Украинское турне «Києва»
Голоса, которые звучали в 18 странах мира, наконец услышали жители двадцати девяти наших городовУчастники хора «Київ» под управлением заслуженного деятеля искусств Николая Гобдича в течение более двух месяцев выступали на сценах областных филармоний, театров, музыкальных училищ. Почти каждый день концерт проходил уже в другом городе. И завершилось первое всеукраинское турне выступлением в Колонном зале Национальной филармонии Украины. В программе — духовные произведения Николая Дилецкого, Артемия Веделя, Евгения Станковича и народные песни в обработках современных украинских композиторов. «Золотые голоса» Украины пели, как ангелы небесные, словно и не было длинного концертного марафона.
Почему же возникла потребность в такой длительной концертной поездке по нашей «глубинке»? Ведь хоровая музыка всегда была в почете на нашей земле. И хоровое пение — издавна едва ли не самая любимая и самая распространенная форма музицирования наших предков. Да и хоров, которые поют произведения композиторов-классиков, казалось бы, у нас хватает. Зачем же ехать в Тулу со своим самоваром? Но чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно вспомнить историю хорового искусства нашей страны, а также историю становления хора «Київ».
Об украинцах говорят, что они поют целый год и целый век. Только в лаборатории народного творчества Национальной музыкальной академии на аудиокассетах хранится свыше тридцати тысяч собранных в фольклорных экспедициях жемчужин музыкально-поэтического творчества нашего народа — от языческих песен и до почти современных «револьверных» романсов. Что касается отечественной духовной музыки — она существует уже на протяжении тысячелетия, с тех пор, когда Киевская Русь приняла христианство. В православных церквях, в отличие от католических, не разрешалось звучание органа. Поэтому основное внимание композиторы уделяли созданию хоровой духовной музыки. Она за последние пять столетий вобрала в себя стилевые особенности культуры разных исторических эпох — средневековья (XV cт.), барокко (XVII — первая пол. XVIII cт.), классицизма — (вторая пол. XVII — нач. XIX ст.), романтизма (вторая пол. XIX — нач. XX ст.) и современности. Это огромное поле для исполнительской деятельности. А посмотрите на афиши многочисленных наших хоров — и вы увидите те же произведения. Конечно, этому есть причины. В советские времена не поощрялось ни особое внимание исполнителей к народным песням — могли «пришить» национализм, ни к духовному наследию — мы же были все атеистами. Когда же Украина обрела независимость и, казалось бы, ничто не мешает приобщиться к забытым шедеврам, оказалось, что это не так легко, потому что утеряны не только ноты, но и традиции исполнения партитур старых мастеров; что закрыты или едва теплятся нотные издания. До сих пор нет даже каталогов композиторов и хоровых произведений XIX—XX столетий. И высокопрофессиональных коллективов, способных на надлежащем уровне исполнить жемчужины нашего хорового наследия, наконец, не так уже и много.
Что касается хора «Київ» — его профессионализм достоин удивления. Нашим «золотым голосам» аплодировала публика в Карнеги-холле и Белом доме в Америке, в Соборе Парижский Богоматери, Концертгебау и во многих других концертных залах. Не только блестящее исполнение привело к огромному успеху этот коллектив. Восторг искушенной европейской и американской публики вызвали совершенные творения отечественных композиторов, которые порой не уступают произведениям Монтеверди и Баха. Достаточно сказать, что некоторые программы Николай Гобдич составлял в течение нескольких лет. Четыре Гран-при на международных конкурсах (там можно было не только себя показать, но и многому научиться), 15 компакт-дисков с записями преимущественно национальной музыки, более 700 концертов за 12 лет существования коллектива — это о чем- то говорит. А еще при хоре имеется библиотека, где делается компьютерный набор и тираж произведений старых мастеров и современных авторов. Уже издано больше ста партитур. Поэтому неудивительно, что хор «Київ» решил поделиться своими достижениями с профессионалами и просто благодарными слушателями. Руководители хоровых коллективов получили в подарок ноты хоровых партитур для работы и компакт-диски с записями хора «Київ» для образца. А публика украинской провинции, заплатив три-пять гривен за билет, открыла для себя неизвестную музыку из сокровищницы национального хорового наследия и приобщилась к искусству, скажем без преувеличения, одного из лучших европейских хоровых ансамблей, о котором, если и знала, то только по слухам.
Труднее всего было выступать в городах, где нет средних и высших музыкальных учебных заведений. Там публика по большей части не знала, что существуют такие исполинские фигуры в истории нашей культуры, как Максим Березовский, Артемий Ведель, Дмитрий Бортнянский. А что уже говорить о современных украинских авторах — Евгении Станковиче, Викторе Степурке... А поэтому для многих встреча с их произведениями стала настоящим откровением. Об этом свидетельствовали переполненные залы, теплое, задушевное общение артистов с публикой после концертов и слезы радости на глазах у благодарных людей. Когда-то, в советские времена, поездки ведущих хоровых коллективов по городам и селам родной страны были делом обычным: поставили чиновники в план, скажем, Укрконцерта такие гастроли, выделили средства, провели их, отчитались о приобщении масс к искусству и нарисовали галочку на бумаге... Теперь о таком можно только мечтать, и от замысла до его воплощения может пройти не менее пяти лет, а бывает, и больше, если спонсоры не помогут. Но все-таки — свершилось, и Николаю Гобдичу, который годами мечтал о такой поездке, было радостно ощущать, что присутствующие в залах нуждались в этой музыке родниковой чистоты. Она воспринималась как эликсир бодрости для уставшей души, как противоядие от безвкусицы и вульгарности, которые заполонили в последнее время теле- и радиоэфир при отсутствии когда-то пресловутых худсоветов. (О них теперь приходится вспоминать с ностальгией.) Руководитель хора «Київ» убедился, что дома слушатели не менее благодарны, чем за границей, и ради них стоит работать. Он мечтает исполнить и записать на компакт- диски все отечественное хоровое духовное наследие.