утверждать неповторимую красоту современной Украины.

ПРИМИРЕНИЕ — это умение оставить Богу прошлое, в котором были конфликты и противостояния, чтобы оно не тяготело над нами, когда мы стремимся строить общее будущее.

ПРИМИРЕНИЕ — это не только преодоление пропасти между людьми, это и шаг навстречу Богу, Который ожидает нашего обращения. Мы должны признать, что наши многочисленные грехи становятся причиной раздора, который царит сегодня в нашем обществе. Нам следует, прежде всего, примириться с Богом путем покаяния и сожаления за наши поступки. Господь наш Иисус Христос, который омыл все наши грехи Своей кровью, всегда готов принять нас и простить нашу вину. Мир с Богом должен стать фундаментом и для примирения между людьми.

Мы, представители церквей Украины, осознавая собственную ответственность перед Богом и людьми за судьбу Украины и каждого ее жителя, заявляем о собственной готовности способствовать инициативам, цель которых — построение доверия и понимания между гражданами Украины и  служение делу общего Примирения.

Мы радостно констатируем, что, несмотря на все сложные испытания последних месяцев, нам удалось сохранить в Украине межконфессиональный, межнациональный и межэтнический мир. Мы решительно осуждаем попытки разжигания вражды на религиозной или национальной почве.

Мы приносим молитвы к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, чтобы Он открыл нам путь к взаимному прощению и примирению и помог построить новую Украину».

Это — текст, который поддерживают церкви, входящие в состав группы «Примирение». Текст, который мы бы хотели, чтобы народ Украины услышал, чтобы молился вместе с нами за примирение, которое нужно не только нашим людям, но и нашим соседям. Чтобы надежда, которая развивается между Германией-Польшей, Польшей-Украиной и чтобы, возможно, между Украиной-Россией, пришла и на наши земли.

КОММЕНТАРИИ

Газета «День» попросила экспертов предоставить свои комментарии относительно инициативы православных, католиков, греко-католиков и протестантов «Путь к будущему через примирение».

Александр Саган, доктор философских наук, религиевед:

— Как по мне, идеи, которые пропагандируются в Украине группой «Примирение», имеют живой отклик и восприятие в украинском обществе. Учитывая это, несомненной является провальность уже осуществленных и, очевидно, запланированных на перспективу попыток группы московских церковных пиарщиков посеять зерна раздора между греко-католиками и православными в Украине.

Геннадий Христокин, кандидат философских наук, религиевед:

— И сам круглый стол, и принятый документ имеют чрезвычайно важное значение, и на это есть несколько причин. Во-первых, мы видим, что УПЦ является силой проукраинской и проевропейской. Очевидно, что УПЦ демонстрирует собственное братское отношение к УГКЦ, и это важно на фоне всех усилий Москвы изобразить униатов как силу деструктивную. Во-вторых, УГКЦ ясно показывает собственную цивилизованность, христианскость. Такого соревнования за примирение украинского и российского народов, которое прозвучало из уст владыки Бориса Гудзяка, вполне достаточно, чтобы опровергнуть русофобскую позицию руководства УГКЦ. Можно сказать, что тот, кто после таких заявлений в Москве будет продолжать выдумывать клевету на УГКЦ, является врагом всякой правды, цивилизации, всякого христианского братства. Не может быть основан православно-католической диалог на лжи об УГКЦ, и те слова, которые руководство УГКЦ находит в этом диалоге, являются признаком абсолютно уникального феномена украинской толерантности и взаимного доверия. К сожалению, такого доверия к россиянам пока что украинцы всех церквей не могут иметь, и важно, что о становлении такого доверия мечтают даже не украинские православные, а именно украинские униаты. В-третьих, сама позитивная программа примирения является живым церковным словом, обращенным к целому украинскому обществу, — от элиты до простого народа. В свое время в воззвании от 1 декабря 2011 года три самые большие украинские церкви — УПЦ, УПЦ КП и УГКЦ — предложили собственное виденье национальной идеи для Украины. Три составляющие этой идеи — солидарность, права человека и правовое государство — стали составляющей требований Майдана и частью духа революции достоинства. Сегодня церкви предлагают собственное виденье национального примирения в Украине и примирения между Украиной и ее соседями. Все заявленные в документе принципы являются тем, что нужно здесь и сейчас. Будет ли услышан этот призыв церквей? Если общество, а особенно интеллигенция, услышала призыв 1 декабря, то, думаю, и этот важный документ будет услышан, и он станет началом нового этапа в духовной и общей истории украинского народа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать