«УКРАИНСКИЙ СЧЕТ». ФИНАЛ
Буковский поставил этот вопрос и попытался ответить на него: фильмы посвящены освобождению нашей страны от немецкой оккупации, судьбе дивизии «Галичина», насильственной советизации и вооруженному сопротивлению на Западной Украине — сложным, неоднозначным темам, но и более. Режиссер сумел придать поиску нелегкой правды еще и убедительную художественную форму, — а ведь от пренебрежения последней отечественная кинодокументалистика многое теряет. Фильмы о событиях, меняющих ход истории, о выдающихся, незаурядных личностях смотреть, чаще всего, просто скучно. Создается впечатление, что пресловутая объективность (или ее зеркальное отражение — пристрастность) режиссера, считающаяся одной из добродетелей неигровой картины, на деле оборачивается или равнодушием к самому материалу или неумением совладать с ним.
В «Украинском счете», как представляется, режиссеру удалось достичь практически идеальной дистанции по отношению к событиям, фактам и свидетельствам, составляющим содержательную основу эпопеи. Буковский дает высказаться всем — бойцам Украинской повстанческой армии, ветеранам войны с советской стороны, активистам продразверсток, родственникам тех, кого уже нет в живых. Кстати, сами эти интервью наглядно доказывают, что неталантливых людей нет — все эти старики и старухи, вспоминающие о событиях более чем полувековой давности, мало того, что интересны речью и обликом, но еще и невероятно артистичны. И потому фронтовая кинохроника, занимающая значительную часть экранного времени, обретает живое тепло и полнокровность. Люди, запечатленные на этих исцарапанных пленках, входят в кадр, чтобы вновь и вновь сыграть свои роли на театре военных действий и, вполне вероятно, умереть спустя секунду после того, как покинут поле зрения оператора.
Театр войны составляют множество трагедий, и никакие сравнения здесь недопустимы. Каждый, от солдата до боевого генерала, герой-протагонист, каждый делает необходимый выбор в невозможных обстоятельствах. Таковы солдаты дивизии «Галичина», совсем молодые парни, отчаянные студенты-романтики, которых, едва обучив, бросили на самое острие атак Первого украинского фронта — против своих же соотечественников. Таковы и «чернорубашечники» — мальчишки с освобожденных территорий, мобилизованные для нужд советских войск, не обученные вовсе и поголовно полегшие в первых же боях. Таковы и воины УПА, вступавшие в безнадежную борьбу с военными армадами сначала фашистской Германии, а потом и сталинского СССР. Свою цену заплатили и генерал Ватутин, освободивший Киев и погибший при молчаливом попустительстве партийной верхушки, и легендарный командир УПА Шухевич, и, по сути, проигравший свое главное сражение символ красного партизанства Ковпак...
У каждого была своя война. А счет — один на всех. Страшный счет, который заплатила Украина. Миллионы погибших и искалеченных, — физически и духовно. Однако тяжесть фактов не вредит ткани картины, не отягощает зрителя без меры. Четкий ритм, единство сюжета, безукоризненно выстроенный изобразительный ряд — фильм держится в захватывающей целостности, серия за серией.
Да ведь и цифры потерь, и пережитый совместно ужас братоубийства — не примиряют, и до сих пор противостояние между «истинными освободителями» и «бандеровскими пособниками» живет во многих умах, до сих пор есть «правильные» и «неправильные» герои. Режиссер не принимает ничью сторону, но и равноудаленной его позицию назвать нельзя. Он сочувствует всем, пытается понять каждого.
И находит единственно верную интонацию в заключительной серии, в послесловии ко всему фильму. Не то чтобы трагическую или скорбную — скорее, щемящую.
Может быть, только таким голосом можно остановить войну, до сих пор не отпускающую нас...
P.S.Заключительные серии фильма «Война. Украинский счет» будут показаны почему-то аж в мае следующего года на телеканале «1+1».
Выпуск газеты №:
№205, (2002)Section
Общество