Украину готовят к генетически модифицированным продуктам?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010206/423-5-2_0.jpg)
В последнии дни отечественные экологические организации развернули информационную кампанию, направленную на сделавшую невозможным принятие Верховной Радой закона «О государственной системе биобезопасности во время осуществления генетически-инженерной деятельности». Собственно не Закона вообще, а в той редакции, которая едва не была принята парламентом 18 января этого года. Безусловная важность этой темы для общества умножается еще и на отсутствие какой-либо достоверной информации у широкого общества. Особенно это актуально при келейных методах принятия решений на государственном уровне. Ситуацию вокруг Закона и перспектив его изменения комментирует член Комитета по вопросам экологической политики Верховной Рады, депутат (фракция ПЗУ) Виктор ХАЗАН:
— Чем вызван всплеск внимания к генетически модифицированным продуктам?
— Дело в том, что до последнего времени ситуация относительно генетически-модифицированных (ГМ) продуктов была контролируемой. Их очень мало завозилось, и Минэкологии успевал за этим присматривать. Потом, в 1998 году, пошла активная работа известной иностранной фирмы по экспериментальному выращиванию картофеля в Украине. На следующий год, еще не в качестве народного депутата, я узнал о подготовке какого-то законопроекта о генетически измененных продуктах, однако после моего запроса никакой информации я не получил. Кстати, когда я в 2000 году пришел в парламент, то даже на официальное обращение к руководству ВР поступил ответ об отсутствии какой-либо информации по этому поводу.
— Насколько известно, рассмотрение законопроекта планировалось на 20 января. Почему была изменена дата рассмотрения?
— Мы знали, что проект поставлен на рассмотрение в пятницу, однако абсолютно неожиданно дата была перенесена на среду. Я не знаю ни одного случая, когда бы рассмотрение переносили на более ранний срок. Обычно существует практика переноса на отдаленный срок. Исходя из такой срочности, я сделал вывод, что под закон уже готовы массовые поступления — официальные (!), ГМ-материалов. Я почти полностью уверен что готовится массовая «агрессия» посадочного материала. Потом все просто будут привязаны к нему. Инициаторами рассмотрения все было заблаговременно просчитано, в ином случае не было бы такой беготни.
— Однако проект закона сейчас не прошел. Существует ли вероятность того, что за него проголосуют в другой раз?
— Это был только случай, что закон не прошел. Ведь, кроме фракции зеленых, за принятие не проголосовала только «Батьківщина». Однако она не голосует вообще, а в случае участия этой фракции в заседаниях парламента результат может быть другим, ведь для принятия закона не хватило нескольких голосов. И это невзирая на то, что мы раздали всем депутатам информацию о ГМ-материалах, уговаривали их все еще раз взвесить...
Генетически измененных продуктов питания в Украину завозятся десятки тысяч тонн — точные данные отсутствуют. Однако вот только небольшой пример. В США разница в стоимости ГМ и «чистого» продукта — в 3—4 раза. А в Украине продается более дешевый товар...
— Однако, настолько ли страшен закон? А если он угрожает населению, то кто может повлиять на развитие ситуации?
— Закон Украине нужен. Но не в таком виде, в котором он был внесен на обсуждение, ведь если его принять таким, то не будет даже формального барьера для массового ввоза ГМ-материалов и продуктов. Если бы не было закона, то можно было бы апеллировать к существующим международным конвенциям. В случае принятия Закона в нынешнем виде, заинтересованные структуры смогут официально ввозить нужную продукцию. Что же касается влияния, то, к сожалению, ни фракция зеленых, ни экологический комитет ВР не в состоянии прямо повлиять на ситуацию. Реальное влияние пока что имеет Минэкологии, да еще общественность и пресса.
Выпуск газеты №:
№23, (2001)Section
Общество