Перейти к основному содержанию

Украинскому дирижаблю — быть

В Феодосии, на родине планеризма, крымские ученые активно разрабатывают новые типы летательных систем
07 июля, 20:36
ФЕОДОСИЙЦЫ СВОЕ ДЕТИЩЕ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ПОКА НЕ РАЗРЕШАЮТ, НО ПОДОБНЫЕ ДИРИЖАБЛИ СЕГОДНЯ СЧИТАЮТСЯ НАИБОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА / ФОТО ИЗ САЙТА «РОСАЭРОСИСТЕМЫ»

Ежегодные феодосийские шоу на воздушных шарах известны уже во всем мире. Проведению этого ежегодного праздника воздухоплавания способствуют те же благоприятные природные факторы, которые в первой половине ХХ века здесь использовали еще планеристы, в том числе, будущий конструктор космических кораблей Сергей Королев. Окрестности Феодосии представляют собой естественные гигантские «блюдца», созданные складками местности, где воздух сильно прогревается и создает мощные восходящие потоки, в которых и «купаются» как планеры, так и воздушные шары. Не удивительно, что именно в Феодосии еще в прошлом веке создан и работает сейчас Государственный научно-исследовательский институт аэроупругих систем, разрабатывающий летательные аппараты. В прошлом это — закрытое секретное предприятие, именно здесь ученые разрабатывали и испытывали парашюты для приземления спускаемых модулей космических кораблей, другие подобные системы космического и военного назначения. Предприятие занимается разработкой и изготовлением продукции также гражданского назначения. Оно, кроме «научного цеха», располагает цехами опытного производства и производственным филиалом, предназначенным для серийного изготовления парашютно-десантной техники. За 2005 год объем производства промышленной продукции составил 7,5 миллионов гривень, что на 14% больше, чем в 2004 году. За 2006 год объем производства планируется повысить до 10,7 миллиона гривень. Институт сотрудничает с Китаем в области создания парашютных систем для доставки гуманитарных грузов на ограниченные участки местности, парашютных систем для людей, а также ведет переговоры по созданию новых образцов парашютной техники и комплектующих. По вопросу делового сотрудничества и укрепления новых позиций на международном рынке институт ведет преддоговорную переписку с предприятиями стран СНГ, Чехии, Германии, стран Африки, Австралии и Латинской Америки. В общем объеме работ института более 50% занимают работы по договорам с зарубежными странами, поэтому верным будет вывод о том, что украинское государство и его граждане еще недостаточно использую потенциал института для своих целей. Готовая продукция оборонного назначения института поставляется через предприятие «Укрспецэкспорт» во многие страны мира, кстати, в том числе и в страны НАТО. Это к тому, что последние антинатовские протесты и объявление депутатами города «территорией без НАТО» просто противоречат экономическим интересам предприятий города. Ведь только в этом институте работает больше 320 феодосийцев.

Сегодня военных заказов не много, однако ученые работают над решением новых проблем. В частности, стремятся заложить основы украинского дирижаблестроения. В феодосийском Государственном институте аэроупругих систем разработан и предложен к производству дирижабль «А-300».

— В мире дирижаблестроение динамично развивается, — рассказал журналистам помощник директора института по маркетингу Юрий Николаев. — Сегодня для транспортировки грузов и пассажиров в мире используется более 250 дирижаблей.

В частности, Россия достраивает уже второй большой дирижабль, подобный феодосийскому. Первый активно используется в Москве — для туристических целей, транспортировки грузов, для патрулирования над городом.

Дело в том, что наше обычное представление о дирижаблях уже устарело. Только незнание современного состояния отрасли приводит к тому, что мы представляем современные дирижабли некими потомками древних «цеппелинов» — огромными, опасными, невместительными и неповоротливыми, эдакими «воздушными слонами». Современные дирижабли не такие. Если первые «цеппелины» были полностью подвержены влиянию ветра и развивали скорость не более 20 — 30 километров в час, то современные дирижабли могу передвигаться, как самолеты, со скоростью 200 километров в час. Некоторые из них могут поднимать до 100 тонн груза. Дирижабль также наиболее безопасный вид транспорта, поскольку для наполнения шаров сейчас используется не горючий газ, а гелий и новые системы безопасности, которые практически полностью исключают падение аппаратов. Неудобные в прошлом корзины сейчас заменены на комфортабельные кабины и пассажирские салоны, в которых есть все необходимые удобства не хуже, чем в самолетах, или корабельных каютах или купе в поезде.

Учеными феодосийского института разработан и испытан проект туристического трехдвигательного девятиместного дирижабля, который уже заинтересовал инвесторов из Германии, Франции и России. Преимущества феодосийской разработки в том, что их проект, по словам Юрия Николаева, как минимум в два раза дешевле дирижаблей такого же типа, которые строят в Германии и США. Понятно, что особенности своего проекта феодосийцы держат в секрете и фотографировать свое детище пока не разрешают. «А-300» может в будущем совершать как увлекательные туристические полеты над Крымом, так и пассажирские перелеты из Крыма в Европу, скажем, на курорты в Турцию или в другие страны. По подсчетам специалистов института, полеты на туристическом дирижабле будут стоить всего лишь в полтора раза дороже, чем, например, прогулки на водных мотоциклах или на подвесных парашютах. С топливом и другими расходными материалами для дирижаблей проблем также не должно быть, они не являются дефицитом. По словам Юрия Николаева, дирижабль по феодосийскому проекту будет стоить $1,7 миллиона и окупится всего за два года. Институт сейчас проводит испытание узлов своей уникальной разработки и надеется, что в скором времени перечень продукции предприятий института, а сейчас это тепловые аэростаты, парашюты всех видов, пополнится и дирижаблями, заказчиками которых может быть как государство, так и частные предприятия и физические лица, ведь спектр применения дирижаблей очень широк.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать